|

Бедность не порок. Будь она пороком, ее не стыдились бы (Джером Клапка Джером)
Анонсы
21.07.2011 Шорт-лист недели 08–15.07.2011: Волны да чайкиОдиночество гложет похлеще любой болезни... 
СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 08–15.07.2011:
(Номинатор: pesnya)
(6: Rosa, conspiransa, SukinKot, ole, white-snow, pesnya)
не стих, зарисовка
вечер котенком игривым на берег прыг,
душно, гудит как зуммер песок горячий.
море лениво: «и снова привет старик,
как там старуха, лютует, достала, плачет?
жаль тебя, старче, давай, посиди со мной.
дома-то — пекло совсем довела, заела
старая стерва, а здесь у меня покой
волны да чайки, да воздух, такое дело».
море вечернее словно зеленый чай.
трубку старик набил и закашлял глухо:
«дома всё тихо, кому на меня кричать?
нет никого, умерла у меня старуха»
tamika25: Поэт, который живет у моря, не может о нем не писать. Ведь оно всегда рядом или где-то не так далеко, к нему можно в любой момент подойти, послушать, как откатывается волна и, будто бормоча, пытается потянуть за собой гальку... Наверное, в такие моменты хочется задуматься о вечном, с одной стороны, и обыденным и привычным — с другой. А иногда просто вспомнить старую сказку и попытаться продолжить ее уже как бы в реале. А в реале, оказывается, все гораздо сложнее, чем в сказке: здесь потери невосполнимы, а одиночество гложет похлеще любой болезни, и без старухи жизнь не мила, потому как, хоть и стерва была, да своя, родная. И жизнь старика с ее смертью вдруг потеряла всякий смысл... Стих написан, в основном, простыми словами с использованием разговорной речи, но эта кажущаяся легкость еще больше подчеркивает глубину смысла произведения и неизбежность трагедии одиночества. Очень понравилось «море вечернее словно зеленый чай». По-моему, точнее и не скажешь. Итак, будто бы зарисовка, как написано в эпиграфе, а на самом деле — замечательный стих, к которому хочется возвращаться...
ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 08–15.07.2011:
(Номинатор: Karlik-Nos)
(5: Kinokefal, Mikow, Helmi, marko, tamika25)
tamika25: Чаечка нам преподнесла замечательный сюрприз — прекрасное стихотворение, которое увлекает и не опускает до самой последней строки. И, как выясняется, после нее тоже не отпускает. Честно говоря, когда прочитала, я сказала себе: вот, это оно! Долгожданное. Именно такое, оказывается, хотелось моей душе. Великолепные образы как бальзам на сердце будоражат своей новизной и гармоничным вплетением в канву стиха. И еще: здесь присутствует такой эффект (кстати, у Бухты в стихотворении о старике это тоже есть): когда сказаны обычные слова, описаны простые знакомые действия, но в контексте это всё складывается в некий пазл, при взгляде на который возникает буря эмоций, воспоминаний, ассоциаций и черт его знает чего еще...). И последние строки — просто до слез: «из осени в твой июль от вагона до вечности выйти выбежать вылететь встретить взгляд захлебнуться дождем и нежностью». О, как все это видится и представляется! И вся стая читателей этого стиха «вылетает и захлебывается нежностью» вместе с автором и — спасибо тебе, Чаечка, что заставила позабыть о возрасте, о неурядицах, и окунула с головой в чистое, красивое девичье счастье...
(Номинатор: buhta)
(2: buhta, KsanaVasilenko)
tamika25: Очень интересное стихотворение у Ани. Хоть и большое, но читается легко и с удовольствием. И если предыдущие авторы создавали свои образы мазками, штрихами, простыми, но веским словами, то здесь обращает на себя внимание выписывание каждой детальки, причем, с соблюдением чувства меры и ненавязчивости. Читая это стихотворение, я вспоминала Командора Резанова и Кончиту, их сильную любовь и расставание навсегда... Что-то есть в стихотворении от этой красивой грустной истории. Но своего Командора Аня представляет то одним, то другим — героями ее любимых (надо полагать) книг, героями отважными, смелыми, честными и любящими свою избранницу. Это и сказочные герои, и персонажи из Дюма, и даже Том Сойер, неунывающий мальчишка, любящий своей, еще детской, любовью Бекки Тэтчер. Но, все-таки, Анин Командор получился живым, настоящим: суровым и нежным, грустным и вспоминающим свою жизнь, и ждущим встречи с любимой, но надеющимся, что она все же жива, хотя его уже давно нет на этом свете. И встреча, вероятно, не состоится, и от отчаяния он сам не хочет верить в свою смерть... А передо мной снова встает образ Резанова, которого любимая его Кончита пережила на много лет. В общем, стих получился интересным, живым и неординарным. Я много чего вспомнила, читая его, заново прочувствовала, и всё это благодаря Ане, нашему молодому талантливому автору...
