Гуру

nevsky

Гуру

Ах, ты мятежная душа! Шальною птицей Летишь, не жаждя ни шиша Остепениться.



На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
29 марта 2024 г.

Вред приносишь ты, если хвалишь, но еще больше вреда, если порицаешь то, в чем мало смыслишь

(Леонардо да Винчи)

Все произведения автора

Все произведения   Избранное - Серебро   Избранное - Золото   Хоккура

Сортировка по рубрикам: 


К списку произведений автора

Публицистика

Антипаюта. Хождение на полночь

«…и тогда на́большая часть дружины казачьей, после сидения великого в Обдорском остроге, переправилась через Обь великую да во главе с атаманом Кротом через Каменный пояс на закат перевалила, в Воркута-град стремясь. Один же из отрядов казачьих далее на́ полночь на струге отправился по земле Югорской – в ледяные земли самояди много малочисленной, со Студёным морем граничащей».

Примерно так описал третью часть нашей экспедиции 2019 года от РХ средневековый новгородский летописец Никифор Пузята (около 1488г.)

И в самом деле как в обскую воду глядел новгородец – после трёх дней, проведённых в Салехарде, бо́льшая часть участников рейса Омск-Салехард во главе с самим товарищем Кротовым перебралась через великую русскую рэ Обь в г. Лабытнанги, где, укупивши бюджетные места в плацкарте, резво двинула в Воркуту смотреть заброшенные микрорайоны. В поездке этой особо отличилась т.н. «группа Танвеля» - несколько из участников, сойдя на станции Полярный Урал в Райских горах (ах, какая музыка в топонимах!) дальше добралась…посредством застопленного вездехода!

Ну а нас, тех, кто предпочёл западному направлению северо-восточное, осталось шестеро.
Два жителя Омска, два суровых пьющих прокурора из Бурятии, народный поэт да разагитированный им профессор кафедры автомобильного туризма (есть и такое) товарищ Садчиков.
Вместе с вахтовиками, командировочными и многочисленными представителями малочисленных народов Крайнего Севера на брате-близнеце теплохода «Родина» - теплоходе «Механик Калашников».
Сразу за Салехардом Обь поворачивает строго на восток, вскоре превращаясь в широченную как море Обскую губу, которая уже идёт на север, на встречу с Карским морем. Особенно хороша здесь Обь на закате – огромное солнце освещает корму теплохода, а на горизонте отчётливо видны горы Приполярного Урала. Дивная красота.

Конечной точкой нашего маршрута было село Антипаюта на Гыданском полуострове - это самый северный пункт ЯНАО, куда можно добраться с помощью пассажирского речного сообщения. Находится он на 300 километров севернее полярного круга и на 600 км северо-восточнее далёкого южного Салехарда. Идти на теплоходе в одну сторону примерно 1,5 суток.

После чудесного золотого заката в день отплытия ночью и утром на наше судно обрушился туман. Лишь ближе к полудню, на подходе к Новому Порту он сменился просто пасмурно-свинцовой погодой. Чем дальше на север, тем судоходнее становится Обь – нам попадалась масса самых различных грузовых судов самых разных портов приписки. Речная жизнь здесь теплоходно кипит.

Село Новый Порт (основано в 1921г., население – 1820 человек) – порт (что крайне логично) на восточном берегу полуострова Ямал. Находится на полпути между Салехардом и Антипаютой в 300 км пути от окружного центра. (А до Архангельска, кстати, 2400 км, которые вы можете проделать по морю на ледоколе «Ямал» - если вас, конечно, на него возьмут).
Было основан как пункт как пункт товарообмена экспедиций моряков и сибирских речников. С 1931 года – рыболовецкий посёлок. В конце сороковых рядом с селом находился Байдарлаг – один из лагерей ГУЛАГа. Ныне же рядом с селом вахтовый посёлок «Надымгазпрома». В Новом Порту находится всемирно известный Новопортовский мерзлотник – самое большое в мире подземное хранилище рыбы в вечной мерзлоте. В мерзлотник мы, увы не попали, т. к. стоянка теплохода у посёлка всего три часа, а по поводу визита туда надо отдельно договариваться с директором мерзлотника. Удовлетворились лишь лицезрением входа в оный, да прогулкой по посёлку.

Вообще, среди жителей Нового Порта, да и вообще ЯНАО имеют широкое хождение рассказы о том, что на месте Нового Порта в конце сороковых годов в рамках масштабных планов по освоению этих мест (на ряду с проектом Трансполярной магистрали) по личному указу Сталина собирались построить крупный военно- морской порт.
Но…дескать, глубина прибрежных вод, не позволяющая подходить к берегу относительно крупным судам, послужила помехой планам. А потом и товарищ генералиссимус отошёл в мир иной, а с ним – и грандиозные планы.
Но…увы, скорее всего рассказы эти – всего лишь «городская» (ну или сельская, если угодно) легенда.

