На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
20 апреля 2024 г.

Иногда сигара — всего лишь сигара

(Зигмунд Фрейд)

Анонсы

16.01.2012

Шорт-лист недели 30.12.2011–06.01.2012: Осколок вашей дымной жизни

Нежность сама по себе прекрасна...

                Одуванчик

                СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 30.12.2011–06.01.2012:
 
 
                1. sumire. Борьба за нежность
                (Номинатор: petrovich)
                (3: petrovich, tamika25, Helmi)
 
                ...фонарик... одуванчики души...
                Души в ладони облачко дыханья
                и камень в горле женщины...
                Ужи —
                как пальцы — черный контур одувана
                в горсти, которой верить — как грозе
                антеннке хрупкой верить, — тонко-тонко...
 
                Дыханье — в танго смерти...
                Спит рассвет
                в зрачке — как ухо мертвого теленка —
                в траве ядивой...
 
                Блекнут фонари.
                Пушинки разлетаются.
                Воздушна
                борьба за нежность...
                Словно снегири,
                слезинки чик-чирикают подушки,
                сном женщины набитые — как ты
                набит печалью женщины — до чучел
                в глазах.
                Она в руках — как яблонь дым,
                как к фонарятам невесомый ключик,
                как в горле — кашель, каменно-сквозной,
                как нежность — в сумке егеря, в кровавом
                пюре под дробью злобы...
 
                ...как пыльцой-
                слезой ладонь согрета!..
                Словно в лаве,
                сиди в ее печали.
                Отпускай
                дыхание в царапинках воздушных
                туда, где душно женщине, где рай,
                где души спят в разорванных ночнушках,
                где раны спят под пальцами твоих
                мужских обид,
                где каждый шорох — ладан...
 
                Ты видишь? — одуванчики в гнилых
                углах небес танцуют, как мулатки —
                прожженные тобой насквозь, на гвоздь
                тебя повиснув, с теплый укоризной...
 
                Души в ладони облачко! —
                взвесь ос,
                гроздь ос,
                осколок вашей дымной жизни...
 
tamika25: Это не первое стихотворение Фиалки о нежности. Мне почему-то кажется, что раскрывать эту тему ей очень приятно, она (тема) настолько неисчерпаема, невесома, тонка и прозрачна, что автор, наверное, еще не раз к ней возвратится и напишет еще и еще... Так, как делает это Фиалка, расщепляя нежность чуть ли не на молекулы и атомы, находя нужные «легкие» (в смысле, обозначающие легкость) слова, как бы рисуя это понятие мягкими пастельными красками, не может, наверное, никто. Здесь так и не важно, кто больше нежен, мужчина или женщина. Потому что нежность сама по себе прекрасна. В стихотворении Фиалки даже время, вроде бы, остановилось, а может, его и вовсе там не было. И хочется окунуться в эти воздушные невесомые объятья нежности и жить в них. И, наверное, умереть в них не страшно...
                ...как пыльцой-
                слезой ладонь согрета!..
                Словно в лаве,
                сиди в ее печали.
                Отпускай
                дыхание в царапинках воздушных
                туда, где душно женщине, где рай,
                где души спят в разорванных ночнушках,
                где раны спят под пальцами твоих
                мужских обид,
                где каждый шорох — ладан...
Вот такая хрупкая и беззащитная фиалкина нежность... Надеюсь, что это стихотворение займет достойное место в Шорте. А от себя всем советую прочитать это замечательное произведение.
 
 
                Родник 
 
                ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 30.12.2011–06.01.2012:
 
 
                (Номинатор: Karlik-Nos)
                (2: CicadasCatcher, Karlik-Nos)
 
tamika25: Стихотворение выполнено в стиле японского сонета, но, русская душа в нем ох как чувствуется! Чем подкупают стихи Игоря — это искренностью, какой-то настоящестью и честностью. Даже если случаются какие-нибудь небольшие промахи — все прощается чутким читателем. В этом небольшом стихотворении запоминаются все образы и картинки. Один тростник чего стОит! А мне еще «льдистые кисти» понравились. Ну и, конечно, некая философская созерцательность, присущая японским жанрам поэзии, здесь тоже присутствует. Очень хорошая работа, которая нашла своих читателей. Желаю ей всяческих побед!
 