JazzCat: ...По поводу моей глупости и рецензии Тамилы. Спасибо большое :) Правда, «Юнону и Авось» я в виду ни разу не имела, но это просто здорово — когда у разных людей свои ассоциации, мне бы очень этого хотелось. А у меня — это, скорее, крапивинский Командор (у него это кочующий образ, оттуда и съемки фильма про Тома). Взгляд с изнанки — не тот Командор, каким его привыкли видеть окружающие. Ну и плюс всякие личные... Вот. Еще раз спасибо...
tamika25: Ань, ну вот что хочешь делай, а Резанов там тоже есть, хоть ты о нем и не думала. Сам внедрился... Я, кстати, после прочтения твоего стиха освежила в памяти эту историю (о Резанове), и — да, всё так и есть. Командоры, они такие. Хоть снаружи, хоть с изнанки... И действительно, прекрасно, что стихотворение стало жить своей жизнью. И у каждого читателя свои ассоциации и воспоминания. Это, я думаю, еще раз говорит о «Командоре» как о несомненной удаче.
СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ 08–15.07.2011:
Номинировано: 3
Прошло в Шорт-лист: 3
Победитель: buhta
Чудо-лоцман: pesnya
Голосовало: 13
Чадский: tamika25 Читайте в этом же разделе: 15.07.2011 Шорт-лист недели 01–08.07.2011: Ощупыванье полдня 10.07.2011 Итоги «Стрельбы глазами» 06.07.2011 Шорт-лист недели 24.06–01.07.2011: В страшно далеком году 05.07.2011 Выбираем Произведение Весны–2011 04.07.2011 Итоги «Поножовщины»
К списку
Комментарии
| 21.07.2011 01:46 | tamika25 Молодцы, девченки! Все три стиха - просто замечательные!!! ))) | | | 21.07.2011 01:47 | tamika25 Ой, девчонки! ( краснеед...) | | Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.
|
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Авторизация
Камертон
Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря,
дорогой, уважаемый, милая, но неважно
даже кто, ибо черт лица, говоря
откровенно, не вспомнить, уже не ваш, но
и ничей верный друг вас приветствует с одного
из пяти континентов, держащегося на ковбоях;
я любил тебя больше, чем ангелов и самого,
и поэтому дальше теперь от тебя, чем от них обоих;
поздно ночью, в уснувшей долине, на самом дне,
в городке, занесенном снегом по ручку двери,
извиваясь ночью на простыне -
как не сказано ниже по крайней мере -
я взбиваю подушку мычащим "ты"
за морями, которым конца и края,
в темноте всем телом твои черты,
как безумное зеркало повторяя.
1975 - 1976
* * *
Север крошит металл, но щадит стекло.
Учит гортань проговаривать "впусти".
Холод меня воспитал и вложил перо
в пальцы, чтоб их согреть в горсти.
Замерзая, я вижу, как за моря
солнце садится и никого кругом.
То ли по льду каблук скользит, то ли сама земля
закругляется под каблуком.
И в гортани моей, где положен смех
или речь, или горячий чай,
все отчетливей раздается снег
и чернеет, что твой Седов, "прощай".
1975 - 1976
* * *
Узнаю этот ветер, налетающий на траву,
под него ложащуюся, точно под татарву.
Узнаю этот лист, в придорожную грязь
падающий, как обагренный князь.
Растекаясь широкой стрелой по косой скуле
деревянного дома в чужой земле,
что гуся по полету, осень в стекле внизу
узнает по лицу слезу.
И, глаза закатывая к потолку,
я не слово о номер забыл говорю полку,
но кайсацкое имя язык во рту
шевелит в ночи, как ярлык в Орду.
1975
* * *
Это - ряд наблюдений. В углу - тепло.
Взгляд оставляет на вещи след.
Вода представляет собой стекло.
Человек страшней, чем его скелет.
Зимний вечер с вином в нигде.
Веранда под натиском ивняка.
Тело покоится на локте,
как морена вне ледника.
Через тыщу лет из-за штор моллюск
извлекут с проступившем сквозь бахрому
оттиском "доброй ночи" уст,
не имевших сказать кому.
