|

Наша земная жизнь похожа на поездку по железной дороге. Едешь быстро и не видишь ни того, что впереди, ни — главное — локомотива (Винсент ван Гог)
Анонсы
06.11.2012 Шорт-лист недели 05.10.12–12.10.2012: Горчичный вкус...Одной «простоты душевной» ей мало, она ищет, придумывает, художественную идею и методы ее воплощения... .jpg)
СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 05.10–12.10.2012:
(Номинатор: pesnya)
(8: Ed, Volcha, Max, tamika25, Bastet, KinoKefal, oMitriy, SukinKot)
стисняиццо
Горчичный вкус заиленной воды
Отравит осень позднюю. Теперь
Соленый снег ложится на: следы
Рябиновых ее кровопотерь,
Чернеющие кубики домов,
В которых за полвека — ни души,
Березовые шрамы городов,
Железные коробки для машин,
Фигуры человечков и собак,
Спешащие куда-то в темноте.
И как последний выживший маяк,
Дрожит звезда в оранжевом листе.
natasha: Перечитывая стих (с первого раза не поддался), я поняла, что не просто читаю, а как бы «разглядываю» его. Появилось ощущение подобное тому, которое возникает на выставке перед картиной, — слегка абстрактной, но, все же, ясной по сюжету (по рисунку), где цветовой гаммой передается настроение и переживание. (Умное девочко — Сара, да. Одной «простоты душевной» ей мало, она ищет, придумывает, художественную идею и методы ее воплощения. Мне, честно, это очень нравится.) Совмещаются на одном полотне различные дальности (забыла, как это называется «по науке») до рассматриваемых предметов: взгляд сверху — «города», «кубики домов», «коробки для машин» и чуть ближе — «фигурки человечков и собак», и еще ближе — отдельный древесный лист (может, кленовый).Фон: «горчичный» — и цвет осенний, и горький вкус, «заиленной воды» — темный, коричневато-зеленоватый цвет застоя, старения, травы – отравы, «солёный» — здесь и сероватый цвет снега, мелкого, похожего на соль, и легкая печальная аллюзия — слезы, «рябиновых» — красноватые и опять-таки горькие пятнышки. Рисунок: в оттенках черного убогая геометричность (кубики, коробки), заброшенность, забытость жилья (когда-то, полвека тому, теплого, светлого?) и одиночество среди людей и собак (лишь фигуры), — так далеки они, «неразглядны» в темноте, и... уходят «куда-то». И, наконец, одно яркое оранжевое пятно (лист) — звезда (вера? во что, в кого?) — символ последней надежды. Все статично, все почти мертво, лишь звезда дрожит. Почему? Потому, что — «последний ВЫЖИВШИЙ маяк», потому, что увлажнились глаза смотрящего? Весь стих — описание-перечисление, почти формальное, то есть, без комментариев, без дополнительных пояснений — кажется зрительным и чувственным откликом (совпадением, резонансом) сознания и души человека, смотрящего на некое живописное полотно «Осень». А может быть, и самого художника, остановившего мгновение кистью. Или поэта — словом?
Sarah: Мне очень понравилась Наташина рецензия. Она чуть ли не единственная из полученных мною, в которой видение автора и резонера совпадают почти на 100.
ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 05.10–12.10.2012:
(Номинатор: natasha)
(3: afinskaja, Karlik-Nos, natasha)
natasha: Ну, что тут скажешь? Я как будто побывала там, в этом городке. Когда, где, не знаю. Нынче? В прошлом? В будущем? Вне времени, вне пространства. Инвариант. У меня нет претензий к этому стиху, ну разве что вместо «вдалеке» чуть поточнее что-нибудь найти. А хвалить я не знаю, как, ибо не понимаю, вернее, понимаю, но не знаю, не умею назвать (по-искусствоведчески) те поэтические «фишки» Эда, которыми создается эта духовная эманация стиха. А своими словами «распространяться», вроде, и не надо, вы же сами всё видите. Или..? Единственно, обращу внимание, что и композиция стиха замечательная. Начало: общий взгляд «дня» на город. Далее — детали («пастельной картины»). И последнее четверостишие — настоящая смысловая кода с уместной, точной аллюзией, с кажущимся, на первый взгляд, парадоксальным, последним — то ли удивленным вопросом то ли взволнованным, тихим (мысленным) вскриком — «Кто б сказал мне, что в этих сказах небывалая дремлет быль...». Удивительно хорошо, имхо.
