Всех нас, в которых с помощью нехитрых раскопок легко обнаруживаются буйные татары, японцы называют звонким и каким-то змеиным словом - "гайдзины".
Получаются сплошные гады и зины. Обидно!
Кто такое вообще "гайдзин"?
Это укороченный вариант японского "гайкокудзин" - иностранец.
Составлено слово из трех иероглифов - "вне", "страна" и "человек". Получается - "человек из внешней страны". Но японцам лениво говорить долго и длинно, они сокращают - "гайдзин", то есть, "человек извне". Это еще более обидно! Почему это мы - извне? Сами оне - извне...
Первыми европейцами, посетившими Японию, были португальцы. Португальцев они называли - "нанбандзины" - южные варвары.
Суда приходили с юга, моряки хорошими манерами и учтивостью не блистали и блистать не собирались, пьянствовали, орали дикие песни, насиловали хрупких японок и беспредельничали, как у себя дома, в просвещенных европах.
Несчастные япошки бегали вокруг безобразников и выкрикивали в ужасе - "нан!" "бан!" "дзин!" - что, видимо, означало - "нет!", "забанить!", "убить по голове тяжелым металлическим предметом!"
Столетия не прошло, как настырных португальцев вытолкали в шею вместе с их маркетинговой политикой, но впечатлительные японцы до сих пор содрогаются, делая заказы в учреждениях общепита - "O tempora! O mores!" - но темпуру, все-таки, с удовольствием едят... парадоксальные они существа!
Следом за португальцами грянула новая напасть - "комодзины", буквально, - красноголовые люди. Нет, не коммунисты... Голландцы и англичане - торгаши и миссионЭры - заполонили остров!
Несчастные японцы глохли от монотонных проповедей, и прятались от приставучих пришельцев в свои минка, и заползали под татами, и натягивали на головы кимоно, жалобно стеная - "комодзииин!" - что, разумеется, означало - "сгинь, проклятый европейский комод!"
Наконец, набежали сёгуны из клана Токугава, порубали в щепки чужестранные комоды, недобитых загнали в порт Нагасаки, приказав им заниматься коммерцией, а не идеологией, и с массовым христианством в Японии было покончено раз и навсегда, аминь.
Вообще же всех, кто появлялся в Японии с Запада называли - "идзин", другой человек (смысел ясен, как белый день, - иди и сгинь), но и это слово сокращено было японцами от "икокудзин" (человек из другой страны) или "иходзин" (человек с другой родиной).
Последние два определения звучат откровенно ненормативно, русскому человеку их истинное значение, я думаю, понятно на подсознательном уровне.
После второй мировой войны все эти слова постепенно утратили свой смысл и "гайкокудзин" стал официальным понятием для упоминания не-японцев, а все остальные термины вышли из обихода.
Однако же, слово "гайдзин" и сейчас входит в список слов, не рекомендованных к употреблению в теле- и радиоэфире. Откровенно нецензурное слово!
Наше бескрайнее отечество японцы в прежние времена называли - Ороссия. Это красивое определение до сих пор еще встречается в древних японских книгах, старых газетах и документах.
Есть у обитателей страны Восходящего Солнца очень симпатичная фонетическая привычка - добавлять к слову букву "о", выражая восхищение или особенную привязанность.
Они говорят - "окаасан" (мама), "отоусан" (папа) и "отомодачи" (друзья), как бы постоянно восклицая - "о! дорогие мне люди!"
Вот они и восклицали когда-то - "О! россия!" или - "О! франс!"
Стоит заметить, что упоминая Америку и Англию, они никогда и ничего не восклицали, ни единого "о!" не прозвучало из вежливых японских уст по адресу общепризнанных образцов западной цивилизации.
Вполне возможно, что никакого восхищения японцы не выражали вовсе, а просто страдали специфическим японским косноязычием, поскольку произнести согласные "ф" и "р" японцу намного труднее, чем сделать харакири или расколоть катаной незнакомого путника, тихо ползущего в сторону Фудзиямы.
Слово Офранс сохранилось и в современном японском языке, а вот нашу страну японцы сейчас все чаще называют - Осороссия.
Смысловой диапозон этого звучного названия необычайно широк - в нем есть и удивление, и страх, и своеобразная завороженность ужасом, и горький черный юмор, и издевательский приколизм.
Мне же слышится в этом названии наше русское слово - ошарашенность.
