Гуру

Pro

Гуру

L’esprit cherche et c’est le coeur qui trouve.- Разум ищет, и только сердце находит.

Николай


На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
29 марта 2024 г.

Законы точно паутина, в которую попадает мелкая мошкара, но через которую прорываются шершни и осы

(Джонатан Свифт)

Все произведения автора

Все произведения   Избранное - Серебро   Избранное - Золото   Хоккура

Сортировка по рубрикам: 


К списку произведений автора

Проза

из цикла "Турниры"

С другом об искусстве (турнирное)

выпад №3 на Каминный турнир королевы Птенчик!
(Следование условиям турнира традиционно подтверждено прописными буквами ниже по тексту)

Ну, вот и проза… как заказывали... )

Приве-е-е-ет, дружище! Фу, наконец! Я так долго ехал сюда. Дороги замело. Такая метель! Как ты тут? Ну и славно! А что, еще никого нет? Странно. Я думал, что опаздываю: пришлось заехать на рынок за мясом. Сам знаешь, здесь не купишь хорошего мяса — надо переть из города. А тут — метель, гололед. Просто стихийное бедствие. Еще и ворота так замело, что пришлось машину снаружи оставить... Ну ее, потом расчистим. Не охота мне сейчас лопатой махать. Я и так в саду провозился долго, пока калитку откапывал.

Так говоришь, никого нет? Ну… это и к лучшему. Мы пока с тобой поболтаем. Как же тут классно! Я обожаю беседовать с тобой. Наверное, ты мой единственный друг (только не зазнавайся!). Я расскажу тебе ПРО одну мыслишку, которая меня посетила, пока я полз к тебе по пробкам. Знаешь, за рулем в пробках отлично думается. В обычной жизни все время торопишься, бежишь или думаешь про что-нибудь очень конкретное, по работе, о доме, о планах. А в пробке… в пробке ты уже смирился с неизбежностью, и думать ни о чем не хочешь. На какое-то время мозг (какая-то часть его) отключается. Вот, если ты смог расслабиться, то он (т.е. мозг) сам начнёт перебирать темы и зацепится таки за какую-нибудь. Весьма интересно бывает порой, весьма. Ну, ты меня понимаешь…

Знаешь, замерз я, пока во дворе возился. Давай, жахнем по рюмашке?! Отлично. Что там у нас в морозильнике? Ага! Нет, на «Белугу» у меня это… рука не поднимется. А вот «Абсолют» — это эбсолютли моё! Цитрончик! Литровочка! Ну, будем! Уууух! Хороша!

Так вот. Еду, слушаю музыку и вдруг понимаю: все кончилось. Все уже было. Музыка кончилась. Семь нот исчерпали себя… Подумал дальше. А искусство, вообще? А ведь, тоже! Кончилась эра! Подожди, не перебивай. Я сейчас снова вернусь к музыке. Только выскажу идею глобально и потом все подробно обсудим. Так вот. Это не переходный период. Это не декаданс! Он уже был! Кончились эпохи модерна и постмодерна (если их различать). Это даже конец глобальной э-п-о-х-и! Начало нового витка с первого знака — Эры Водолея. Все ценности зачеркиваются, все нормы пересматриваются. Куда мы придем? А кто его знает?.. Вот теперь, давай вернемся к музыке, то бишь к тому, с чего я и начал.

Музыка… Главное, что было в музыке, на мой скромный взгляд, конечно, это мелодия, мелодика. Так вот, она исчерпала себя. Нет новых тем. Нет, то, что пишется сейчас, это не плагиат (не все, во всяком случае). Это вариации на тему. А темы уже все были. Они закончились. Последний великий композитор был Стравинский. Или Шостакович. Ну, хорошо, Прокофьев. Это одно и то же время приблизительно. Но не Щедрин и не Шнитке. Никто не напишет уже так гениально, как Моцарт и при этом… настолько своё, насколько он. Я специально не хочу вдаваться в подробности — я не великий специалист в искусстве, тем более, в музыке. Но новые композиторы, желая сделать что-то свое, а не повторить чужое, во главу угла ставят уже не мелодию. Это факт. Я не говорю о крайностях. Хотя, если взять Кейджа. Он очень неплохой композитор. Но запомнился всем только своим вызывающим.. я даже не знаю, ну пусть будет произведением… нет, композицией (вот так лучше) «4’33”» (4 мин 33 секунды полной тишины, сидя за роялем при полном зале). И это 1954 год! Первая ласточка, так сказать. 52-ой? Ну, где-то там, короче. А альтернативная музыка, игра на не музыкальных инструментах и т.д.?