(Номинатор: nata)
(3: nata, Rosa, Doddy)
natasha: Предпочитаю поэзию в прозе и просто прозу ритмической, зарифмованной прозе. Здесь, мне кажется, как раз последний случай. Складненько и ладненько, без особых неловкостей, но и без особых лингвистических и поэтических трюков выписан прозаический, весьма вторичный сюжет. Душещипательная история в реалистическом, грустно-юмористическом антураже. Да, ущипнула (жалею я алкашей, да.. и жен их несчастных, и детей уж, само собой). Только зачем? И так вся уже исщипана: места живого не осталось. Такие тексты, конечно, тоже нужны, хотя для большинства из тех, кому они по душе или для кого актуальны, этот слегка сложноват, имхо. Или уж — писать еще проще, прямее, доступнее или (и лучше было бы, по-моему) — попытаться сделать здесь тонкую, умную, не банальную (не вторичную) прозу, тем более, что классических образцов предостаточно.
Rosa: Я считаю это стихотворение «правильным», в смысле того, что так оно обычно и бывает в жизни. Жили-поживали, наживали какое-то добро два человека, судя по всему, по первости, более чем неравнодушные друг к другу и не лакомящиеся дешевыми конфетами. Что произошло потом — развитие сюжета может идти по миллиону дорог — кокетливая соседка, необходимость заработать в другом городе, обычная сопротивляемость металлов в быту и эт сэтера. Я не верю в браки, в которых нет-нет, да и не мелькала бы мысль: уж лучше поодаль, ибо надоело, ибо сложно, ибо нужно приспособиться, а иногда на это нет морального запаса. Так вот, миллионный путь развития приходит все же в одну точку — попытка вернуться ли, вернуть ли, что-то переписать и перечитать уже вместе, но... И снова для «но» миллион причин — другой человек, желание покоя, страх повторной боли. Когда-то одна дама рассказывала, как жили они чудесно в гражданском браке с некоторым молодым человеком, пока он не решил, что рано ему остепеняться и что жизнь преподнесет ему еще много рождественских подарков. Дама ли, девушка ли, не так важно, пережила этот разрыв. Молодой человек побегал-побегал, лучше ничего не отыскал, приняли решение сойтись. И страх ее перед гипотетическим повторным его финтом был настолько велик, что она несколько раз уходила первая от него, чтобы снова не быть брошенной и практически умирающей из-за любви. Слава Богу, хватило у них обоих сил тогда перестать друг друга пытать, и остались они вместе. В «Карамели» этого уже не смогло произойти — увы. Зубы-то любимые, на которых хрустит карамель, ибо нет ничего нелюбимого у дорогого человека, да вот принесенная карамель хрустит почему-то мерзко...
4. Nord. Алтайская фантасмагория (удалено)
(Номинатор: natasha)
(2: ole, Cherskov)
natasha: Спасибо Норду за его прекрасную память, сохранившую эту историю в деталях, тронувших мои память и сердце и обросших в воображении «живым мясом». А может быть, это было записано когда-то коротенько, да так и перенесено, почти без правок и размышлений, из записной книжки? Такое впечатление. Да, сухо, лаконично, не литературно, с перевесом на описание необъяснимой тяги геологов к алкоголю. С невнятным названием. Причем тут Алтай? Почему фантасмагория? Как будто в других горах или в тайге с геологами не происходит то же самое. В узком, осточертевшем кругу, в монотонном, тяжелом труде, перед лицом потрясающей, подавляющей природы накапливается внутри страшное напряжение, ищет выхода. Но всерьез разозлилась я на рассказчика не за то, что «запорол», по-моему, замечательный материал, а за то, что не передал тогда своему застенчивому другу Саше слова милой, интеллигентной женщины Нины. А может быть, они были созданы друг для друга? (Простите банальность, нет времени оригинальничать.) Ну конечно же, так и было. Вчитайтесь в детали — все говорит об этом. Все психологически абсолютно точно (включая будто бы обидную «жопу»). Могу себе представить, как мучился Саша стыдом и отчаяньем, что ничего теперь нельзя исправить, не зная того, что Нина не только все поняла, но и приняла его признание. Как страдала Нина, стыдилась и ругала себя за ошибку, думая, что Арсений передал Саше ее смелое «...я и сама не помню, когда!» — читай «да, да, и не ревнуй, ради бога» (на это можно решиться, только почти точно зная, что очень нравишься мужчине), а Саша теперь уклоняется от встречи, может быть, с опаской и с презрением. Эх, рассказчик, рассказчик, ваш рассказ должен был называться, вроде «Прости, Господи, мой грех невольный». Вы бы хоть оправдались как-нибудь в конце, почему вы не сделали того, о чем вас попросила женщина. Он, видите ли, «подумав, ...ничего не сказал Высотину». Чем подумал? Чо подумал? Сердюсь и негодую. А может быть, я не права совсем, и это прекрасный рассказ, и взят в мое «избранное» и номинирован не только потому, что случайно оказался мне таким близким и внятным? Не знаю уже и сама. Запуталась.
