Гуру

Kinokefal

Гуру

Ко овде не полуди таj ниjе нормалан

Игорь


На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
20 апреля 2024 г.

Мужчина — тайна для женщины, а женщина — для мужчины. Если бы этого не было, то это значило бы, что природа напрасно затратила силы, отделив их друг от друга

(Рабиндранат Тагор)

Все произведения автора

Все произведения   Избранное - Серебро   Избранное - Золото   Хоккура

Сортировка по рубрикам: 


К списку произведений автора

Публицистика

из цикла "Тетради абсурда (non-fiction)"

Да здравствует абсурд!

"Мне скучно, бес.
Мефистофель.
Что делать, Фауст? Таков вам положен предел, Его ж никто не преступает. Вся тварь разумная скучает..."

Вместо «вместо».

Этот текст – часть и продолжение несколько разбухшей дискуссии под одним из моих стихов, явно уклонившийся от изначальной темы и затронувший интересные, как мне кажется, вопросы более общего плана. Надеюсь, что обсуждаемый предмет окажется интересен не только мне и моему замечательному оппоненту, но и другим любопытным посетителям нашего ресурса :)

Исходник

"(Перейду на новый уровень, а то клаустрофобия начинается) Знаете, Ницше, когда писал о сверхчеловеке, тоже не думал, что его работы попадут в руки к таким великим (в кавычках) модернистам, какими явились фашисты. Шутка).
Древние - они определили основные мотивы, потому что древние были вообще первыми, кто что-либо сказал. Мотивы - это основные темы, которые волновали и будут волновать человека всегда. А что всегда волнует человека? Жизнь и смерть, любовь, Я и Бог, Я и общество (отсюда, кстати, тема маленького человека) и т. д., и т. д. Завтрашнее поколение будет переживать всё то же самое, но уже по-другому, потому что мир, в котором будет жить человек будущего, будет другим. И так, как они об этом смогут сказать, никто за них больше не скажет. Когда я открываю новеллу Декамерона, мне всё равно, что, например, о любви уже было сказано до 14-го века, мне интересно то, как сказал об этом Боккаччо, потому что никто другой ТАК сказать не смог и не сможет, причём - без слов о собственных избранности и мессианстве. И в этом смысле этот автор будет всегда новым - для того, кто его читает. И это так просто.
И что сказать завтрашнему человеку? Что основные темы, которые его волнуют как человека, "бродячие сюжеты" или "вариации на тему"?
Понимаете, сегодня количество трудов о литературе превышает количество литературных произведений. Литературоведческие работы, различные критические исследования - они всегда будут вторичны по отношению к самой литературе, потому что, если бы не литература, их бы не было, что не умаляет, естественно, достоинств работ иных критиков и теоретиков. Ведь когда всё это начиналось, я имею в виду постмодернизм, речь шла о том, что модернизм сложен для восприятия (знаете, это "искусство для искусства" и т. п.), отсюда этот взрыв критики модернизма. Не об этих ли критиках говорил Набоков вот здесь: "Кстати, тот же старомодный метод - низвести все эстетические ценности до уровня своих убогих представлений и способности нарисовать акварельку, а затем обличать "искусство для искусства" с национальной, политической или общеобывательской точки зрения - выглядит крайне комично и у некоторых современных американских критиков"? Просто по времени подходит. Я как-то прочитал постмодернистский шедевр под названием "Дерьмо" (не буду указывать автора), и мне показалось, что всем этими играми в "низведение" и подобным постмодернизм подрывает к себе доверие, да и назвать всё это иронией язык не поворачивается, несмотря на то, что речь идёт о дальнейшем "просветлении". Оно не наступает" (Zheltiy)



Этот гадкий постмодерн

Да, стандартными обвинениями в адрес постмодернизма, являются утверждения, что он якобы «закрывает человечеству окно в светлое будущее», «десакрализирует, деконструирует разумно-добро-вечное». И, вообще, - эпистема, дискурс, симулякр - это оружие распущенных скучающих интеллектуалов для заклания агнца всего святого, что осталось у человека. «Ему нечего сказать завтрашнему человеку (читай - соблазнить, обнадежить, обмануть)» и т.п.
Так ли это? Постмодернизм ли всячески развращает, предательски сводит с пьедестала и наглым образом умыкает заслуженный венец? Или постмодерн только зеркало? Попробуем разобраться.