Постой… погоди. Еще по одной... Может, бутербродик? Правильно, не надо. Только аппетит перебьем.

Хорошо, оставим музыку. Опера, балет тоже с ней связаны… Вот! Изобразительное искусство! Если кратко. Иконы — дух. Ренессанс — душа. Импрессионисты — чувства и чувственность. Абстракционисты, кубисты, экспрессионисты — разум. Дальше? Я, конечно, пропустил кучу направлений, эта схемка весьма примитивная… Но, все же, тренд именно такой! Русским по белому все признаются — изобразительное искусство, как отображение реального мира неинтересно! На то есть фотография, которая тоже уже искусство. Тогда что? Тогда почему все протестуют против квадратов Малевича, расплывчатых линий Родко, паучьих скульптур Луизы Буржуа, инсталляций и перформансов Бойса, Германа Нича, Трейси Эмин, Кулика? А все ли протестуют? Надумано ли почитание приверженцев? Или я «не догоняю»? Уже давно понял, что во многом, правда, «не догоняю». Уже давно, действительно, многое признал. Но не всё, далеко не всё... Например, я никак не соглашусь, что мастурбирование на публику Витто Акончи – это искусство, но та же Буржуа или Аниш Капур, в основном, мне нравятся. Не может не привлечь внимание завернутый в полотно Рейхстаг или упакованные деревья на Елисейских полях Христо Явочева. А каково распятие на Фольксвагене Жуке Криса Бурдена?! Вообще, перформанс пошел с Ива Кляйна, который поставил личность художника выше его произведений. Вот такая вот тенденция. А откровенно «хулиганить» начали, наверное, с дадаизма. Хотя… общепризнанно, что корни кубизма растут из творчества Сезанна! А он был ещё раньше. Впрочем, про кубизм неуместно. Кубизм не «хулиганство», а — революция. С другой стороны, тот же Малевич возвратился в конце к фигуративизму. В нем же всегда «жил» Люсьен Фрейд. Причем, в обоих его пониманиях: и в буквальном, и в том, что называется «предметное искусство». Благополучно «живет» Лю Сяодун. Еще множество. И тоже имеют своих поклонников… Да и в музыке! Те же Шостакович и Прокофьев были уже после Шёнберга, который «возвопил» еще в начале века, что музыка изжила себя (только послушай его оперу «Моисей и Арон»)… Запутался я. Время, конечно, рассудит. Только мне уже это не засвидетельствовать. Хм… Чехов, например, считал, что его будут читать еще года три после смерти и забудут. Ан нет, помнят. Пушкин, вообще, был далеко не самый почитаемый и читаемый современниками поэт. Но сколько лет уже он — «наше все». Конечно, передернули, конечно, эксплуатируют образ, превратили в символ. Но все равно, велик! Воистину, «нам не дано предугадать…».

Еще по одной?.. Постой, ещё одна мысль пришла, раз уж мы о литературе заговорили... А вот, что ты, друг мой милый, скажешь о поэзии?! Вот недавно по «Культуре» у Гаврилова…

Чу! Что за шум? Кто это? Ну да, конечно… Сегодня же большой сбор. Ну-с, кто там у нас?..

— Милый, а ты почему говоришь с КАМИНОМ? Смешной! Да, кстати, а почему машина не в гараже? Я из-за тебя не смогла проехать, а сейчас начнут съезжаться ребята…

— Хорошо, малыш. Сейчас расчищу снег и загоню. Как доехала?.. Стоп! Постой, не тащи ты эту тяжесть. Я сам всё выгружу! Вот только камин растоплю, а то холодно.

Смешной! Я не смешной, я несчастный! Боже, а я ведь «поплыл». Вот я и бухнул на голодный желудок. Впрочем, я себя знаю. Пятнадцать минут и я восстановлюсь.

Камин понимал меня без слов. Я постоял еще немного, разглядывая знакомые прожилки в мраморе. Потом протер пыль с полки, для чего пришлось снять с нее многочисленные бронзовые и медные плошки, кувшинчики и прочую мелочь; собрал в совок золу и остатки углей. И вдруг, неожиданно для самого себя, вспомнив давно читаный рассказ, я попросил его сообщить мне что-то важное, какую-нибудь тайну. Я приложил ухо к холодному мрамору. И услышал:

— ИСКУССТВО УМЕРЛО!

Я оцепенел. Для меня это был приговор к смертной казни. И я положил голову на каминную полку, как на невидимую плаху.

Но Камин вдруг добавил:

— ДА ЗДРАВСТВУЕТ ИСКУССТВО!

