На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
19 апреля 2024 г.

Всякая крайность есть родная сестра ограниченности

(Виссарион Белинский)

Анонсы

15.03.2012

Шорт-лист полумесяца 24.02–09.03.2012: Душе хватает томика Лескова

То, о чем уже и не вспоминаешь больше, только иногда, ненарочно...

                Душа

                СТИХОТВОРЕНИЕ ПОЛУМЕСЯЦА 24.02–09.03.2012:
 
 
                1. KsanaVasilenko. Душе сто лет...
                (Номинаторы: petrovich, afinskaja)
                (3: pesnya, afinskaja, petrovich)
                (2: Rosa, ole)
 
                Внесут с мороза хрустко-жестяное...
                Белье задышит радостно и чисто,
                На стеклах дня растения и числа,
                Но отмахнешься: стужа... кости ноют...
                И станешь старой. Старше твердой книги,
                Поля которой помнят руку бабки —
                Как тяжелела в той, протестной схватке
                С одной из самых ревностных религий,
                Как опадала в каждом пораженьи,
                Вложив цветок с покорностью в межглавье:
                «Аминь!»
                Как много было в этом сплаве
                Любви и злости, холода и жженья!
                А ты? А ты заранее готова
                Принять все то, о чем грозится книга...
                Душе сто лет; ни подвига, ни ига,
                Душе хватает томика Лескова...
 
enso: Простое и такое русское стихотворение — в нем есть что-то староверное, давно ушедшее. То, о чем уже и не вспоминаешь больше, только иногда, ненарочно, образ, или запах, или фактура материала (бумаги, например) способны вернуть тебе воспоминание — не забытое, но давно запыленное бытом, повседневностью. И думается — то ведь тоже была повседневность, но теперь она кажется такой яркой и такой больше не возможной. Упоминается Лесков, и я ищу тут «Очарованного Странника», но первые строки про вот эти зимние мелочи напоминают мне какую-то зимнюю сцену из «Доктора Живаго» Пастернака, сюжет которой не помню, которую давно и напрочь забыл — осталось только ощущение, которое совпадает с ощущением от этого стиха. Стихотворению этому нет места на мониторе, и не видится оно мне напечатанным на бумаге — я вижу его написанным на вырванном откуда-то листе, написанным размашистым почерком в перерыве между какой-то домашней работой, и так и забытым впопыхах на кухонном столе. А оставшееся послевкусие — пустое чувство, что человек пишет и осознает свое (?) старение. И от этого не больно и не страшно. От этого пусто.
 
afinskaja: ...Родное, близкое, живое. Притронешься — и прорастаешь в него. «На стеклах дня растения и числа», «Старше твердой книги» — изумительные в своей простоте находки. Нет времени в этом стихотворении. Оно само — время и вера, непостижимые нашему пониманию.
 
 
                Тайна 
 
                ФИНАЛИСТЫ ПОЛУМЕСЯЦА 24.02–09.03.2012:
 
 
                2. sumire ...а пирога плывет...
                (Номинатор: ilonaila)
                (3: Karlik-Nos, enso, ilonaila)
                (1: SukinKot)
 
enso: Кто не видел заката на море, кого он не трогал — в том это стихотворение может и не отозваться воспоминанием или тоской. Есть ли такие люди? Да, конечно. Люди есть всякие, но... Вот бывает же так — можешь сидеть вечерком где-нибудь в кафешке на набережной, думать о пустяках, искать что-то привлекательное в меню, но случайно повернуть голову в сторону горизонта, в сторону моря, а там — священнодействие. Закат. Взрыв. Пожар. Облака, разрезаемые лучами, лезут друг на друга, горят всеми оттенками красного, розового и желтого, и посреди всего этого — воспаленный глаз Солнца. И ты замечаешь, что все вещи на столе, вся посуда, здания и люди вокруг, да и ты сам — освещены каким-то неземным светом, светом совсем другого мира, которого нам знать не возможно. И — ты встаешь и выходишь из кафе, и ищешь место, где нет людей и где можно побыть наедине с этим закатом — крыша дома, склон горы, безлюдная набережная. Ты спешишь, ты боишься опоздать, боишься пропустить хоть мгновение этого чуда — потому что ощущение, которое застало тебя врасплох, это ощущение того, что вот в этот момент, когда облака горят и Солнце тонет в море, — что-то великое и неизмеримое заканчивается навсегда, и не повторится больше. Ты смотришь, как пылают, а после гаснут краски и через глаза в тебя льется красота и тоска. Только такие простые, вроде бы уже привычные и повседневные вещи способны так глубоко трогать. А после ты идешь уже в сумерках и стараешься не расплескать это воспоминание — ты стал более молчалив и более спокоен. В тебе тоже что-то умерло, утонуло вместе с этим Солнцем.
 
 
                (Номинатор: Skorodinski)
                (3: tamika25, Skorodinski, natasha)
 
enso: Ночное стихотворение — так после пробуждения вспоминаются обрывки снов (или кошмаров). Такое запертое и безысходное, когда хочешь проснуться, а просыпаться — некуда, потому что, возможно, это и не сон вовсе, это дно колодца, где нет света и нет надежды. Похоже не сказки братьев Гримм, да только все эти кошмары уже не в книжке, уже перед тобой. Вот эти строки:
                колодец страха.
                полный рот беды
                бедой целован...
запомнил наизусть с первого прочтения и, видимо, надолго. Они похожи на абстрактный экспрессионизм, где в ярких мазках каждый видит что-то свое — картину, понятную только ему. Оставшееся ощущение — хочется, чтобы кто-то вытащил из этого колодца, обнял, спрятал в ладонях, прижал к себе и сказал: «Все, не бойся, больше не будет темно, больше не будет пусто, больше не нужно будет терпеть это все». Верится ли, что такое возможно? Каждый отвечает себе сам.
 
