Женщины слишком не доверяют мужчинам вообще и слишком доверяют им в частности
(Гюстав Флобер)
Сеть
05.05.2021
Всем бояться! Хроники апреля
Ни у того, ни у другого период повышенной активности, вроде как, не прекращался. Вот и думай, о чем речь...
Господь любит всех и потому наказывает всех, любя. Лишением разума. Мы выдержим и перенаселение, и чуму, и голод, и шальной метеорит, но однажды у нас просто сорвет крышу. Уже срывает. Мы утратили дар логически мыслить, ценить слово и членораздельно общаться, мы лишились здравого смысла, разучились слушать и слышать, мы давно слышим и видим лишь то, что хотим увидеть и услышать... Едва отзвучало 21-го числа президентское послание, я вышел в офисную курилку, где стал невольным свидетелем характерного диалога.
Она: (нарочито небрежно) Слушал речь-то? Он: (нарочито рассеянно) Внимал, да. Она: (нарочито отстраненно) И как? Он: (нарочито устало) Да как обычно — всем бояться.
...Историю, конечно же, пишут победители. Остальные — ее придумывают.
Апрель 2021-го миновал. Коротко о главном.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕМИИ
Книга-эссе российской писательницы Марии Степановой «Памяти памяти» вошла 22 апреля в шорт-лист Международной Букеровской премии. Как сообщает новостная лента ТАСС, в шестерку финалистов сезона вошли также «Ночью вся кровь черна» («At Night All Blood is Black») француза Давида Диопа, «Опасности курения в постели» («The Dangers of Smoking in Bed») аргентинки Марианы Энрикес, «Когда мы перестали понимать мир» («When We Cease to Understand the World») испанца Беньямина Лабатута из Испании, «Сотрудники» («The Employees») датчанки Ольги Равн и «Война бедных» («The War of the Poor») француза Эрика Вюйяра.
На состоявшейся 20 апреля в ТАСС пресс-конференции организаторы национальной литературной премии «Большая Книга» назвалифигурантов лонг-листа 2021 года. Из 330 номинированных на эту награду в длинный список прошел 41, в том числе «Оправдание Острова» Евгения Водолазкина, «Ополченский романс» Захара Прилепина, «Про вчера» Сергея Шойгу, «Человек из красного дерева» Андрея Рубанова, «Последнее время» Шамиля Идиатуллина, «Лесков. Прозеванный гений» Майи Кучерской, «Недо» Алексея Слаповского, «Сад» Марины Степновой, «Филэллин» Леонида Юзефовича и другие. Полный список опубликован на сайте проекта — уже можно прикидывать, кто из него пройдет в лист финалистов, который объявят 2 июня
Неделей раньше, 14 апреля, там же огласили шорт-лист литературной премии «Национальный бестселлер – 2021», в который прошли 6 произведений. Помимо дебютантов Веры Богдановой («Павел Чжан и прочие речные твари») и Даниэля Орлова («Время рискованного земледелия») звания финалистов удостоились Михаил Гиголашвили («Кока»), Александр Пелевин («Покров-17»), Мршавко Штапич («Плейлист волонтера») и Иван Шипнигов (роман-рукопись «Стрим»).
Сотню молодых поэтов, угодивших 12-го числа в лонг-лист VII конкурса «Филатов Фест», ожидает горячая пора. В битве за главный приз им предстоит пройти 10 очных отборочных туров.
На сайте Русской православной церкви опубликован утвержденный 8 апреля короткий список номинантов на X Патриаршую литературную премию, традиционно присуждаемую «За значительный вклад в развитие русской литературы». Восемь имен внесены в бюллетень для голосования, победители которого определятся по итогам тайного голосования в день торжественной церемонии, которая состоится в Храме Христа Спасителя 20 мая.
О старте второго конкурсного сезона сообщил 16 апреля оргкомитет премии «Русский детектив». Прием заявок на соискание награды закончится 15 мая.
Летом 2021 года начнутся съемки фильма «Воланд» по мотивам булгаковского романа «Мастер и Маргарита». Как передает 20 апреля ТАСС, режиссером-постановщиком картины станет Михаил Локшин.
Осенью в российский прокат выйдет фильм «Мы», созданный режиссером Гамлетом Дульяном по мотивам знаменитой замятинской антиутопии. Об этом 5 апреля информирует ТАСС.
О готовящейся экранизации романа Евгения Водолазкина «Авиатор» сообщила 17 апреля лента новостей «Совлит». Согласно опубликованной информации, договор на экранизацию своего третьего романа автор заключил еще в 2019-м, над киновоплощением книги работают сценаристы Владимир и Олег Пресняковы.
«Авиатор», кстати, является объектом интереса не только киношников, но и театралов — 10 апреля на сцене театра «Школа современной пьесы» состоялась премьера спектакля по роману господина Водолазкина, подготовленная режиссером Алиной Кушим, о чем подробно информирует новостная служба ТАСС.