Nord: У меня складывается цикл рассказов про алтайские экспедиции... Под таким вот названием, которое я выбрал сознательно и не случайно. Это, скорее, хроника. Черно-белое кино... Почему не сказал? Да потому, что Санька не принял бы такого откровения Нины! По пьяни подсознательные желания вылезли наружу, но он же додумал Нину, обожествил ее слегка! И ему не нужны были ее намеки. Он мечтателем был... Мечтателем и остался. Возможно, я неправ. Но... Прошлое уже не изменить. И оправдываться глупо. Что было — то и было.
ole: Норд, не думаю, что нужно объяснять сюжет — это все есть в рассказе. Если читателю непонятно, что и почему, то он и объяснениям не поверит. Однако предположение резонера, что рассказ перенесен из записной книжки, мне кажется нехилым комплиментом.
Nord: Да нет у меня никакой книжки записной... Все осталось в памяти. Навсегда. Потому что я люблю этих людей. И цепляюсь за них, когда время пытается нас растащить.
natasha: Господи, Арсений. Какие оправдания? Не о вас же речь, а о вашем ЛГ, который «я» в вашем рассказе. Ваша память, ваш рассказ, а точнее, скелетик рассказа, единственный, хрупкий мостик между вами вместе с читателем и «я», оставшимся там, на Алтае, навсегда. Обрастите скелетик «мясом», сделайте мостик прочным, живым. Я же, вроде, написала почти обо всем, чего, как мне кажется, не хватает (опять же мне ) для полного счастья.
(номинатор: Sarah)
(2: Skorodinski, Sarah)
natasha: Повторю (цитирую) Сару, номинировавшую этот стих: «...я сама вижу все слабые места, но три богатыря, разорванная тряпка тумана, тихие рифмы, чудесная концовка — мммм вкусно». Присоединяюсь ко всем похвалам и замечу: «слабые места» сейчас уже очень хорошо исправлены, а что касается спорной «транзакции», то при новом прочтении, мне показалось, что слово это здесь, может быть, и уместно. Скучное это, сухое слово — «транзакция», а стих так и называется «Скучное». Хотя, конечно, купола, подобные трем богатырям (или богатырским шлемам), расцвечивают, оживляют (если и не унылый пейзаж, то стих, уж, точно). Очень хорошо получилось. Спасибо, Тася.
ОСТАЛИСЬ В ИСТОРИИ:
(Номинатор: pesnya)
natasha: «...Закапали строчки гулко-гулко... тихо-тихо...» Я бы назвала эти три стиха, скорее, набросками для будущих, славных, стихов. Полуфабрикатами. Пока что строчки, действительно, только капают. Понравились идеи и смысловые, и ритмические. В целом работа производит впечатление довольно быстро, по вдохновению, записанных экспромтов. Извините, Ирене, если ошибаюсь. («Нарочным» — ударение на «а».)
СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ: 05.10–12.10.2012:
Номинировано: 6
Прошло в Шорт-лист: 5
Шорт-леди: Sarah
Чудо-лоцман: pesnya
Голосивших: 18 + 2 (ОТ)
Воздержантов: 2 (Mi-sama, pesnya)
Чадский: natasha
Автор: tamika25
Читайте в этом же разделе: 29.10.2012 Кораблей больше нет. Итоги турнира № 28 21.10.2012 Внимание! Иван Зеленцов на «Вечорке»! 17.10.2012 Горький запах. Итоги турнира № 27 17.10.2012 Шорт-лист недели 28.09–05.10.2012: Снова птицы летят... 10.10.2012 Шорт-лист недели 21–28.09.2012: Хронический набор фраз
К списку
Комментарии
| | 06.11.2012 18:44 | песня во как, я и чудо-лоцман и воздержант) | | | | 06.11.2012 18:55 | tamika25 Та ты везде поспеешь, как тот пострел, чудо ты наше!))))))) | | | | 06.11.2012 19:10 | marko Отобрать у этово лоцмана чудо! :))) | | | | 06.11.2012 19:29 | tamika25 А то воздерживаеццо она, понимашь! Уже и я стала воздерживаццо. Так и вымрем нафик)))))) | | | | 06.11.2012 20:43 | песня чоита отобрать? я ищо и Чацким могу, да-с | | | | 07.11.2012 00:11 | tamika25 Вот мы с Розой тя и запишем щаз))))) | | Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.
|
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Авторизация
Камертон
Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря,
дорогой, уважаемый, милая, но неважно
даже кто, ибо черт лица, говоря
откровенно, не вспомнить, уже не ваш, но
и ничей верный друг вас приветствует с одного
из пяти континентов, держащегося на ковбоях;
я любил тебя больше, чем ангелов и самого,
и поэтому дальше теперь от тебя, чем от них обоих;
поздно ночью, в уснувшей долине, на самом дне,
в городке, занесенном снегом по ручку двери,
извиваясь ночью на простыне -
как не сказано ниже по крайней мере -
я взбиваю подушку мычащим "ты"
за морями, которым конца и края,
в темноте всем телом твои черты,
как безумное зеркало повторяя.
1975 - 1976
* * *
Север крошит металл, но щадит стекло.
Учит гортань проговаривать "впусти".
Холод меня воспитал и вложил перо
в пальцы, чтоб их согреть в горсти.
Замерзая, я вижу, как за моря
солнце садится и никого кругом.
То ли по льду каблук скользит, то ли сама земля
закругляется под каблуком.
И в гортани моей, где положен смех
или речь, или горячий чай,
все отчетливей раздается снег
и чернеет, что твой Седов, "прощай".
1975 - 1976
* * *
Узнаю этот ветер, налетающий на траву,
под него ложащуюся, точно под татарву.
Узнаю этот лист, в придорожную грязь
падающий, как обагренный князь.
Растекаясь широкой стрелой по косой скуле
деревянного дома в чужой земле,
что гуся по полету, осень в стекле внизу
узнает по лицу слезу.
И, глаза закатывая к потолку,
я не слово о номер забыл говорю полку,
но кайсацкое имя язык во рту
шевелит в ночи, как ярлык в Орду.
1975
* * *
Это - ряд наблюдений. В углу - тепло.
Взгляд оставляет на вещи след.
Вода представляет собой стекло.
Человек страшней, чем его скелет.
Зимний вечер с вином в нигде.
Веранда под натиском ивняка.
Тело покоится на локте,
как морена вне ледника.
Через тыщу лет из-за штор моллюск
извлекут с проступившем сквозь бахрому
оттиском "доброй ночи" уст,
не имевших сказать кому.
1975 - 1976
* * *
Потому что каблук оставляет следы - зима.
В деревянных вещах замерзая в поле,
по прохожим себя узнают дома.
Что сказать ввечеру о грядущем, коли
воспоминанья в ночной тиши
о тепле твоих - пропуск - когда уснула,
тело отбрасывает от души
на стену, точно тень от стула
на стену ввечеру свеча,
и под скатертью стянутым к лесу небом
над силосной башней, натертый крылом грача
не отбелишь воздух колючим снегом.
1975 - 1976
* * *
Деревянный лаокоон, сбросив на время гору с
плеч, подставляет их под огромную тучу. С мыса
налетают порывы резкого ветра. Голос
старается удержать слова, взвизгнув, в пределах смысла.