Далее идущая на север к Карскому морю Обская губа в слиянии с идущей с востока Тазовской губой образует так называемые «штаны». Запомните это слово, друзья. К штанам сим мы ещё вернёмся. Ну а пока – солнечным утром следующего дня под голубым небо и по ярко-синей воде нам надо было как раз в восточную «штанину» - по Тазовской губе – в Антипаюту (основана в 1926 году, население – 2700 человек).

Вообще, в село с таким необычным названием я хотел поехать лет так 12 – с тех пор, как узнал о нём от знакомых путешественников – они, возвращаясь в 2006 году из путешествия по Монголии, решили сделать от Омска небольшой такой крючочек на теплоходе до Салехарда, а оттуда до Антипаюты и обратно до Салехарда.
(А вернулись в европейскую часть страны они, кстати, через Райские горы…поймав попутный товарняк, идущий из Лабытнанг до Воркуты! Отдельная героическая песня, однако.Тепловозостоп, стоп, стоп!).
И вот наконец, свершилось.

И примерно в районе 12 утра мы прибыли в Антипаюту.
И всё же – почему Антипаюта? А точнее – что за страшная паюта такая, (на) против которой, возможно для борьбы с ентой самой паютой пришлось объединёнными усилиями русских и ненцев основать целое поселение?

Версий три.
Первая: «в верховьях, в 40 километрах выше по течению, две реки слились в одну и образовали многоводную реку Паюта. На одном из ее притоков жил старец Нгандее Ядне. И первые русские люди, появившиеся в этих местах в конце двадцатых годов двадцатого столетия, не утруждая себя выговаривать трудное имя старца, стали называть его Анти (Анти Паюта). Отсюда появилось название поселка Антипаюта.» (Версия ненецкой писательницы Нины Николаевны Ядне).

Вторая: «Это название происходит от ненецкого глагола «янзь» – «сплести, соединить», с добавлением прилагательного «паёта» – «ольховая, заросшая ольхой» и существительного «яха» – «река». Янцяпаётаяха (Янзяпаётаяха) – «Сплетенная ольховая река». Только сплетение двух рукавов реки дало название реке и поселку.
(c) Юрий Николаевич Квашнин, кандидат исторических наук.

Третья (бонусная) : «В давние-стародавние времена обитала в этих местах злая-презлая хтоническая паюта – мистическая сущность, снежные бураны да мороз на людей насылающая, тьмой зимней пугающая да неурожаи ягеля да падёж скота вызывающая. И было так много-много лет, пока не пришли с юго-запада широкобородые бесстрашные русские поселенцы. Объединились да побратались они с ненцами, бороды широкия почесали, да и сказали – «Э, нет, врёшь, не возьмёшь. Против мы вот ентого. «Анти», надыть.»

И стали гнать паюту, дома тёплые ставя да прожекторами яркими её слепя да пугая, и спатеньки не давая. А уж когда на небе вертолёты с самолётами шастать стали – плюнула паюта, стукнула оземь палкой колючей да и подалась подальше на север, где потише и поморознее.
Вот так и повелось – паюты не стало, а Антипаюта живёт себе да развивается.
Ну и теплеть стало после ентого на сиверко, слышь-ко».

Версия - Кулик В.

В общем, выбирайте на любой вкус.

Ещё несколько лет раньше моего визита стоянка теплохода перед отправкой в обратный путь в Антипаюте была около 12 часов. Ныне же её сократили аж до пяти часов.
Именно это время было у шестерых путешественников для знакомства с северным селом.
Каждый распорядился временем этим в силу своих устремлений и склада характера.

Товарищи омичи пошли смотреть на посадку вертолёта (вертолёт они пропустили) и добыть цельную мороженую тушу оленя («чтобы было что вспоминать долгими зимними вечерами», тушу, кстати, они не добыли).

Товарищи прокуроры засели на завалинку и стали увлекательно и оригинально пить коньяк с кока-колой.
Не, ну а что ещё делать?