1975 - 1976
* * *
Потому что каблук оставляет следы - зима.
В деревянных вещах замерзая в поле,
по прохожим себя узнают дома.
Что сказать ввечеру о грядущем, коли
воспоминанья в ночной тиши
о тепле твоих - пропуск - когда уснула,
тело отбрасывает от души
на стену, точно тень от стула
на стену ввечеру свеча,
и под скатертью стянутым к лесу небом
над силосной башней, натертый крылом грача
не отбелишь воздух колючим снегом.
1975 - 1976
* * *
Деревянный лаокоон, сбросив на время гору с
плеч, подставляет их под огромную тучу. С мыса
налетают порывы резкого ветра. Голос
старается удержать слова, взвизгнув, в пределах смысла.
Низвергается дождь: перекрученные канаты
хлещут спины холмов, точно лопатки в бане.
Средизимнее море шевелится за огрызками колоннады,
как соленый язык за выбитыми зубами.
Одичавшее сердце все еще бьется за два.
Каждый охотник знает, где сидят фазаны, - в лужице под лежачим.
За сегодняшним днем стоит неподвижно завтра,
как сказуемое за подлежащим.
1975 - 1976
* * *
Я родился и вырос в балтийских болотах, подле
серых цинковых волн, всегда набегавших по две,
и отсюда - все рифмы, отсюда тот блеклый голос,
вьющийся между ними, как мокрый волос,
если вьется вообще. Облокотясь на локоть,
раковина ушная в них различит не рокот,
но хлопки полотна, ставень, ладоней, чайник,
кипящий на керосинке, максимум - крики чаек.
В этих плоских краях то и хранит от фальши
сердце, что скрыться негде и видно дальше.
Это только для звука пространство всегда помеха:
глаз не посетует на недостаток эха.
1975
* * *
Что касается звезд, то они всегда.
То есть, если одна, то за ней другая.
Только так оттуда и можно смотреть сюда:
вечером, после восьми, мигая.
Небо выглядит лучше без них. Хотя
освоение космоса лучше, если
с ними. Но именно не сходя
с места, на голой веранде, в кресле.
Как сказал, половину лица в тени
пряча, пилот одного снаряда,
жизни, видимо, нету нигде, и ни
на одной из них не задержишь взгляда.
1975
* * *
В городке, из которого смерть расползалась по школьной карте,
мостовая блестит, как чешуя на карпе,
на столетнем каштане оплывают тугие свечи,
и чугунный лес скучает по пылкой речи.
Сквозь оконную марлю, выцветшую от стирки,
проступают ранки гвоздики и стрелки кирхи;
вдалеке дребезжит трамвай, как во время оно,
но никто не сходит больше у стадиона.
Настоящий конец войны - это на тонкой спинке
венского стула платье одной блондинки,
да крылатый полет серебристой жужжащей пули,
уносящей жизни на Юг в июле.
1975, Мюнхен
* * *
Около океана, при свете свечи; вокруг
поле, заросшее клевером, щавелем и люцерной.
Ввечеру у тела, точно у Шивы, рук,
дотянуться желающих до бесценной.
Упадая в траву, сова настигает мышь,
беспричинно поскрипывают стропила.
В деревянном городе крепче спишь,
потому что снится уже только то, что было.
Пахнет свежей рыбой, к стене прилип
профиль стула, тонкая марля вяло
шевелится в окне; и луна поправляет лучом прилив,
как сползающее одеяло.
1975
* * *
Ты забыла деревню, затерянную в болотах
залесенной губернии, где чучел на огородах
отродясь не держат - не те там злаки,
и доро'гой тоже все гати да буераки.
Баба Настя, поди, померла, и Пестерев жив едва ли,
а как жив, то пьяный сидит в подвале,
либо ладит из спинки нашей кровати что-то,
говорят, калитку, не то ворота.
А зимой там колют дрова и сидят на репе,
и звезда моргает от дыма в морозном небе.
И не в ситцах в окне невеста, а праздник пыли
да пустое место, где мы любили.
1975
* * *
Тихотворение мое, мое немое,
однако, тяглое - на страх поводьям,
куда пожалуемся на ярмо и
кому поведаем, как жизнь проводим?
Как поздно заполночь ища глазунию
луны за шторою зажженной спичкою,
вручную стряхиваешь пыль безумия
с осколков желтого оскала в писчую.
Как эту борзопись, что гуще патоки,
там не размазывай, но с кем в колене и
в локте хотя бы преломить, опять-таки,
ломоть отрезанный, тихотворение?