Низвергается дождь: перекрученные канаты
хлещут спины холмов, точно лопатки в бане.
Средизимнее море шевелится за огрызками колоннады,
как соленый язык за выбитыми зубами.
Одичавшее сердце все еще бьется за два.
Каждый охотник знает, где сидят фазаны, - в лужице под лежачим.
За сегодняшним днем стоит неподвижно завтра,
как сказуемое за подлежащим.
1975 - 1976
* * *
Я родился и вырос в балтийских болотах, подле
серых цинковых волн, всегда набегавших по две,
и отсюда - все рифмы, отсюда тот блеклый голос,
вьющийся между ними, как мокрый волос,
если вьется вообще. Облокотясь на локоть,
раковина ушная в них различит не рокот,
но хлопки полотна, ставень, ладоней, чайник,
кипящий на керосинке, максимум - крики чаек.
В этих плоских краях то и хранит от фальши
сердце, что скрыться негде и видно дальше.
Это только для звука пространство всегда помеха:
глаз не посетует на недостаток эха.
1975
* * *
Что касается звезд, то они всегда.
То есть, если одна, то за ней другая.
Только так оттуда и можно смотреть сюда:
вечером, после восьми, мигая.
Небо выглядит лучше без них. Хотя
освоение космоса лучше, если
с ними. Но именно не сходя
с места, на голой веранде, в кресле.
Как сказал, половину лица в тени
пряча, пилот одного снаряда,
жизни, видимо, нету нигде, и ни
на одной из них не задержишь взгляда.
1975
* * *
В городке, из которого смерть расползалась по школьной карте,
мостовая блестит, как чешуя на карпе,
на столетнем каштане оплывают тугие свечи,
и чугунный лес скучает по пылкой речи.
Сквозь оконную марлю, выцветшую от стирки,
проступают ранки гвоздики и стрелки кирхи;
вдалеке дребезжит трамвай, как во время оно,
но никто не сходит больше у стадиона.
Настоящий конец войны - это на тонкой спинке
венского стула платье одной блондинки,
да крылатый полет серебристой жужжащей пули,
уносящей жизни на Юг в июле.
1975, Мюнхен
* * *
Около океана, при свете свечи; вокруг
поле, заросшее клевером, щавелем и люцерной.
Ввечеру у тела, точно у Шивы, рук,
дотянуться желающих до бесценной.
Упадая в траву, сова настигает мышь,
беспричинно поскрипывают стропила.
В деревянном городе крепче спишь,
потому что снится уже только то, что было.
Пахнет свежей рыбой, к стене прилип
профиль стула, тонкая марля вяло
шевелится в окне; и луна поправляет лучом прилив,
как сползающее одеяло.
1975
* * *
Ты забыла деревню, затерянную в болотах
залесенной губернии, где чучел на огородах
отродясь не держат - не те там злаки,
и доро'гой тоже все гати да буераки.
Баба Настя, поди, померла, и Пестерев жив едва ли,
а как жив, то пьяный сидит в подвале,
либо ладит из спинки нашей кровати что-то,
говорят, калитку, не то ворота.
А зимой там колют дрова и сидят на репе,
и звезда моргает от дыма в морозном небе.
И не в ситцах в окне невеста, а праздник пыли
да пустое место, где мы любили.
1975
* * *
Тихотворение мое, мое немое,
однако, тяглое - на страх поводьям,
куда пожалуемся на ярмо и
кому поведаем, как жизнь проводим?
Как поздно заполночь ища глазунию
луны за шторою зажженной спичкою,
вручную стряхиваешь пыль безумия
с осколков желтого оскала в писчую.
Как эту борзопись, что гуще патоки,
там не размазывай, но с кем в колене и
в локте хотя бы преломить, опять-таки,
ломоть отрезанный, тихотворение?
1975 - 1976
* * *
Темно-синее утро в заиндевевшей раме
напоминает улицу с горящими фонарями,
ледяную дорожку, перекрестки, сугробы,
толчею в раздевалке в восточном конце Европы.
Там звучит "ганнибал" из худого мешка на стуле,
сильно пахнут подмышками брусья на физкультуре;
что до черной доски, от которой мороз по коже,
так и осталась черной. И сзади тоже.