natasha: Стих хороший, согласна со всеми оценками и похвалами, но попридираюсь, однако. Для «усложнения жизни». Автор, кстати, сам порядочный придира (не секрет):) По-моему, стих, смысл которого в передаче черно-белой графики чистых, зимних линий, и в том, что вбирая эту картину в себя вместе с холодом чистой, ледяной воды, ЛГ преображается (!), такой стих должен быть также чист и в смысле формы и техники. Посмотрим рифмы: вот тот редкий случай, когда я придерусь к рифме: во всем стихе рифма точная, простая. И вдруг «застыл–воды». Диссонанс. В третьем четверостишии «цапли» вполне достаточно, к чему еще и «одноногость», тем более, что слово «одноногий» явно не на месте. В последнем: «смотреть с тонким лицом» — это как? И, наконец, «преображаясь». Смысл, в общем, ясен и хорош, но сказано слишком сильно и слишком кратко, тем более что далее речь идет, видимо, о Святом Серафиме. Уж не сам ли это «преобразившийся» ЛГ? :) Понимаю, что стих на турнир, автор скован требованиями турнира, хотя выполнил по сути только точное число слогов в строчках (тема («зима ждет вестей») уже в «довеске»), а значит, был не так уж и скован (ворчу). Всё имхо, естессно.
 
 
                3. petrovich. Все остальное
                (Номинатор: Rosa)
                (1: Rosa)
 
tamika25: Очень люблю читать небольшие лаконичные стихи. Особенно приятно, когда в таком произведении охватываются большие промежутки времени, чувств, а иногда и целые эпохи. Когда основная мысль улавливается где-то на подсознании, а в стихотворении она живет между строк. О чем этот стих Петровича? Трудно сформулировать... Но одно могу сказать — в нем есть ностальгия какая-то за чем-то настоящим, которое умещается в нехитром описании увиденного из окна, в том самом гениальном стихе, одним на всех, и в чистоте выпавшего снега. А уж между строк... Желаю любимому автору успеха в Шорте, а Розе — спасибо за чудесную номинацию!
 
 
                (Номинатор: natasha)
                (1: natasha)
 
natasha: Это очень хорошее и необычное стихотворение, имхо. Оно показалось мне таким внутренне противоречивым, как противоречив, на самом деле, и человек внутри себя. А особенно творческий человек. Такое впечатление, что автор хочет сказать одно, а говорит, сам того, может быть, не замечая (подсознательно), что-то совсем противоположное. Так мы порой ненавидим себя, свою слабость, ординарность и, в то же время, гордимся своей исключительностью. Так, мы порой, опустошенные, усталые, потерявшие надежду, готовы покончить с этой ничтожной дребеденью (жизнью) и, в то же время, чуем, что все как будто только еще начинается и вот-вот откроется некая дверь в новый, самый важный, самый нужный мир. Само уже ключевое слово «жаль» имеет много смыслов в зависимости от контекста. Здесь можно увидеть два противоположных: «жаль» — в смысле простого сожаления о людях «...зашитых в тесный круг работа–магазин, тех, кто не смог остановить паденье в переживании лет, в пережидании зим...» и о себе в том числе, и «жаль» — в смысле любви и сочувствия к этим «нахмуренным», «надменным» людям, таким похожим на ЛГ (Оле), «...стоящую за (!) дверью в невыдуманный мир невысказанных слов, где маются ничьи надежда, вера и эта, как ее, забыла... да, любовь...». И что же это за люди такие? Слабые? И да, и нет. Да — они не могут остановить падение, и в миг, когда «...все покажется ничтожным...» сказать себе «...держись. Как хочешь, но держись...». Но и нет, потому что «просто» жить они не могут, потому что «...плывет табачный дым. А первая строка стучится клювом изнутри...», потому что (читай эпиграф)
                Жизнь зла — и хороша, и в чем-то нам чужда,
                Как будто что-то в ней не обладает словом,
                И смотрит свысока,
                И просит подождать...
                Да... просит обождать...
Я выбираю в этом стихе второй смысл слова «жаль», люблю этих людей и сочувствую им. Глубоко тронута стихом. Спасибо, Оле.
 
tamika25: К Наташиной рецензии, с которой полностью согласна, хочу добавить только то, что вот эта противоречивость жизни, описанная Оле, как оказалось, очень мне близка. Не так давно, летом, после моего интервью, Валера написал в отзыве, что я кажусь ему противоречивой какой-то. Я тогда не совсем поняла, о чем он сказал. И только сейчас, прочтя Олино стихотворение, все поняла. Спасибо, Оле! Твои стихи так бередят душу, что хочется всё: и плакать, и смеяться, и любить, и ненавидеть, и много-много всего! Одним словом, жить... Такие стихи — они настоящие, их хочется читать и перечитывать, а еще они как лекарство. Душу лечат. Вот. Извините за сумбур, расчувствовалась что-то...
 