Буйство мотивов и отшельничество сюжетов

Для начала, небольшая поправка, в качестве, так сказать, «Договора об именовании». Мотивы - не сюжеты. Тем более, не «бродячие» (на манер бездомных) сюжеты, намертво связанные с подсознательным, и потому «вечные» жиды. Мотивы - варианты достижения цели (реализации замысла) в пространстве решений, заданном сюжетом. Т.е., потенциально, – любое действие (глагол) в тексте. Как раз сюжеты и есть то вариативное, что отличает одно произведение от другого – некоторая силовая оболочка, по силовым линиям которой можно двигаться неограниченное число раз. Эпистема (парадигма) – принятое в обществе в данном временном промежутке, шаблонное решение проблемы (сюжета). Именно против эпистем и, построенных на их основе, дискурсов и восстает постмодернизм, настаивая на радикальном плюрализме **, - т.е. разворачивает борьбу за неограниченное расширение мотивов, что сулит не только увеличения общей массы гипертекстов, но и, соответственно, количества «шедевров» в этой массе.

Вышел автор на крыльцо показать своё лицо

Другой вопрос, что следствием информационной революции и планетарной «вэбернизации», сопровождающей критическим увеличением текстовой (а, следовательно, и семантической) массы, сознание человека уже не способное к «моментальной» переработке информации, вычленению из информационного шума полезного сигнала и комплиментарного «знака». Грубо говоря, не хватает «оперативки».

Любопытство вас погубит

Но это еще полбеды. Как и всякое млекопитающее отягощенное любопытством, и существо страсть как не любящее скучать, человек не прекращает попыток объять необъятное, и, в результате, вообще перестает воспринимать текст сколь-нибудь «качественно» и связано с другими текстами. Семантическое поле теряет связанность и распадается на атомарные смыслы, как пирамида рассыпается в пыль. Но воспринимать-то надо. Информация – это всё в наше время: Цигель-цигель ай-лю-лю, товарищи. Михаил Светлов У! Воспринимай, а то проиграешь! Так происходит неизбежная подстройка сознания под внешнее условия среды- упрощение восприятие, переход к так называемому «клиповому сознанию» с естественной потерей качества (глубины) восприятия. Потребители информации начинают требовать, именно требовать, «фаст-буков» с «лайт-смыслом», в надежде если уж не съесть вагон яблок, то хоть понадкусывать от каждого, не подвергаясь риску быть выгнанным взашей из райского сада. Такой спрос (в т.ч. «критический» спрос) никогда не находит полного удовлетворения, а порождает все новое и новое предложение, т.е. то, что мы видим сейчас – маскульт и невиданный поток штампованных текстов с максимально узнаваемыми маркерами и, соответственно, предельно заниженным порогом восприятия.

Бог умер, да здравствует Процесс!

Массовая Информация (с Б-буквы), убивает Бога и сакральность, а вместе с ними «элитарность», и вообще, всякую идею исключительности, но не веру в неё. Заметьте, не конкретный Ницше, Маркс или Хоукинг, а процесс. Процесс не имеет целей и желаний, устремлений и тому подобным абстракций. Процесс убивает цели и целеполагание как таковое. Процесс занимает место Бога и ему начинают молиться. Но Процесс не личность, сам собой не управляет и не может остановиться, по законам диалектики он только может породить другой «отраженный процесс» - контрпроцесс, в своих же недрах. Для реализации которого необходима катастрофа.

А не надо было симулировать..

Человечество научилось не только симулировать (см. пресловутый «симулякр») идеи, представления, парадигмы но и симулировать имитацию второго порядка. Но, похоже, не остановилось и на этом. Возникают имитации третьего порядка - Т.е. имитации симуляции имитации. Тексты в своей массе уже не симулируются честно фокусниками, а вторично имитируют другие тексты неизвестно кем. Имитированные тексты, в свою очередь, имитируют предыдущие и т.д. Т.е. самопроизвольно зарождается безличная «глобальная текстовая машина».