И стоят они, махонькие ошарашенные японцы, и взирают в ужасе на запад, полный гадов и зин, и выдыхают от страха тягучее странное слово - Осороссия!
У них там праздник воздушных змеев, а нам выпал Путин, как крестовый король с его особым и особистским путем...
А мы, не взирая на выпавшее, продолжаем жить, радоваться и веселиться...
Умом нас не понять - ум немедленно заходит за разум и уже не возвращается обратно, а кто с аршином к нам придет, мы того сами измерим!
Любимые нами обломовы давят диваны и печки, сочиняя странные песни ни о чем и обо всем... а вот и зима пришла... мы как всегда не ждали и страшно удивились - неужели пришла? кто бы мог подумать! - Осороссия...
и я расширила свой диапазон)))
треть фраз из этого познавательного опуса можно окрылить))
я, когда что-то читаю, в голове ненавязчиво складываются картинки
О! хорощо, что мои картинки никто не видит, особенно те, что пришли на ум при прочтении "и взирают в ужасе на запад, полный гадов и зин"...)))) долго рыдала над своим воображением)))
Спасибо автору за настроение!
Наверное, японцы, прочитавши мои языковые фантазии, ошарашились бы навеки ) Но мне так слышится их затейливая речь ) И тоже много чего воображается )))
Пасип, что настроение угадали, IRIHA!
Ай, люблю когда интеренсо про Японию)
Про Японию - всегда интересно почему-то )
Да-а-а. Осороссия... Огорошила...)))
Прочла с большим удовольствием.
Огороссия - тоже хорошо звучит, Арина ))) И недвусмысленно намекает на аграрную составляющую русской души )))
Окружили япошек всяческие "-зины"!))
и как япошки успевают ещё и сосредоточиться и всяких умностей понапридумывать?..))
Маленький стойкий народ! Загадошный и изобретательный.
Ничего не буду писать. Пока пишешь коммент, рассеивается (рассасывается?) послевкусие.
А вы читали книгу Алессандро Барикко "Шелк"? А обещаете прочитать?) У меня она есть в печатном варианте (у нее даже обложка на ощупь шелковая, да-да) и я бы с удовольствием вам ее подарил, но у меня есть некоторое подозрение, что мы с вами не соседи по лестничной клетке)
Скачать книгу в формате Doc у меня получилось вот здесь:
http://royallib.com/book/alessandro_barikko/shelk.html
Ежели не выйдет, то могу вам выслать уже готовый вордовский файл.
Прочтите... Она - маааааленькая, но почему-то мне кажется, что вы не пожалеете (сжимает кулачки) :)
Спасибо за рассказ!
Перешла по ссылке, скачала, сунула нос в начало - мое! ) Непременно прочту и уверена, что прочту с интересом. А что уж там дальше - посмотрим... )
Спасибо за подарок, он виртуально уже случился ))) Хотя мы и не соседи ))) Я и в самом деле далеко от столиц, в иной дали, за Уралом )
И за послевкусие - отдельное спасибо, Тим, оно важнее всего, по моему...
Перешла по ссылке, скачала, сунула нос в начало - мое! ) Непременно прочту и уверена, что прочту с интересом. А что уж там дальше - посмотрим... )
Спасибо за подарок, он виртуально уже случился ))) Хотя мы и не соседи ))) Я и в самом деле далеко от столиц, в иной дали, за Уралом )
И за послевкусие - отдельное спасибо, Тим, оно важнее всего, по моему...
Да, я знаю. Про иную даль) Я иногда шастаю, аки привидение, по страничкам авторов - картинки ихние подслушиваю, разговоры подглядываю))
Есть еще одноименный фильм, так вы его не смотрите, ибо дело не в сюжете (хотя...), а в Слове. И извините за столь нагло украденное время (минут 40-50, но всё же)! )
Украденное или подаренное? ) Слово безуСловно важнее, но и фильм - хорошо, можно сравнить миры... потом )
Тим, спасибо за совет! И прочитала, и посмотрела.
Роман - повесть, новелла? - очень японский, плавно-текущий к финалу, полный подводных течений, теней, шорохов, отголосков... волшебный текст, очаровывающий с первой фразы.
Фильм неплох, красив, придумчив, но обаяния внутреннего начисто лишен, чистая экранизация, без собственного лица.
Книгу еще перечитаю, заворожилась )
извиняюсь, это последние 10 коп.))
