|
Сегодня 12 октября 2025 г.
|
Чиновники размножаются, как поганки, — делением (Антон Чехов)
Мейнстрим
05.02.2011 В Петербурге настали володинские вечераНачинает работу VII Всероссийский театральный фестиваль им. А. М. Володина «Пять вечеров»... В субботу 5 февраля в северной столице начинает работу VII Всероссийский театральный фестиваль им. А. М. Володина «Пять вечеров», основанный в 2004 году в память о замечательном драматурге при поддержке Министерства культуры РФ, Комитета по культуре Санкт-Петербурга и некоммерческой организации «Фонд содействия развитию культуры “Русский век”».
За шесть предыдущих сезонов зрителям были представлены лучшие современные постановки володинских пьес, а сам проект «Пять вечеров» занял особое место в фестивальном пространстве России — как фестиваль без официоза, «с человеческим лицом», с атмосферой непосредственного человеческого общения, которое так любил Александр Моисеевич Володин. Проект открыл новые имена, дал толчок к созданию новых спектаклей, объединил людей, которые жили в эпоху Володина, и молодых, открывающих для себя эту эпоху не как экзотическое «ретро», а как составную часть собственной биографии. Погружению в володинский мир помогали два сборника «О Володине. Первые воспоминания».
Афиша VII фестиваля «Пять вечеров» им. А. М. Володина продолжает традицию, заложенную на II фестивале, программа которого тоже носила подзаголовок «Володин и володинское». Как и тогда, программу нынешнего фестиваля составили не только спектакли по пьесам Александра Моисеевича («Блондинка» санкт-петербургского центра «МИГ» и «Фабричная девчонка» из иркутского города Черемхово), но и спектакли, в которых слышны володинские ноты. У Володина нет прямых продолжателей, «володинское» высвечивается «то там, то сям», каждый из представленных на фестивале спектаклей — одна из его граней, а все вместе они образуют современное «володинское пространство».
«Старший сын» по Александру Вампилову только что возникшего питерского театра «Мастерская» — поклон поколению Сарафановых, всю жизнь сочинявшему ораторию «Все люди братья». К этому поколению принадлежал и Володин.
Пластический спектакль Центра им. Вс. Мейерхольда (Москва) «Печальная история одной пары», в котором вчерашние студенты по-своему рассказывают о том, о чем столько раз писал Володин — о печальных историях не одной пары...
Володинская тоска неожиданно прорастает и в прелестных детских спектаклях «Почти взаправду» РАМТа (Москва) и «Ежик и медвежонок. Диалоги» Центра им. Вс. Мейерхольда (Москва).
В спектакле Алексея Паперного «Река» (Театр «Мастерская», Москва) шляпа летает, верба поет, а еще в этом спектакле есть любовь, одиночество, кошка, арбуз и путешествие на плоту — поэтический мир нелепой человеческой жизни. Алексей Паперный — музыкант, актер, но главное — поэт. Поэтическая сторона володинского мира — одна из главных в программе нынешнего фестиваля.
Моноспектакль «Видимая сторона жизни» (театр «На Спасской», Киров) по стихам Елены Шварц — выдающегося поэта, дочери завлита БДТ Дины Шварц, без которой Володин не представлял своей театральной судьбы. И жизнь Лены Шварц проходила «на фоне Володина».
Володин не считал себя поэтом, но был поэтом. Что такое поэт сегодня? Этому посвящен вечер гостя фестиваля Веры Полозковой.
Как всегда, в программе фестиваля не только спектакли, но и их обсуждения, выпуск студенческой газеты «Проба пера», конференция молодых режиссеров «Володин и современный театр», первые читки новых пьес. В дни фестиваля Театр «На Литейном» сыграет премьеру спектакля «Самый легкий способ бросить курить» по пьесе Михаила Дурненкова, впервые прочитанной на VI Володинском фестивале.
Есть и новое — квартирники. После спектаклей театральные Мастерские Вениамина Фильштинского, Григория Козлова, Руслана Кудашова и Олега Кудряшова будут собирать гостей фестиваля в своих аудиториях: молодые актеры и режиссеры впустят гостей фестиваля в мир своего, домашнего «володинского» — за чашкой чая.
Программу этого фестиваля формировали молодые театроведы, это в значительной степени их, студентов, выросших на Володинских фестивалях разных лет, взгляд на вариации «володинского». Они объехали немало российских городов, было отсмотрено много спектаклей и выбраны именно эти. На программе этого фестиваля стоит условная печать «Одобрено молодыми». Впрочем, его программа формировалась без поколенческих конфликтов. Лишь бы звучал в театре Володин, лишь бы жило «володинское»!