Вперед в джунгли!

Парадоксальным образом, «шторм смыслов» переводит атомарные смыслы в наборы бессмыслиц, начисто «отрубая» воображение и заменяя его отображением, деяние уступает место механическому воспроизводству действий – т.е. инстинкту. Здравствуйте, джунгли! Я вернулся. Это уже опасно, так как постоянно воспроизводиться шизоидная «ультрапарадоксальная ситуация», порождающая, как ей и положено, перманентный «нервный срыв» всего читающего (воспринимающего Тексты) человечества. Грубо говоря, человечество деградирует в зверя, причем не в нормального зверя-суперрелиста, каким он был ранее, а в нового истероидного зверя-идеалиста постоянно находящегося на грани срыва. Факт глобального духовного кризиса (неизбежно увязанный с системным экономическим и экологическим кризисом) - на лицо (вернее на всю голову), и принимается подавляющим числом профессиональных «интеллектуалов» и просто людей мыслящих. Понимание, в свою очередь, запускает нарастающую истерию алармизма, обретающую черты новой парадигмы мышления, что душевному равновесию человечества отнюдь не способствует.

Какое же отношение ко всему этому диалектическому безобразию имеет постмодернизм? То, что он обозначил проблему во всей её «красе», но не дал настоящих рецептов решения? Позвольте, как не дал?

Да здравствует абсурд!

Я, будучи все-таки последовательным «постмодернистским оптимистом», соглашаюсь с теми товарищами учеными, которые считают, что выход из этой грядущей «тьмы египетской» возможен только через качественный скачок сознания, - эдакую «революцию абсурда второго порядка». Первая палеолитическая «абсурдная революция» породила из хомо сапиенса хомо сапиенса сапиенса (человека умного два раза), и теперь должна произвести уже «человека надразумного» или сверхразума человечного (это уж как кому удобнее), с возможной сменой оболочки монады «человек» в перспективе. Вместе с этой революцией наступит конец «эпохи разума», «самосознания», «эстетизма», модернизма и его «второй серии» – постмодернизма и всех «измов» какие обитают в голове «двуумных» наших братьев.
«Так выпьем же, Барон, за человека!» Аминь.

-------------------------------------------

* Начало дискуссии можно посмотреть здесь : http://www.reshetoria.ru/user/Kinokefal/index.php?id=18135&page=1&ord=0

* * Кстати, из радикального плюрализма логично вытекает равенство всех слов словаря любого языка вне зависимости от стиля, т.е. просторечия, вульгаризмы и сленг принципиально равны по любому «возвышенному» и «научному» слову – к вопросу о «Дерьме».


Опубликовано:25.06.2012 19:58
Создано:25.06.2012
Просмотров:6239
Рейтинг..:135     Посмотреть
Комментариев:8
Добавили в Избранное:1     Посмотреть

Ваши комментарии

 25.06.2012 20:23   Beregov  
интересно. и там интересно и тут. без разницы - где. вывод логичный и можно было бы его абсурдным назвать, но это невозможно, раз он логичный. значит, абсурдный и есть.
не знаю, что такое постмодернизм. периодически пытаюсь узнать и не получается.
атомарность смыслов - это спорное утверждение. если что-то распадаясь продолжает иметь смысл значит это имеет смысл то есть атомарное в этом случае не равно элементарному и смысл не равен сути.
интересно в общем. да. но бессмысленно.
 26.06.2012 15:50   Kinokefal  Сергей, вы только что продемонстрировали «работу» «байесовой (от Bayes)» или «вероятностной (неаристотелевой)» логики. Хотя и немного смазано. Уточню.