Давай-ка, дружище, я тебя растоплю! Застыв на некоторое время, я полюбовался своим камином и, довольный результатом, улыбнулся и пошел в чуланчик за полешками. Сегодня большая программа — две БАРАНЬИ НОГИ, пять СКУМБРИЙ и КУРОПАТКИ на вертеле. Надо подготовиться…


Опубликовано:19.08.2013 14:20
Создано:19.08.2013
Просмотров:8481
Рейтинг..:162     Посмотреть
Комментариев:7
Добавили в Избранное:5     Посмотреть

Ваши комментарии

 19.08.2013 14:47   tamika25  
Очень осязаемо, по-настоящему. Верю)
Получила удовольствие от прочтения. Сама иногда задумываюсь о таких вещах и считаю, что искусство не умрет, а приобретет какие-то другие формы, и будет создано что-то новое на новых витках спирали его развития) Со спиралью не поспоришь, мне кажется)))
 19.08.2013 15:03   Pro  что-то будет (если, вообще, это не конец света... да и тогда), но будет уже нечто, что на данный момент не представимо. имхо. Слом уже большой. Разрыв неизбежен.
 19.08.2013 15:07   tamika25  Ну, без ничего не останемся, будем благоговеть от прежнего...))) Да и, может, перейдем на что-то камерное, негромкое... И восхищаться нам никто не запретит...)
 19.08.2013 15:18   Pro  Не, Ри. С нами, вообще, все понятно ). А вот чуть вперед?.. Кто будет производить искусство? Какое? Кто будет его воспринимать? Как? Смогли бы мы ЭТО назвать искусством сейчас?..

Мы-то успеем помереть, восхищаясь старым. Но я не хочу стоять на месте. Я должен понимать новое! Я иногда больше понимаю новое и молодежь, чем моя дочь. Но сильно иногда ). Знаю одно: когда мы течем вместе со временем мы остаемся более целостными, когда время опережает и течет сквозь нас - оно выбивает из нас частички нашего естества, вымывает песчинками и уносит за собой. Мы стареем.
Ого, как загнул! )
 19.08.2013 15:36   tamika25  Сейчас идет такой период в искусстве, который в будущем назовут каким-то веком, по типу Золотого и Серебряного. Вдальнейшем, будут новые технологии, техники, вкусы, взгляды, которые быстрее, чем в наше время, в силу быстрой информационной доступности, образуют какие-то новые постпостпостмодерновые течения. и мы должны уже сейчас начинать это понимать. Вот ты уже начинаешь понимать, иногда. Да. Я тоже стараюсь понимать. Наши дети - совсем другие, но они наши дети. И нашему поколению надо с упорством не знаю кого прививать им вкус и любовь к прекрасному, глядишь, хоть что-то из этого до них дойдет, и в своём "новом" искусстве они не повторят старого, но и не опорочат его. Вот где-то так. Мне кажется. Блин, поговорить бы вживую об этом, но ладно. Мы вроде бы и так понимаем друг друга)))
 19.08.2013 15:37   Pro  Ты - умниц! )
 19.08.2013 18:37   Volcha  Ребяты, всё просто: искусство - это творчество, творчество - это процесс приближения к гармонии Вселенной (Бога). И процесс сей бесконечен и многообразен 8)
 19.08.2013 19:02   Pro  хм. так и я от. Просто я хочу, чтоб он оставался для меня постижим, в отличие от путей Господних.
 19.08.2013 19:07   Volcha  Заскучаешь, если всё будет слишком просто 8)
 19.08.2013 19:24   Pro  а просто не надо...
вот был у меня давно. щас. Уже недавно его вспоминал по случаю...

ИЩУЩИЙ

- Ты кто?
– Никто.
- А все же?
– Некто.
- Ты Странник?
- Изгнанник.
- Откуда ж изгнали тебя?
- Изгнали меня из себя.
- Ты себя потерял…
– Я потерял всех остальных.
- Ты их близко знал?
- Я не вижу их.
- Куда ты идешь?
- Туда, где Свет.
– Что ищешь?
- Ищу Ответ.
- А Вопрос?
- Он не задан.
- Тебе не просто.
- Просто не надо.
- Куда ж теперь?
- Стучаться в Двери.
- Удачи тебе!
- Я верю…