Как всегда, на фестивале будет стоять дверь в кв. 28 по Б. Пушкарской, дверь в жизнь и творчество Александра Моисеевича, будет работать буфет с «советскими ценами», похожий на ту рюмочную, которую знал и описывал Володин. Это особая фестивальная традиция: томатный сок в граненых стаканах, бутерброды с докторской, бычки и кильки в томате... И абсолютно «настоящая» буфетчица Клава, общение с которой дает возможность прикоснуться к ушедшей эпохе, к персонажам драматурга.
В день в день рождения драматурга и день закрытия фестиваля — 10 февраля — состоится поездка на могилу Александра Моисеевича Володина на мемориальное кладбище в Комарово.
Читайте в этом же разделе: 05.02.2011 «Нехорошая квартира» обзавелась креслами 05.02.2011 Лина Костенко открыла реку 05.02.2011 «Серапионам» стукнуло 90 05.02.2011 На Таганке презентовали Москву и Ригу 04.02.2011 Умер Владимир Кунин
К списку
Комментарии Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.
|
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Авторизация
Камертон
Царь Дакии,
Господень бич,
Аттила, -
Предшественник Железного Хромца,
Рождённого седым,
С кровавым сгустком
В ладони детской, -
Поводырь убийц,
Кормивший смертью с острия меча
Растерзанный и падший мир,
Работник,
Оравший твердь копьём,
Дикарь,
С петель сорвавший дверь Европы, -
Был уродец.
Большеголовый,
Щуплый, как дитя,
Он походил на карлика –
И копоть
Изрубленной мечами смуглоты
На шишковатом лбу его лежала.
Жёг взгляд его, как греческий огонь,
Рыжели волосы его, как ворох
Изломанных орлиных перьев.
Мир
В его ладони детской был, как птица,
Как воробей,
Которого вольна,
Играя, задушить рука ребёнка.
Водоворот его орды крутил
Тьму человечьих щеп,
Всю сволочь мира:
Германец – увалень,
Проныра – беглый раб,
Грек-ренегат, порочный и лукавый,
Косой монгол и вороватый скиф
Кладь громоздили на его телеги.
Костры шипели.
Женщины бранились.
В навозе дети пачкали зады.
Ослы рыдали.
На горбах верблюжьих,
Бродя, скикасало в бурдюках вино.
Косматые лошадки в тороках
Едва тащили, оступаясь, всю
Монастырей разграбленную святость.
Вонючий мул в очёсках гривы нёс
Бесценные закладки папских библий,
И по пути колол ему бока
Украденным клейнодом –
Царским скиптром
Хромой дикарь,
Свою дурную хворь
Одетым в рубища патрицианкам
Даривший снисходительно...
Орда
Шла в золоте,
На кладах почивала!
Один Аттила – голову во сне
Покоил на простой луке сидельной,
Был целомудр,
Пил только воду,
Ел
Отвар ячменный в деревянной чаше.
Он лишь один – диковинный урод –
Не понимал, как хмель врачует сердце,
Как мучит женская любовь,
Как страсть
Сухим морозом тело сотрясает.
Косматый волхв славянский говорил,
Что глядя в зеркало меча, -
Аттила
Провидит будущее,
Тайный смысл
Безмерного течения на Запад
Азийских толп...
И впрямь, Аттила знал
Свою судьбу – водителя народов.
Зажавший плоть в железном кулаке,
В поту ходивший с лейкою кровавой
Над пажитью костей и черепов,
Садовник бед, он жил для урожая,
Собрать который внукам суждено!
Кто знает – где Аттила повстречал
Прелестную парфянскую царевну?
Неведомо!
Кто знает – какова
Она была?
Бог весть.
Но посетило
Аттилу чувство,
И свила любовь
Своё гнездо в его дремучем сердце.
В бревенчатом дубовом терему
Играли свадьбу.
На столах дубовых
Дымилась снедь.
Дубовых скамей ряд
Под грузом ляжек каменных ломился.
Пыланьем факелов,
Мерцаньем плошек
Был озарён тот сумрачный чертог.
Свет ударял в сарматские щиты,
Блуждал в мечах, перекрестивших стены,
Лизал ножи...
Кабанья голова,
На пир ощерясь мёртвыми клыками,
Венчала стол,
И голуби в меду
Дразнили нежностью неизречённой!
Уже скамейки рушились,
Уже
Ребрастый пёс,
Пинаемый ногами,
Лизал блевоту с деревянных ртов
Давно бесчувственных, как брёвна, пьяниц.
Сброд пировал.
Тут колотил шута
Воловьей костью варвар низколобый,
Там хохотал, зажмурив очи, гунн,
Багроволикий и рыжебородый,
Блаженно запустивший пятерню
В копну волос свалявшихся и вшивых.
Звучала брань.
Гудели днища бубнов,
Стонали домбры.
Детским альтом пел
Седой кастрат, бежавший из капеллы.
И длился пир...