В применении к теории «смыслового континууму» и «атомарным смыслам», а так же к фразе «вывод логичный и можно было бы его абсурдным назвать, но это невозможно, раз он логичный. значит, абсурдный и есть», можно сказать примерно так: любой произвольно выбранный участок на смыслового континууме (наподобие континуума Кантора), не может быть однозначно соотнесен с одним подмножеством с определенными границами. Т.е. границы таких подмножеств, всегда составляют пересечение двух и более подмножеств. Из всей этой зауми можно вывести важное следствие: нахождение атомарного смысла (однозначно «то», но не «это») невозможно в принципе, всегда результатом будет «и то, и это» (и пятое, и десятое, и миллионное). Остается только заметить, что ситуация когда в голове одновременно действуют два не равнонаправленных по вектору, неподавленных доминантных побудительных мотива (и то, и это) со своими смыслами, называется «абсурдом». Животные в такой ситуации впадают в полный ступор или истерию, сходят с ума и гибнут. Человек же живет и здравствует уже примерно 150 тыс. лет, постоянно имея в подвалах своего сознания (связанного с коллективным бессознательным) именно состояние абсурда. Вся дальнейшая эволюция «смысловой архитектоники личности» (по Налимову В.В.), а, вместе с ней, и эволюция культуры, прямо связана с появлением надстроек, призванных «упорядочить», а на деле сузить при помощи системы мер и весов, через симуляцию и суггестию (в том числе через самогипноз), этот бесконечный поток абсурда, ввести его в рамки «разумного», «логичного» (теперь уже логичного по Аристотелю), «культурного» и т.п. Т.е. упорядочить хаос и неоднозначность, за счет отсечения договорно и ситуационно «лишнего» (подробно см. работы Поршнева Б. Ф. , Налимова В. В. и мн. др.)

Т.о. выражение «атомарный смысл» - в моем тексте, произвольный «кусок смысла», вырванный из континуума, с оборванными (искусственно) связями, и потому «бессмысленный» в общем и целом. Ваша «суть» - здесь, это континуум или «полный смысл». То есть, можно сказать, что «атомарный смысл» - это неполный, приблизительный, усеченный, вариантный, вероятностный, «частично распакованный» и т.д. и т.п. «смысл» (в кавычках) или «кусок сути».
 26.06.2012 16:00   Beregov  кааайф!!!
что смазал немного - это да - согласен. суть определил бы чуть по-другому, но Ваше определение, Игорь, тоже интересное очень. и вообще - респект!!!

 25.06.2012 23:02   Zheltiy  
Kinokefal, за такой развёрнутый ответ вот Вам 20-ть пиастров))). Но читая всё это, да и не только это, я понимаю, что от всего этого так, извините, таращит наукой, что хочется воскликнуть: даёшь красоту!))) Когда филолог препарирует лит-ру как жабу, это я ещё могу понять, но когда это делает тот, кто сам пишет, ну помилуйте...

Да и потом, вся эта пост-программа (мир как текст, смерть автора, Хайдеггер и пр.) уже всем надоела; подозреваю, что и самим постмодернистам. Говорю без злорадства. Но спасибо.

(а сам шепчу про себя: ну нет ничего прекрасного - или прекрасно-ужасного, или смешного, или интригующего - в стихотворении "Дерьмо", нет, а значит, это не искусство, не искусство...)))
 01.07.2012 15:26   Kinokefal  Не понимаю, чем вам могла так насолить наука, что вы не допускаете мирное сосуществования красоты и науки, или красоты в науке, а науки в красоте? Отчего вдруг «искусство или наука» - это дихотомия? И то и другое - плод человеческой мысли и творчества, а критерий любой «красоты» – гармония, целостность в становлении. Разве вы не слышали выражения типа «красивая теория» или «изящный научный аргумент»? В конечном счете, и наука, и искусство - суть суггестия, т.е. очарование, магия, внушение, приглашение к восприятию с той или иной точки в относительной системе координат. Эстетическое и научное восприятие мира всегда идут рука об руку, разнятся только языки, которыми оперируют. Разняться, но и дополняют друг друга, пытаясь вывести общими усилиями более полную картину мира и человека в нем. Правда «полнота понимания», а тем более «истина», всегда стремятся уйти за «горизонт событий», как при приближении к черной дыре. Но это уже другой вопрос.