Уже в мае на «КиноПоиск HD» обещана премьера сериала «Пищеблок» по роману Алексея Иванова — адаптация сценария выполнена Александром Талалом, режиссером экранизации выступил Святослав Подгаевский, сообщает 16 апреля ТАСС.
ПОСТАНОВКИ
В июне на сцене Российского академического молодежного театра (РАМТ) настанут «Дни Савелия». Режиссером принятого к постановке прекрасного трогательного романа Григория Служителя назначена Марина Брусникина.
Спектакль по рассказам Достоевского поставил Московский детский театр теней. По информации ТАСС от 16 апреля, в спектакле задействованы как традиционные теневые куклы, так и видеопроекции.
КНИГИ
«Рождественская свинья» («The Christmas Pig») — так называется новая книга Джоан Роулинг для детей старше восьми лет, которая выйдет 12 октября более чем двадцати языках. Как уточняет 13 апреля ТАСС, русскую версию выпустит издательство «Азбука-Аттикус». Произведение никак не связано с миром поттерианы — это приключенческая история о любви ребенка к своей игрушке.
Роман Владимира Сорокина «Доктор Гарин», продолжающий на своих 570-ти страницах историю главного героя повести «Метель», опубликован 20 апреля издательством «Corpus» в серии «Весь Сорокин». Действие антиутопии разворачивается в постапокалиптическом мире спустя 10 лет после событий «Метели», когда доктор Гарин не смог добраться до села Долгого и привить его жителей от боливийского вируса, превращающего людей в зомби. Теперешние его пациенты — «самые смешные и беспомощные существа на Земле, в прошлом — лидеры мировых держав».
НА СЛАДКОЕ
Центр цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ и Мандельштамовское общество совместными усилиями запустили сайт «Осип Мандельштам Digital», посвященный творчеству поэта, о чем 3 апреля известила новостная лента «Совлит». «В основу проекта легла библиография, составленная Олегом Лекмановым, Еленой Глуховской и Александрой Чабан для собрания стихотворений, вышедшего в 2017 году, — уточняют авторы сообщения. — Сайт содержит следующие разделы: “Стихи”, “Библиография”, “Рукописи”, “Словарь языка Мандельштам”, “Инфографика и статистика”... Можно ознакомиться с различными редакциями стихотворений поэта, собранными представителем Мандельштамовского общества Владимиром Литвиновым, а также с научными работами». При посещении ресурс показался совершенно никаким в плане дизайна да и до академического уровня не дотягивает, ряд разделов пребывает «в разработке», бездарное доменное имя (где Мандельштам и где — lostword.dhhub.ru)... Да и пусть его — средства освоены, акты подписаны, пора собираться в отпуск.
Более совершенное и живое творение из числа появившихся к юбилею Мандельштама, музыкальный трибьют режиссера Ромы Либерова «Сохрани мою речь навсегда», в апреле пополнился еще четырьмя клипами в дополнение к уже опубликованной десятке: одиннадцатым — на трек «Сегодня ночью, не солгу...» (1925) от Александра Маноцкова и «Courage Quartet»; двенадцатым — на трек «Феодосия» (1920) от Daniel Shake; тринадцатым — на трек «Из табора улицы темной...» (1925) от OQJV и четырнадцатым — на трек «Я скажу тебе с последней прямотой...» (1931) от Билли Новик & Петербургский Джазовый Актив.
Режиссерско-продюсерская группа «Emotions Dealer» и режиссер Савва Савельев публикуют на «Storytel»аудиосериал «Я хочу это услышать», воссоздающий исторические события по документальным свидетельствам, о чем 13-го числа сообщает новостная служба ТАСС. «В этом году выйдет пять выпусков: суд над Бродским в Ленинграде, разговор Иоанна Павла II со стрелявшим в него Али Агджой, первая и единственная встреча Анны Ахматовой и Марины Цветаевой, интервью с Федором Достоевским и его женой Анной Сниткиной, беседа Сергея Королёва с Юрием Гагариным за два часа до первого полета человека в космос», — информирует пресс-служба. В проекте участвуют Артур Бесчастный, Дарья Мороз, Ксения Раппопорт, Виктория Исакова, Алексей Агранович, Юрий Чурсин, Андрей Фомин, Федор Лавров и другие актеры. Премьерный выпуск «Бродский.Суд», выложенный 13 апреля, основан на стенограмме Фриды Вигдоровой.
И О ПОГОДЕ
«Главная звезда Солнечной системы входит в период повышенной активности», — предупреждает 23 апреля «Рамблер». Утверждение весьма спорное и даже провокационное, учитывая нежелание автора новости называть вещи своими именами. Я, например, всегда считал главной звездой Солнечной системы Николая Викторовича Баскова, тогда как некоторые мои оппоненты — исключительно Филиппа Бедросовича Киркорова. Но ни у того, ни у другого период повышенной активности, вроде как, не прекращался. Вот и думай, о чем речь...
Той ночью позвонили невпопад.
Я спал, как ствол, а сын, как малый веник,
И только сердце разом – на попа,
Как пред войной или утерей денег.