А над бесчинством пира,
Над дикой свадьбой,
Очумев в дыму,
Меж закопчённых стен чертога
Летал, на цепь посаженный, орёл –
Полуслепой, встревоженный, тяжёлый.
Он факелы горящие сшибал
Отяжелевшими в плену крылами,
И в лужах гасли уголья, шипя,
И бражников огарки обжигали,
И сброд рычал,
И тень орлиных крыл,
Как тень беды, носилась по чертогу!..
Средь буйства сборища
На грубом троне
Звездой сиял чудовищный жених.
Впервые в жизни сбросив плащ верблюжий
С широких плеч солдата, - он надел
И бронзовые серьги и железный
Венец царя.
Впервые в жизни он
У смуглой кисти застегнул широкий
Серебряный браслет
И в первый раз
Застёжек золочённые жуки
Его хитон пурпуровый пятнали.
Он кубками вливал в себя вино
И мясо жирное терзал руками.
Был потен лоб его.
С блестящих губ
Вдоль подбородка жир бараний стылый,
Белея, тёк на бороду его.
Как у совы полночной,
Округлились
Его, вином налитые глаза.
Его икота била.
Молотками
Гвоздил его железные виски
Всесильный хмель.
В текучих смерчах – чёрных
И пламенных –
Плыл перед ним чертог.
Сквозь черноту и пламя проступали
В глазах подобья шаткие вещей
И рушились в бездонные провалы.
Хмель клал его плашмя,
Хмель наливал
Железом руки,
Темнотой – глазницы,
Но с каменным упрямством дикаря,
Которым он создал себя,
Которым
В долгих битвах изводил врагов,
Дикарь борол и в этом ратоборстве:
Поверженный,
Он поднимался вновь,
Пил, хохотал, и ел, и сквернословил!
Так веселился он.
Казалось, весь
Он хочет выплеснуть себя, как чашу.
Казалось, что единым духом – всю
Он хочет выпить жизнь свою.
Казалось,
Всю мощь души,
Всю тела чистоту
Аттила хочет расточить в разгуле!
Когда ж, шатаясь,
Весь побагровев,
Весь потрясаем диким вожделеньем,
Ступил Аттила на ночной порог
Невесты сокровенного покоя, -
Не кончив песни, замолчал кастрат,
Утихли домбры,
Смолкли крики пира,
И тот порог посыпали пшеном...
Любовь!
Ты дверь, куда мы все стучим,
Путь в то гнездо, где девять кратких лун
Мы, прислонив колени к подбородку,
Блаженно ощущаем бытие,
Ещё не отягчённое сознаньем!..
Ночь шла.
Как вдруг
Из брачного чертога
К пирующим донёсся женский вопль...
Валя столы,
Гудя пчелиным роем,
Толпою свадьба ринулась туда,
Взломала дверь и замерла у входа:
Мерцал ночник.
У ложа на ковре,
Закинув голову, лежал Аттила.
Он умирал.
Икая и хрипя,
Он скрёб ковёр и поводил ногами,
Как бы отталкивая смерть.
Зрачки
Остеклкневшие свои уставя
На ком-то зримом одному ему,
Он коченел,
Мертвел и ужасался.
И если бы все полчища его,
Звеня мечами, кинулись на помощь
К нему,
И плотно б сдвинули щиты,
И копьями б его загородили, -
Раздвинув копья,
Разведя щиты,
Прошёл бы среди них его противник,
За шиворот поднял бы дикаря,
Поставил бы на страшный поединок
И поборол бы вновь...
Так он лежал,
Весь расточённый,
Весь опустошённый
И двигал шеей,
Как бы удивлён,
Что руки смерти
Крепче рук Аттилы.
Так сердца взрывчатая полнота
Разорвала воловью оболочку –
И он погиб,
И женщина была
В его пути тем камнем, о который
Споткнулась жизнь его на всём скаку!
Мерцал ночник,
И девушка в углу,
Стуча зубами,
Молча содрогалась.
Как спирт и сахар, тёк в окно рассвет,
Кричал петух.
И выпитая чаша
У ног вождя валялась на полу,
И сам он был – как выпитая чаша.
Тогда была отведена река,
Кремнистое и гальчатое русло
Обнажено лопатами, -
И в нём
Была рабами вырыта могила.
Волы в ярмах, украшенных цветами,
Торжественно везли один в другом –
Гроб золотой, серебряный и медный.
И в третьем –
Самом маленьком гробу –
Уродливый,
Немой,
Большеголовый
Покоился невиданный мертвец.
Сыграли тризну, и вождя зарыли.
Разравнивая холм,
Над ним прошли
Бесчисленные полчища азийцев,
Реку вернули в прежнее русло,
Рабов зарезали
И скрылись в степи.
И чёрная
Властительная ночь,
В оправе грубых северных созвездий,
Осела крепким
Угольным пластом,
Крылом совы простёрлась над могилой.
1933, 1940
|
|