Отвечая на реплику, что, мол, всем давно надоели эти «постпрограммы» . Могу сказать только, что да, мода сошла, меньше эпатажа. Это раньше можно было повыпендриваться в определенных кругах, восклицая: «Как вы не поймете, что «Диссеминация» Дерриды - это образец беспредметной философии » или «Как? Вы не знаете, что Фуко был гей и садомазахист? О чем же с вами тогда серьезно разговаривать?». Теперь такие заявления вызывают лишь полное непонимание проявленного энтузиазма:) Но суть-то в том, что пока НИЧЕГО равноценного и принципиально нового не предложено. Есть громогласные заявления, что де поэт Н. «преодолевает» постмодернизм, а философ Г. открыл новую эру мысли, путем скрещивание ежа с ужом. Но это пока из разряда тостов за сбычу мечт. Уж очень хочется, чтоб так оно и было на самом деле, в отличие от действительности.
А уж принимать «Дерьмо» за литературное произведение – частный случай «конфигурации» и «правил управления», обусловленный господствующей сейчас системой культурологических «фильтров, мер и весов», личного эстетического опыта и способности быть человеком не только разумным, но еще и мыслящим. В конце концов, средневековые японские гейши белили лицо слоем «штукатурки» толщиной с палец и зубы красили черным лаком. И ничего, клиенты только радовались такой красоте ненаглядной.
 02.07.2012 18:11   Zheltiy  Меня не пугает наука, но здесь я особо науки-то не вижу, такие... игры в заумь. Всё это, конечно, интересно, не пойму только, какое всё это имеет к литературе отношение. Одно "Дерьмо" ещё можно пережить и даже поразмышлять вместе с автором, как это было бы, если бы слова не имели смысл, но 150 таких стихотворений - это перебор, Вам не кажется?

Было такое время в нашей литературе (это ещё когда стихи не были стихами), и стихи рисовали словами, получались такие... мишки из слов, яблочки; боюсь, постмодернистская поэзия медленно, но верно идёт к этому. Мне кажется, скоро веб-дизайнеры придумают новые формы - специально для таких стихов.

Вас самого не пугают параноидальные стихи последнего времени? Вы можете это читать? Я - нет.
 03.07.2012 05:03   Zheltiy  Кстати, по поводу этих веб-форм. Совет дизайнерам:

Для детей или любителей зауми, чтобы они не плутали в трёх соснах и не искали смысла в бессмыслице, надо сразу же продумать шаблоны яблочек и мишек.
 03.07.2012 16:44   Kinokefal  Знакомые нотки :)
Тогда спрошу так: "А какое отношение к науке имеет смс-ка?"
Заодно отвечу на ваш вопрос: "меня не пугает якобы "параноидальные" стихи по причине отсутствия в них паранойи, как не пугают и люди, которым эта паранойя мерещится, ибо вполне понимаю происхождение и суть этих страхов
 03.07.2012 17:01   Kinokefal  ЗЫ. Замечу только, что читая постмодернистские стихи (как и любые другие), важно уметь различать живую мысль и искренние чувства от имитации того и другого. Форма вторична всегда, она лишь может помогать или мешать пониманию, но не подменяет сути
 04.07.2012 20:03   Zheltiy  "Осторожно, окрашено!" - это всё, что я Вам могу сказать напоследок. Слишком было много "искренних" и "живых" стихов в последнее время, ещё одно такое "искреннее" и "живое" мне не вынести.

 25.06.2012 23:28   natasha  
В этом что-то есть.) "И... эх... Как посмотришь вокруг - ёёёё.... !!!, а как подумаешь... - да ну его на... ". Славно написано, складно, надо перечитывать, однако, полностью не "въехала", вернусь. Баллы за мной.)
 01.07.2012 15:34   Kinokefal  Благодарю, Наташа (улыбаеццо)

 26.06.2012 16:11   Kopylova  
Ужас,ужас...эт не для экзальтированных блондинок видимо...голова пухнет...пишут,пишут- сплошная контрреволюция и когнитивный диссонанс...:) звери вы рыкающие...недобитки структурализма...:)))
 27.06.2012 13:02   Kinokefal  Да, этот текст походу для жгучих брунетов в тужурках, т-щ Копылов(а)
 27.06.2012 13:47   Kopylova  Да...мы блондинки устроены много проще...и устремления наши незатейливы...машинка с открытым верхом, шелковый шарфик, магнитофон на переднем сидении и маленькая собачка...:)
 27.06.2012 17:14   Kinokefal  а магнитофон-то вам зачем? его уже поди и не сыщешь