 
                4. Sharik. Сосед
                (Номинатор: Sarah)
                (2: Max, marko)
 
enso: Простой повествовательный стих, без лишних метафор и эпитетов. Тут ни у кого не будет блужданий и предположений: «А что же автор хотел сказать?» Все сказано ясно и понятно, что редкость. Сколько ни рассчитывай и ни планируй, никогда не знаешь, что с тобой будет, ведь даже небольшой сгусток крови может сделать из тебя овощ — что уж тут говорить об остальном. Все, все может закончиться в один момент. И нет разницы, могло бы быть хуже или нет — есть то, что есть, и приходится изо дня в день справляться с этим — когда удачно, а когда и совсем паршиво. Мне не понравилось третье четверостишие, где про Бога и про «напрокат» — но это, скорее, моя проблема, чем проблема стиха. Мне понравилось, что последняя строка такая короткая — в этом есть что-то замечательное.
 
 
                (Номинатор: Rosa)
                (1: Rosa)
 
enso: «Женское» стихотворение — об ожидании (любви?), которого мне, как мужчине, до конца никогда не понять. Женщина ждет, но всё не тех. Женщина ждет, и это утомляет, опускаются руки. Хочется просто больше не ждать — даже серое спокойствие кажется притягательнее этого томительного ожидания. Человек пытается улыбаться, в некотором роде спрятаться за эпиграф «полу-шутка» и частушечность формы, а на самом деле — грустит и немного уже раздражен тем, что обстоятельства — таковы, как они есть. Так при встрече с хорошим знакомым на вопрос «как дела?» говорим «нормально» (потому что так «положено»), а потом бывает, думаем: «Да какой, блин, нормально? Ненормально всё это». А если и скажешь, что, вот, плохо всё — то тут же спешишь оправдаться, сгладить это фразой «Ну, все не так плохо, и могло быть хуже» или «Да ладно, забудь, не бери в голову, не важно это...». Вот тут эпиграф и форма создают похожее ощущение... Про «полу-шутка» — вспомнилось следующее: у Бадди Гая есть блюз под названием «Just Teasin» (с англ. «просто шучу»). На это кто-то сказал: «Если Бадди Гай просто так “шутит”, то что мы услышим, когда он станет серьезным».
 
 
                Тоска 
 
                ВОШЛО В ИСТОРИЮ:
 
 
                6. Bastet. Да, гори оно все...
                (Номинатор: petrovich)
 
petrovich: Простое, горьчайшее стихотворение со странным и отворачивающим глаза куда-то в окно восклицанием: «Да, гори оно все, свечой!» Эта странность меня задела. «С губ сорвавшийся крик — в ладонь: лучше б ты меня, ночь не трогала!» Женский крик ночью — что может быть страшнее? И стихотворение передает (мне, во всяком случае) этот страх. Но самое страшное — концовка там, в стихе: «Воля — вольному, Богу — богово». Отстаньте! Все равно! Нету сил! Это — страшно.
 
enso: Помню, в детстве, когда на всем районе из-за какой-нибудь поломки выключали свет, свечки в окнах и полная темнота на улице и в квартире казались таинством и приключением — было очень тихо, не шумели ни телевизоры, ни люди, можно было говорить с бабушкой о каких-то пустяках, можно было спрятаться где-нибудь в большой квартире, в этой бархатной и уютной темноте, можно было пытаться читать книгу при свете свечи и совсем не дышать, чтобы отсветы не мешали различать и так плохо видимые буквы. Теперь же, когда ночами чаще всего не спишь, нет больше того детского, таинственного — все стало привычным, давно исследованным — вечер это только ожидание еще одной ночи, ночь это только ожидание еще одного утра, серого и не приносящего никакой перемены. И так каждый день, с перерывами на забытье сна. Тут все будто заперто в непроветриваемом помещении. И в пламени свечи больше нет чуда — это просто огонек, создающий невыразительные, тревожно колеблющиеся тени, такие же черные и бессмысленные, как и сама ночь.
 
 
                СТАТИСТИКА ПОЛУМЕСЯЦА 24.02–09.03.2012:
 
                Номинировано: 6
                Прошло в Шорт-лист: 5
                Шорт-вумен: KsanaVasilenko
                Чудо-лоцманы: petrovich, afinskaja
                Голосивших: 11 (+ 3 ОТ)
                Воздержантов: 0
                Чадский: enso



← ПредыдущаяСледующая →

22.03.2012
Шорт-лист недели 09–16.03.2012: От мыслей — за сахаром

03.03.2012
Шорт-лист полумесяца 10–24.02.2012: Не опалив лица

Читайте в этом же разделе:
03.03.2012 Шорт-лист полумесяца 10–24.02.2012: Не опалив лица
03.03.2012 Где твой карминовый цвет, невышитый пояс... Итоги турнира № 17
19.02.2012 Шорт-лист полумесяца 27.01–10.02.2012: Его присутствие
12.02.2012 Шорт-лист полумесяца 13–27.01.2012: Приди и возьми
29.01.2012 Будет ветер... Итоги турнира № 16

К списку


Комментарии

16.03.2012 01:19 | Corvin-45

Читая это стихо,я
вспоминал свою бабушку
с книгой в руках и себя,
сидящего подле неё.
В тот час я познавал Бога, и учился русскому
языку...Спасибо за стих!

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Камертон