1975 - 1976
* * *
Темно-синее утро в заиндевевшей раме
напоминает улицу с горящими фонарями,
ледяную дорожку, перекрестки, сугробы,
толчею в раздевалке в восточном конце Европы.
Там звучит "ганнибал" из худого мешка на стуле,
сильно пахнут подмышками брусья на физкультуре;
что до черной доски, от которой мороз по коже,
так и осталась черной. И сзади тоже.
Дребезжащий звонок серебристый иней
преобразил в кристалл. Насчет параллельных линий
все оказалось правдой и в кость оделось;
неохота вставать. Никогда не хотелось.
1975 - 1976
* * *
С точки зрения воздуха, край земли
всюду. Что, скашивая облака,
совпадает - чем бы не замели
следы - с ощущением каблука.
Да и глаз, который глядит окрест,
скашивает, что твой серп, поля;
сумма мелких слагаемых при перемене мест
неузнаваемее нуля.
И улыбка скользнет, точно тень грача
по щербатой изгороди, пышный куст
шиповника сдерживая, но крича
жимолостью, не разжимая уст.
1975 - 1976
* * *
Заморозки на почве и облысенье леса,
небо серого цвета кровельного железа.
Выходя во двор нечетного октября,
ежась, число округляешь до "ох ты бля".
Ты не птица, чтоб улететь отсюда,
потому что как в поисках милой всю-то
ты проехал вселенную, дальше вроде
нет страницы податься в живой природе.
Зазимуем же тут, с черной обложкой рядом,
проницаемой стужей снаружи, отсюда - взглядом,
за бугром в чистом поле на штабель слов
пером кириллицы наколов.
1975 - 1976
* * *
Всегда остается возможность выйти из дому на
улицу, чья коричневая длина
успокоит твой взгляд подъездами, худобою
голых деревьев, бликами луж, ходьбою.
На пустой голове бриз шевелит ботву,
и улица вдалеке сужается в букву "У",
как лицо к подбородку, и лающая собака
вылетает из подоворотни, как скомканная бумага.
Улица. Некоторые дома
лучше других: больше вещей в витринах;
и хотя бы уж тем, что если сойдешь с ума,
то, во всяком случае, не внутри них.
1975 - 1976
* * *
Итак, пригревает. В памяти, как на меже,
прежде доброго злака маячит плевел.
Можно сказать, что на Юге в полях уже
высевают сорго - если бы знать, где Север.
Земля под лапкой грача действительно горяча;
пахнет тесом, свежей смолой. И крепко
зажмурившись от слепящего солнечного луча,
видишь внезапно мучнистую щеку клерка,
беготню в коридоре, эмалированный таз,
человека в жеваной шляпе, сводящего хмуро брови,
и другого, со вспышкой, чтоб озарить не нас,
но обмякшее тело и лужу крови.
1975 - 1976
* * *
Если что-нибудь петь, то перемену ветра,
западного на восточный, когда замерзшая ветка
перемещается влево, поскрипывая от неохоты,
и твой кашель летит над равниной к лесам Дакоты.
В полдень можно вскинуть ружьё и выстрелить в то, что в поле
кажется зайцем, предоставляя пуле
увеличить разрыв между сбившемся напрочь с темпа
пишущим эти строки пером и тем, что
оставляет следы. Иногда голова с рукою
сливаются, не становясь строкою,
но под собственный голос, перекатывающийся картаво,
подставляя ухо, как часть кентавра.
1975 - 1976
* * *
...и при слове "грядущее" из русского языка
выбегают черные мыши и всей оравой
отгрызают от лакомого куска
памяти, что твой сыр дырявой.
После стольких лет уже безразлично, что
или кто стоит у окна за шторой,
и в мозгу раздается не неземное "до",
но ее шуршание. Жизнь, которой,
как дареной вещи, не смотрят в пасть,
обнажает зубы при каждой встрече.
От всего человека вам остается часть
речи. Часть речи вообще. Часть речи.
1975
* * *
Я не то что схожу с ума, но устал за лето.
За рубашкой в комод полезешь, и день потерян.
Поскорей бы, что ли, пришла зима и занесла всё это —
города, человеков, но для начала зелень.
Стану спать не раздевшись или читать с любого
места чужую книгу, покамест остатки года,
как собака, сбежавшая от слепого,
переходят в положенном месте асфальт.
Свобода —
это когда забываешь отчество у тирана,
а слюна во рту слаще халвы Шираза,
и, хотя твой мозг перекручен, как рог барана,
ничего не каплет из голубого глаза.
1975-1976
|
|