 26.06.2012 19:26   petrovich  
Категорически не согласен! Текст скачал себе, поскольку умный (текст, автор и я). Спорить здесь нет места, времени и смысла. Надо думать.
 28.06.2012 08:38   Kinokefal  Несколько не понял с чем именно, и исходя из каких категорий:)
Что думать надо - обоими руками за. Что спорить бессмысленно - оч. сомневаюсь.
 28.06.2012 17:07   petrovich  Бессмысленно спорить здесь - не подумавши, впопыхах... Надо готовится. И отвечать в том же формате - развёрнуто. Поскольку текст, с которым я категорически не согласен, требует уважения. Стал бы я категорически не соглашаться с ерундой. Я гордый ужасно...
 01.07.2012 15:35   Kinokefal  Гордыня - праматерь грехов человеческих :)
 01.07.2012 21:43   petrovich  Не согреша - не покаешься!

 27.06.2012 03:46   Max  
С точки зрения банальной эрудиции каждый индивидуум, критически мотивирующий абстракцию, не может игнорировать критерий утопического субъективизма :)
 27.06.2012 13:03   Kinokefal  Максег, не выпендривайся, читай свою Мурзилку.
 27.06.2012 13:20   Max  Кефаль, а слабо изложить суть твоих заморочек в одном ясном предложении на русском языке?
 27.06.2012 17:12   Kinokefal  Я лучше процитирую, а то ты, голубь, здаеццо мне и вовсе не читал текста:
"отребители информации начинают требовать, именно требовать, «фаст-буков» с «лайт-смыслом», в надежде если уж не съесть вагон яблок, то хоть понадкусывать от каждого, не подвергаясь риску быть выгнанным взашей из райского сада" - это про тебя в т.ч.

 01.07.2012 14:15   baken  
Попробую встрять. В качестве консерватора, конечно ж...
Игорь, меня тормознула фраза: "Завтрашнее поколение будет переживать всё то же самое, но уже по-другому, потому что мир, в котором будет жить человек будущего, будет другим. И так, как они об этом смогут сказать, никто за них больше не скажет." Особенно связка: "переживать по-другому, потому что мир будет другим".
Трудно говорить о будущем, но легче о прошлом. Мы все сейчас суть "завтрашнее" и куда дальше поколение для, к примеру, Гесиода, Вильяма нашего и Аввакума. Думаю, наш с ними "диалог" достаточно полноценен, хотя вряд ли они обращались именно к нам, а не к своим современникам. Так что, экстраполируя ситуацию в будущее, беспокоиться о "другом" восприятии не стоит.
И об "атомарных смыслах". Здесь, мне показалось, всё ставится с ног на голову. Зачем запускать читателя на поиск атомарных смыслов, если эти самые смыслы суть исходный материал для целевого высказывания. Автор треками связывает простейшие элементы в комплекты, создающие новые (более-менее) смыслы. Зачем рассыпать обратно?
Это - если я правильно вас понял (что случается со мной не всегда).
 01.07.2012 15:45   Kinokefal  Дмитрий, первая приведенная вами цитата - Zheltiy, не моё. Разъяснения, сталбыть, за ним.
Об атомарных смыслах. Я, по-моему, достаточно полно разъяснил Сергею, что тут (и именно тут) значат "атомарные смыслы". Т.е. "куски смысла" не связанные текстом, очень часто диссеминированные, не соотносимые друг с другом и целостной картиной, клипы фактически. И рассыпаются они именно от этого. То есть есть смыслы (части единого смыслового континуума), но нет мышления