Мы с сыном живы, как на небесах.
Не знаем дней, не помним о часах,
Не водим баб, не осуждаем власти,
Беседуем неспешно, по мужски,
Включаем телевизор от тоски,
Гостей не ждем и уплетаем сласти.
Глухая ночь, невнятные дела.
Темно дышать, хоть лампочка цела,
Душа блажит, и томно ей, и тошно.
Смотрю в глазок, а там белым-бела
Стоит она, кого там нету точно,
Поскольку третий год, как умерла.
Глядит – не вижу. Говорит – а я
Оглох, не разбираю ничего –
Сам хоронил! Сам провожал до ямы!
Хотел и сам остаться в яме той,
Сам бросил горсть, сам укрывал плитой,
Сам резал вены, сам заштопал шрамы.
И вот она пришла к себе домой.
Ночь нежная, как сыр в слезах и дырах,
И знаю, что жена – в земле сырой,
А все-таки дивлюсь, как на подарок.
Припомнил все, что бабки говорят:
Мол, впустишь, – и с когтями налетят,
Перекрестись – рассыплется, как пудра.
Дрожу, как лес, шарахаюсь, как зверь,
Но – что ж теперь? – нашариваю дверь,
И открываю, и за дверью утро.
В чужой обувке, в мамином платке,
Чуть волосы длинней, чуть щеки впали,
Без зонтика, без сумки, налегке,
Да помнится, без них и отпевали.
И улыбается, как Божий день.
А руки-то замерзли, ну надень,
И куртку ей сую, какая ближе,
Наш сын бормочет, думая во сне,
А тут – она: то к двери, то к стене,
То вижу я ее, а то не вижу,
То вижу: вот. Тихонечко, как встарь,
Сидим на кухне, чайник выкипает,
А сердце озирается, как тварь,
Когда ее на рынке покупают.
Туда-сюда, на край и на краю,
Сперва "она", потом – "не узнаю",
Сперва "оно", потом – "сейчас завою".
Она-оно и впрямь, как не своя,
Попросишь: "ты?", – ответит глухо: "я",
И вновь сидит, как ватник с головою.
Я плед принес, я переставил стул.
(– Как там, темно? Тепло? Неволя? Воля?)
Я к сыну заглянул и подоткнул.
(– Спроси о нем, о мне, о тяжело ли?)
Она молчит, и волосы в пыли,
Как будто под землей на край земли
Все шла и шла, и вышла, где попало.
И сидя спит, дыша и не дыша.
И я при ней, реша и не реша,
Хочу ли я, чтобы она пропала.
И – не пропала, хоть перекрестил.
Слегка осела. Малость потемнела.
Чуть простонала от утраты сил.
А может, просто руку потянула.
Еще немного, и проснется сын.
Захочет молока и колбасы,
Пройдет на кухню, где она за чаем.
Откроет дверь. Потом откроет рот.
Она ему намажет бутерброд.
И это – счастье, мы его и чаем.
А я ведь помню, как оно – оно,
Когда полгода, как похоронили,
И как себя положишь под окно
И там лежишь обмылком карамели.
Как учишься вставать топ-топ без тапок.
Как регулировать сердечный топот.
Как ставить суп. Как – видишь? – не курить.
Как замечать, что на рубашке пятна,
И обращать рыдания обратно,
К источнику, и воду перекрыть.
Как засыпать душой, как порошком,
Недавнее безоблачное фото, –
УмнУю куклу с розовым брюшком,
Улыбку без отчетливого фона,
Два глаза, уверяющие: "друг".
Смешное платье. Очертанья рук.
Грядущее – последнюю надежду,
Ту, будущую женщину, в раю
Ходящую, твою и не твою,
В посмертную одетую одежду.
– Как добиралась? Долго ли ждала?
Как дом нашла? Как вспоминала номер?
Замерзла? Где очнулась? Как дела?
(Весь свет включен, как будто кто-то помер.)
Поспи еще немного, полчаса.
Напра-нале шаги и голоса,
Соседи, как под радио, проснулись,
И странно мне – еще совсем темно,
Но чудно знать: как выглянешь в окно –
Весь двор в огнях, как будто в с е вернулись.
Все мамы-папы, жены-дочеря,
Пугая новым, радуя знакомым,
Воскресли и вернулись вечерять,
И засветло являются знакомым.
Из крематорской пыли номерной,
Со всех погостов памяти земной,
Из мглы пустынь, из сердцевины вьюги, –
Одолевают внешнюю тюрьму,
Переплывают внутреннюю тьму
И заново нуждаются друг в друге.
Еще немного, и проснется сын.
Захочет молока и колбасы,
Пройдет на кухню, где сидим за чаем.
Откроет дверь. Потом откроет рот.
Жена ему намажет бутерброд.
И это – счастье, а его и чаем.
– Бежала шла бежала впереди
Качнулся свет как лезвие в груди
Еще сильней бежала шла устала
Лежала на земле обратно шла
На нет сошла бы и совсем ушла
Да утро наступило и настало.
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.