 19.08.2013 16:24   PerGYNT  
вот много, действительно, на эту тему сказать хоцца, но пока приходит на умъ только что-то типа =рок-н-ролл мёртв, а я ещё нет= (с). Так вот, пока =я ещё нет=, рок-н-ролл придумается ещё не один, я думаю. Потому что чел таков, ему надо заморочицца в том числе и в эту сторону, программа такая. Семь нот нынешнего хроматического строя, может, когда нибудь и иссякнут на идеи, дык... есть же в звукоизвлечении другие пласты, ту же октаву можно разделить не на 12 полутонов, а, скажем, на 18, к примеру - тогда восприятие будет совсем другим, привыкнуть только нужно время. Я думаю, хрен ты их исчерпаешь, эти выразительные возможности того, что наз. искусством ))). А если ещё и стакан-другой за воротник залить, и подавно ))
 19.08.2013 16:38   Pro  Может, и так. Но разве плохо, что вы все (кто прочел) об этом задумались? В базе любого современного перформанса и флюксуса лежит... провокация ))) Стараюсь соответствовать.
 19.08.2013 16:53   PerGYNT  это неплохо. за поднятие темы, Николай, можно только поблагодарить... действительно, задуматься есть над чем, полностью согласен

 19.08.2013 17:12   Katrin  
Я уже говорила тебе, что мне это нравится.
В общем, мне это нравится!) Я даже распечатала. Продолжай, ладно?).
 19.08.2013 17:27   Pro  Как, а остальное? Ты еще не сброшюровала книжку моих стихоффф?. Пичалька ( Прям, не знаю, чем искупишшшшшь

 19.08.2013 18:37   Volcha  
Гурман 8)
 19.08.2013 18:47   Pro  во фсех смыслах, причем. на фсех уровнях. И эпикуреец... Была б возможность, был бы сибаритом ) или (((( или не был )))))))))
 19.08.2013 18:51   Volcha  а кто у нас сибарит? ага, купание в роскоши, хехе, нууу, первое время это клёво, а потом? а потом надоест ;)
 19.08.2013 19:00   Pro  так ты до конца прочла? --- "или не был (("
 19.08.2013 19:00   Pro  хотя... когда еще надоест )

 19.08.2013 22:00   Ptenchik  
"Королева в восхищении" (с). Прекрасный выпад, безупречный по стилю. Что касается идеи - думаю, что Звук, Цвет и Слово отомрут только вместе с человечеством. Что оно, человечество, без искусства? Вот каким оно будет, это да, это вопрос. Хотя не думаю, что может поменяться столь кардинально, что мы его не узнаем. Органы чувств-то у нас остаются прежними. Так что Камин прав! Спасибо.
 19.08.2013 22:12   Pro  тебе спасибо.
но... смотри. еще одно, о чем я намекал...
твоя цитата может быть абсолютно справедливой:
"Звук, Цвет и Слово отомрут только вместе с человечеством"... Поняла. Все кончилось, потому что человечество кончается... "Армагеддон был вчера"....
Впрочем, это маловероятно, не расстраивайся )
 19.08.2013 22:23   Ptenchik  Я пока не готова согласиться с мыслью, что человечество кончается. Может быть, его (нас) конкретно тряханет, но кто-то ж останется. Как после чумы. И лет через триста наскальные росписи снова сменятся клинописью)) А если человечество будет кончаться постепенно, само собой, то Искусство умрет с последним. А если человечество переродится, например, в киборгов, тогда да, соглашусь, что если искусство и будет, то это уже будет НЕ НАШЕ искусство. Но в этом случае радует то, что МЫ не доживем)
 20.08.2013 00:43   Pro  Да, очень похоже, что грядущая эра будет эрой киборгов. Но жить уже в эту пору "прекрасную"... )
 24.08.2013 18:05   Pro  Я фотки обоих каминов выложил. Они-то, точно, реальные. В "Камин" все реальное слово в слово. А в этой миниатюрке все выдумка, кроме образа камина )
 24.08.2013 18:14   Ptenchik  Второй больше понравился. Повсамделишней, что ли... А вообще, жаль, что в городе настоящих каминов нет. Я вот по статусу вроде "хранительница очага", а очага-то и нет.
 24.08.2013 19:07   Pro  Оба постоянно работают ). Да я тоже люблю очаги в любом виде

 20.08.2013 05:34   mysha  
Да ничего страшного не случиться! Планета натолкнётся на земную ось, полюса поменяются местами, люди, вернее их устаревшие биооболочки, утилизируются на планету Рай, Солнце даст жару, чтобы перекипятить тут всё для профилактики... и всё сначала. Амёба, шимпанзе, древние греки... Оп, а это что за дверь? Прошлый раз мы её не заметили, может туда? ;)
 20.08.2013 10:53   Pro  и так уже было, причем не раз и не два...
Действительно, чего нервничать-то?)))

 10.09.2013 13:48   natasha  
Про, такие разговоры об исчерпанности (конце) культуры и искусства велись с глубокой древности, может, даже с пещерной. Так что, всё в порядке, ваш рассказ вполне вписывается в тему, он простой, ясный и славный.)

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту
Приветы