 02.07.2012 17:33   petrovich  
Для начала дискуссии:
Икона обращается к разуму. Живопись Возрождения - к чувству. Модерн - к подсознанию. Постмодерн - к инстинктам.
Если это так, то это путь от человека, через обезьяну, к насекомому. Каждый переход можно обозначить словом РЕВОЛЮЦИЯ. Коперник ввёл это понятие для того, чтобы пояснить ВОЗВРАТ.
Так?
 03.07.2012 16:31   Kinokefal  Прочитал ваш пост и слегка озадачился. Опять надо начинать с договора о терминах, иначе мы говорим на разных языках и каждый о своем. Я выражу свое понимание, если вы не согласны, то дайте свое понимание. Итак…
1) «Икона обращается к разуму» (вероятно Е. Трубецкой) - что вами понимается под термином «разум», учитывая специфику философии того же Трубецкова? Тривиальный «здравый смысл», ratio или какой-то надмировой уровень, сверхразум и проч.
Если оперировать обычными категориями, т.е. «разум» в понимании Платона, Аристотеля, Сенеки, и проч. как умопостигаемое, рациональное, логически непротиворечивое мышление, то икона (без разницы какая православная или католическая) вызывающе иррациональна. Развертывается плоскость, на плоскости, согласно богоданной иерархии, размещаются символы, ужасно утрированные, напрочь (принципиально – см. Биццилини) отсутствует перспектива, движение, эмоции (все эмоции, кроме молитвенного транса) – все однозначно, раз задано и неизменно. Никакого «разума» в смысле думания, ибо сказано: «человеку свойственно думать и передумывать (т.е. разум непостоянен и обманчив)», «верую, ибо абсурдно» и проч. Достаточно вспомнить весь пафос патристики в борьбе с умниками и умствующими, прямой запрет на чтение Библии профанами, уничтожения все и вся если это противоречит установкам церкви . Все вопросы к рукоположенным специалистам, а то не дай бог что-нибудь не то подумаете. Грех и происки Дьявола. Никакой воли, кроме божественной, никакой мысли кроме как о боге, ничего кроме ВЕРЫ , никакого чувства, кроме сопричастности к божественному, принципально не постигаемому умом. Точка. Это икона. Где же здесь направленность к разуму? Вернее к какому «разуму»?
2) «Живопись Возрождения – к чувству». Вспомнилось из к.ф. «Как Иван-дурак за счастьем ходил»: «пусть у неё появится чуйство, хоть какое-нибудь» Без сомнения Возрождение от того и возрождение, что, НАРЯДУ с всепоглощающим богом и верой, возрождается интерес к отдельному человеку и его внутреннему миру, его чувственной сфере. Уникальному человеку, человеку самому по себе(*). Но опять же, «к чувственности», «к сфере» а не чувству. Т.е. запутанным клубком образов, символов, идей представлений и переживаний, комплексов и метафор, запускаемых тем или иным внешним раздражителем. А что такое просто «чувство»? Они бывают разные - первичные или базовые: чувство равновесия, боль, страх, слух, зрение, обоняние, осязание, чувство голода и проч. Или отвлеченные (комплексные), существующие только в голове мечтателей(умозрительные, метафоричные в своей основе): чувство прекрасного, гармонии, шестое какое-нибудь или десятое с хвостиком. Сказать «картина обращена к чувству», вырвав из контекста, – вообще ничего не сказать. С таким же успехом любой старый ботинок или грузовик обращен к чувству. И с этим не поспоришь - уж к какому-нибудь, да точно обращена. Вот вам и «потерянные вещи» и прочие «ассамбляжи» - чувствуете:) к чему я клоню?
3) «Модерн к подсознанию». Существует серьезная путаница терминов «модерн» и «модернизм» в отечественной и зарубежной науке. В частности к датировке и к относимым школам. У нас «модерн» и «модернизм» - два разных временных отрезка и разные школы причисляемые к тому и другому. Я, лично, убежден, что модерн (имея в виду modern – очарование индустриализацией и научной революцией) существовал только до культурософской катастрофы 1914-го года, после короткой агонии, умер в 1917-м году и окончательно похоронен в 1946 г. Далее - только пустая оболочка, фантом. Все признаки постмодерна уже есть в позднем футуризме, кубизме, дадаизме, и, тем более, в театре абсурда или сюрреализме. 50-е-60-е, через флирт с юнгианством, поздним коммунизмом (евромарксизмом, троцкизмом, маоизмом) и маркузианством, постмодернизм только окончательно оформился (структурализм, постструктурализм и проч.) из сырого омлета во «что-то» относительно целостное и относительно определенное. Т.е. именно он, постмодерн и направлен на подсознательное, беспредметное мышление, «уже-сознание», трансперсональное и проч. и проч.
4) Пассажа об инстинктах, обезьянах и насекомых, честно говоря, вообще не понял. Человек потому и стал человеком, что через абсурдный конфликт, сломав защитный механизм жизни - инстинкта суперреалиста-зверя, «открыв дорогу воображению и произволу воздействия на самого себя» (**). Возврат к инстинкту, означает конец всего человеческого и самого человечества. С этой эвентуальной угрозой и воюет постмодерн (о чем я и писал), пытаясь актуализировать и задействовать на «полную катушку» все собственно человеческое в человеке, и , попутно, выводя человечества на новый уровень человеческого.