Мы же с товарищем Садчиковым, погуляв по посёлку, в центре его расстались – товарищ Садчиков пошёл в магазин, я же рванул на окраину села – к чумам, знакомиться с местными жителями и их кочевым бытом. Надо сказать что знакомство прошло на «ура» - я не только угостился свежей варёной олениной у гостеприимного хозяина чума Анатолия Ядне, но и вдоволь, под стук каплей разразившегося вдруг дождя, пообщался с ним и его семьёй. В числе прочего Анатолий рассказывал мне, что не понимает односельчан, рвущихся в отпуск куда-нибудь в Турцию. Как он сказал, ему и в Салехарде уже жарко, и нигде южнее оного он не был.
Представляете, какая у человека оригинальная карта мира? Где на самом-самом крайнем юге находится жаркий засушливый Салехард…

Ну а после, нарядившись в оленьи шкуры, я прочитал хозяину на скорую руку написанный мной «Гимн Антипаюты», после чего мы сердечно попрощались, и я, выбравшись из тёплого чума и встретив своих продрогших под дождём спутников, отправился к пристани. Финальным аккордом антипаютинской эскапады стала встретившая нас на берегу колоссальнейшая радуга во все высокое северное небо. На фоне которой старый знакомец «Механик Калашников» казался маленьким и игрушечным…

Вообще, надо сказать, что Антипаюта оставила очень позитивное впечатление.
Как и большинство населённых пунктов ЯНАО и ХМАО она растёт и развивается.
Да, связано это с нефтегазовыми делами, то есть с разработкой недр, но всё же…
Есть пристань, вертолётная площадка автоматическая телефонная станция, почта, новая школа, детский сад, больница, магазины. Вот, кстати. Антипаюту называют заполярной Венецией. В периоды паводков улицы поселка заливают воды реки. В это время жители добираются на лодках и в магазин, и на работу. В том, каков уровень весенней воды я мог сам убедиться – по высоте деревянных тротуаров, вознесённых чуть ли не на два метра над уровнем земли.

Что ж, в обратный путь, товарищи! И тут ООО «Небесная канцелярия», в своей безграничной щедрости словно бы задалась целью показать нам все варианты погод и небесных видов. Вслед за дождём, радугой, подсвеченными заходящим солнцем облаками, которые из розово-желтоватых постепенно стали термоядерно-свинцово-красными, на самом закате мы лицезрели садящееся в свинцовую же Обскую губу огромнейшее кроваво-красное солнце.
И только одинокий дух поэзии носился привольно над пустынными водами…

Ну а теперь – вернёмся к нашим штанам. Точнее – к «штанам», конечно же.
Ночью я проснулся оттого, что от меня убегает моя койка. И не только койка – все предметы вдруг ожили и начали курсировать по каюте, кренясь и заваливаясь.
Это подобрался к нам в беспокойных «штанах» самый натуральный обский шторм!
Качало вполне себе по-морскому, и поэт отплясывал презабавнейшие коленца. Пассажиры всячески вторили зажигательному танцу. Ну а простой поход в туалет в ту ночь превращался в настоящий пир духа! Держитесь там, за стены, в общем-то. Весёлые речные старты…

П.С. По возвращении в Салехард, по букве закона наш поэт, как и его спутники, должен был быть задержан пограничной службой и ФСБ. Для выяснения целей визита и вынесения административного взыскания (штрафа). Так как, по никем пока не отмененным нормам вся Обская губа (и 10 км побережья от берега) является погранзоной и посещение её возможно только после подачи специального заявления.
Должен был – но не был задержан. Так как моментально включил даосский режим «Призрачный странник» и в режиме этом человеком-невидимкой проскользнул мимо бдительных Стражей Границы. Секреты методики этой раскрыть не могу, но скажу одно – одной из духовных практик для достижения этого состояния духа является – почаще улыбаться и иметь беззаботный вид. Вот в этом деле я мастер, друзья.
Вам тоже очень рекомендую эту практику.

По возвращении в Салехард товарищ поэт устроил на сэкономленные деньги загул на верхнем этаже легендарного ресторана «Факел». Ну а что – имею скафандр - готов путешествовать. Имею горло – могу промочить его. Прозит!

П.П.С. Как и в случае с рейсом «Родины» Омск – Салехард успел я ухватить улетающую птицу счастья за хвост. Навигация 2019 года стала последней и для «Родины» и для «Механика Калашникова». Рейс Омск - Салехард был отменен полностью под благоковидным предлогом (Прально! Нечего холопам ездить на чудесных теплоходах давно ушедшей империи!) Рейс из Салехарда и Антипаюты оставили. Но чудесный «Калашников» заменен новыми «речными маршрутками» «Рем Вяхирев» и «Виктор Черномырдин» - аварийно опасными, но зато быстрыми.
И возможность за смехотворные деньги пройти на двух теплоходах всю страну с юга на север ушла для жителей страны в прошлое.

фото:
https://vk.com/album174476911_280394343

https://fotoload.ru/fotoset/66196/


Опубликовано:05.07.2021 08:19
Просмотров:784
Рейтинг..:45     Посмотреть
Комментариев:1
Добавили в Избранное:0

Ваши комментарии

 05.07.2021 22:36   c310  
Нельзя не отметить "жаркий засушливый Салехард…
"))). И, конечно, впечатляющий фотоальбом - где ещё такое увидишь!
 06.07.2021 06:32   nevsky  Большое спасибо.

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту
Приветы