Дребезжащий звонок серебристый иней
преобразил в кристалл. Насчет параллельных линий
все оказалось правдой и в кость оделось;
неохота вставать. Никогда не хотелось.
1975 - 1976
* * *
С точки зрения воздуха, край земли
всюду. Что, скашивая облака,
совпадает - чем бы не замели
следы - с ощущением каблука.
Да и глаз, который глядит окрест,
скашивает, что твой серп, поля;
сумма мелких слагаемых при перемене мест
неузнаваемее нуля.
И улыбка скользнет, точно тень грача
по щербатой изгороди, пышный куст
шиповника сдерживая, но крича
жимолостью, не разжимая уст.
1975 - 1976
* * *
Заморозки на почве и облысенье леса,
небо серого цвета кровельного железа.
Выходя во двор нечетного октября,
ежась, число округляешь до "ох ты бля".
Ты не птица, чтоб улететь отсюда,
потому что как в поисках милой всю-то
ты проехал вселенную, дальше вроде
нет страницы податься в живой природе.
Зазимуем же тут, с черной обложкой рядом,
проницаемой стужей снаружи, отсюда - взглядом,
за бугром в чистом поле на штабель слов
пером кириллицы наколов.
1975 - 1976
* * *
Всегда остается возможность выйти из дому на
улицу, чья коричневая длина
успокоит твой взгляд подъездами, худобою
голых деревьев, бликами луж, ходьбою.
На пустой голове бриз шевелит ботву,
и улица вдалеке сужается в букву "У",
как лицо к подбородку, и лающая собака
вылетает из подоворотни, как скомканная бумага.
Улица. Некоторые дома
лучше других: больше вещей в витринах;
и хотя бы уж тем, что если сойдешь с ума,
то, во всяком случае, не внутри них.
1975 - 1976
* * *
Итак, пригревает. В памяти, как на меже,
прежде доброго злака маячит плевел.
Можно сказать, что на Юге в полях уже
высевают сорго - если бы знать, где Север.
Земля под лапкой грача действительно горяча;
пахнет тесом, свежей смолой. И крепко
зажмурившись от слепящего солнечного луча,
видишь внезапно мучнистую щеку клерка,
беготню в коридоре, эмалированный таз,
человека в жеваной шляпе, сводящего хмуро брови,
и другого, со вспышкой, чтоб озарить не нас,
но обмякшее тело и лужу крови.
1975 - 1976
* * *
Если что-нибудь петь, то перемену ветра,
западного на восточный, когда замерзшая ветка
перемещается влево, поскрипывая от неохоты,
и твой кашель летит над равниной к лесам Дакоты.
В полдень можно вскинуть ружьё и выстрелить в то, что в поле
кажется зайцем, предоставляя пуле
увеличить разрыв между сбившемся напрочь с темпа
пишущим эти строки пером и тем, что
оставляет следы. Иногда голова с рукою
сливаются, не становясь строкою,
но под собственный голос, перекатывающийся картаво,
подставляя ухо, как часть кентавра.
1975 - 1976
* * *
...и при слове "грядущее" из русского языка
выбегают черные мыши и всей оравой
отгрызают от лакомого куска
памяти, что твой сыр дырявой.
После стольких лет уже безразлично, что
или кто стоит у окна за шторой,
и в мозгу раздается не неземное "до",
но ее шуршание. Жизнь, которой,
как дареной вещи, не смотрят в пасть,
обнажает зубы при каждой встрече.
От всего человека вам остается часть
речи. Часть речи вообще. Часть речи.
1975
* * *
Я не то что схожу с ума, но устал за лето.
За рубашкой в комод полезешь, и день потерян.
Поскорей бы, что ли, пришла зима и занесла всё это —
города, человеков, но для начала зелень.
Стану спать не раздевшись или читать с любого
места чужую книгу, покамест остатки года,
как собака, сбежавшая от слепого,
переходят в положенном месте асфальт.
Свобода —
это когда забываешь отчество у тирана,
а слюна во рту слаще халвы Шираза,
и, хотя твой мозг перекручен, как рог барана,
ничего не каплет из голубого глаза.
1975-1976
|
|