 
                На рубеже веков 
 
                ВОШЛО В ИСТОРИЮ:
 
 
                5. petrovich. 2000 год
                (Номинатор:tamar-xiii)
 
tamar-xiii: Приятно, что поощряете. На время публикации постараюсь смотреть внимательнее. Поскольку за свои слова и оценки привыкла отвечать, расскажу, почему и для чего хочу привлечь внимание к стихотворению Петровича. Видно, что автор не просто умом понял, но прочувствовал и показал читателю на уровне ярких, интуитивно понятных образов важнейшие мировоззренческие вещи, в которых заключается сущность лирики (их тоже оказалось три). Результат, к счастью, невозможно механически скопировать, но усвоить принципы полезно всякому. Даже нарушая их, лично мне как-то спокойнее знать, что именно я нарушаю.
Первая из этих сущностных вещей — особым образом поданное чувство. Оно индивидуализировано в том смысле, что автор уловил тончайшие, причудливые, иногда парадоксальные оттенки. И, в то же время, оно всеобщее, потому что принадлежит и ЛГ, и «тем, кто», и в итоге разделяется читателем; а еще потому что по законам лирики мосты, и степи, и весь широкий мир не могут не быть частью личности, она все принимает в себя и растворяется во всем, ничем не защищена.
Второй важный момент — проблема новизны. По гамбургскому счету ее, как правило, нет ни у кого из тех, кого мы застали при жизни. Но может быть ощущение новизны (от «старых слов в новом порядке», например). И символический образ яркого снега в стихотворении, как мне кажется, замечательно живо и достоверно передает это ощущение. Кроме того, при полном и честном осознании вторичности — своей и чьей-либо — отсутствие новизны может компенсироваться упрямой и бесстрашной верой в ценность человеческой личности, которую утверждает финал.
Наконец, третий момент, без которого не было бы художественного произведения, а был бы умный и грамотный трактат с красивыми иллюстрациями. Автор не просто тонко и остроумно толкует о том, что такое печаль, что такое время. Его ЛГ испытывает некие чувства по отношению к «тем, кто», выстраивает отношения с ними (пусть заочно), и с нами (читателями, которых заставляет поверить в ценность ненового опыта «тех, кто»). Так эта фигура оживает перед нами, хотя не произносит местоимение «я» и не описывает свое отношение к «тем, кто» так прямо, как печаль. А в лирике все зависит от человека (ЛГ): коль скоро он мне внушил доверие, я принимаю и ценю то, что он мне говорит.
 
tamika25: Как технарь с лирическим уклоном, попробую описать те чувства, которые вызвало у меня это стихотворение. Очень хорошо помню, как мы ожидали двухтысячного года, как чуда какого-то, переломного момента в истории как бы. Даже то, что даты должны будут начинаться с двойки в графе «год», казалось чем-то необыкновенным. И, вместе с тем, нашему поколению, которое основную часть жизни прожило до 2000 года, переступить через данный временной рубеж означало окунуться в другую эпоху, навсегда оставив лучшие свои годы в прошлом веке. Отсюда, по-моему, и печаль, и какая-то неуверенность в будущем, и готовность итожить обреченно, и невольное ожидание сравнения: а как же там, в новом веке, какой будет снег, какое будет небо, солнце и всё-всё-всё? Печаль о том, что ничего не изменилось, все течет своим чередом, только мы постарели на целый век, именно в тот момент, в той «щели, гудящей между двух веков»... Я, конечно, не умею так, как Людмила, сыпать литературными и прочими терминами, разделяя на моменты, анализируя и препарируя стихотворение. Тут я пас и, как говорится, снимаю шляпу. Но хотелось бы, чтобы мои ощущения от стихотворения немножко дополнили ее анализ еще и некоторой эмоциональной составляющей. Хочу поблагодарить Людмилу за такой хороший профессиональный разбор стихотворения. Петровичу — удачи и победы!
 
 
                СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ 30.12.2011–06.01.2012:
 
                Номинировано: 5
                Прошло в Шорт-лист: 4
                Шорт-вумен: sumire
                Чудо-лоцман: petrovich
                Голосивших: 7
                Воздержантов: 0
                Чадский: tamika25

 



← ПредыдущаяСледующая →

23.01.2012
Шорт-лист недели 06–13.01.2012: Последний выговор

15.01.2012
Овертайм года

Читайте в этом же разделе:
15.01.2012 Овертайм года
13.01.2012 Всё, что в ушедшем постиг. Итоги турнира № 15
05.01.2012 Шорт-лист недели 23–30.12.2011: Добро пожаловать в Эльсинор
02.01.2012 Наши выборы — самые честные! Выбираем произведение-2011
31.12.2011 Принцип яблока. Шорт-лист Осени 2011

К списку


Комментарии

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Камертон