------------------------------
* тогда же появился «автор» в «модернистском» понимании
** Ф. Гиренок
 03.07.2012 18:49   petrovich  Ответ принят. Опять же - с большим интересом. Даже не могу пока говорить о согласии или не согласии. Беру время на умственный труд.
 05.07.2012 00:58   logos31  Маленькие замечания по части 1:
----------------------------------------------
А)- Совсем ни без разницы, какая икона.
Католическая икона чаще всего, имеет изображение святых несколько « омирвщленное»-( от слова мир)- близкое к реально- человеческому, с « нотками» даже чувственности, с ярко выраженными эмоциями. Которое обращено совсем ни к разуму…
А вот православная имеет совсем иную цель,- сосредоточение на молитве, (а не любование на прекрасную, цветущую молодую женщину в расцвете физической красоты, как на католических изображениях « мадонн»- реальных натурщиц).
Поэтому её « обращение)- сюжет, исполнение, в Православной иконе канонически должно быть лишено чувственности и приземленности.
Б) В православной иконе часто используется принцип ОБРАТНОЙ перспективы.
Нет такого понятия МОЛИТВЕННЫЙ ТРАНС. Либо молитва, либо ТРАНС, собственно.
ТРАНС( он же гипнос, он же медитация )- это из восточных практик, из буддизма.
ТРАНС- третье состояние сознания ( не сон и не явь)- медитация. Физиологи определяют его как состояние торможение коры с активизацией гипоталамуса……
А вот молитвенное состояние- это сосредоточение ( умственное) и сознательное обращение.
В) Человеку вовсе не запрещено думать. «СЛЕПАЯ» вера не приветствуется, поскольку именно она приводит к фанатизму, прельщениям и неверным истолкованиям.
Напротив, в Православии надлежит читать и Писание и предания, но интересоваться при этом мнением церкви и Святых отцов во избежание домыслов и расхожих мнений.
Божественное не постигаемо УМОМ…-ТАК, но оно постижимо самим Духом. И вот, принимая в себя ДУХ( в Таинствах), человек , находясь В ДУХЕ, может постигнуть основы духовного мира.
Но это уже получается СО-ЗНАНИЕ ( совместное знание), то есть,- РЕЛИГИОС- СОЕДИНЕНИЕ….
 05.07.2012 11:15   Kinokefal  Ваши замечания и соображения, Елена, весьма интересны сами по себе, имеют за собой определенную традицию и серьезные наработки, но, к сожалению, не принципиальны для обсуждаемой темы.
Это достаточно самостоятельная увлекательная тема (подтема) и вполне заслуживает отдельного рассмотрения, тем более, что мне есть что возразить. Возразить активно, принципиально и развернуто, что не позволяет объем и характер « коммента». Такие «развернутые сообщения» обычно размещаются в тематических форумах, но, за неимением такового на данном ресурсе, я, скорее всего, вынесу его на ленту произведений, как только представится возможность. С удовольствием подискутирую ТАМ.
 05.07.2012 11:16   Kinokefal  ЗЫ. Кажеццо, стараниями отдельных товарищей, на Решке появляется новая форма общения (улыбаеццо).

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту
Объявления
Приветы