Это самые ценные 10 коп ))) Интересно, почему я их тоже копейками называю, они же - баллы )))
бесподобно. классно написано, каждая буковка на своём месте, а юмор- просто блеск. отлично поднимает настроение. спасибо огромное
Спасибо и Вам, Вишня! Рука, должно быть, у Вас легкая - рассылка на Решку возобновилась именно этим комментарием )))
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.
Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель,
Чья не пылью затерянных хартий, —
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь
И, взойдя на трепещущий мостик,
Вспоминает покинутый порт,
Отряхая ударами трости
Клочья пены с высоких ботфорт,
Или, бунт на борту обнаружив,
Из-за пояса рвет пистолет,
Так что сыпется золото с кружев,
С розоватых брабантских манжет.
Пусть безумствует море и хлещет,
Гребни волн поднялись в небеса,
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернет паруса.
Разве трусам даны эти руки,
Этот острый, уверенный взгляд
Что умеет на вражьи фелуки
Неожиданно бросить фрегат,
Меткой пулей, острогой железной
Настигать исполинских китов
И приметить в ночи многозвездной
Охранительный свет маяков?
II
Вы все, паладины Зеленого Храма,
Над пасмурным морем следившие румб,
Гонзальво и Кук, Лаперуз и де-Гама,
Мечтатель и царь, генуэзец Колумб!
Ганнон Карфагенянин, князь Сенегамбий,
Синдбад-Мореход и могучий Улисс,
О ваших победах гремят в дифирамбе
Седые валы, набегая на мыс!
А вы, королевские псы, флибустьеры,
Хранившие золото в темном порту,
Скитальцы арабы, искатели веры
И первые люди на первом плоту!
И все, кто дерзает, кто хочет, кто ищет,
Кому опостылели страны отцов,
Кто дерзко хохочет, насмешливо свищет,
Внимая заветам седых мудрецов!
Как странно, как сладко входить в ваши грезы,
Заветные ваши шептать имена,
И вдруг догадаться, какие наркозы
Когда-то рождала для вас глубина!
И кажется — в мире, как прежде, есть страны,
Куда не ступала людская нога,
Где в солнечных рощах живут великаны
И светят в прозрачной воде жемчуга.
С деревьев стекают душистые смолы,
Узорные листья лепечут: «Скорей,
Здесь реют червонного золота пчелы,
Здесь розы краснее, чем пурпур царей!»
И карлики с птицами спорят за гнезда,
И нежен у девушек профиль лица…
Как будто не все пересчитаны звезды,
Как будто наш мир не открыт до конца!
III
Только глянет сквозь утесы
Королевский старый форт,
Как веселые матросы
Поспешат в знакомый порт.
Там, хватив в таверне сидру,
Речь ведет болтливый дед,
Что сразить морскую гидру
Может черный арбалет.
Темнокожие мулатки
И гадают, и поют,
И несется запах сладкий
От готовящихся блюд.
А в заплеванных тавернах
От заката до утра
Мечут ряд колод неверных
Завитые шулера.
Хорошо по докам порта
И слоняться, и лежать,
И с солдатами из форта
Ночью драки затевать.
Иль у знатных иностранок
Дерзко выклянчить два су,
Продавать им обезьянок
С медным обручем в носу.
А потом бледнеть от злости,
Амулет зажать в полу,
Всё проигрывая в кости
На затоптанном полу.
Но смолкает зов дурмана,
Пьяных слов бессвязный лет,
Только рупор капитана
Их к отплытью призовет.
IV
Но в мире есть иные области,
Луной мучительной томимы.
Для высшей силы, высшей доблести
Они навек недостижимы.
Там волны с блесками и всплесками
Непрекращаемого танца,
И там летит скачками резкими
Корабль Летучего Голландца.
Ни риф, ни мель ему не встретятся,
Но, знак печали и несчастий,
Огни святого Эльма светятся,
Усеяв борт его и снасти.
Сам капитан, скользя над бездною,
За шляпу держится рукою,
Окровавленной, но железною.
В штурвал вцепляется — другою.
Как смерть, бледны его товарищи,
У всех одна и та же дума.
Так смотрят трупы на пожарище,
Невыразимо и угрюмо.
И если в час прозрачный, утренний
Пловцы в морях его встречали,
Их вечно мучил голос внутренний
Слепым предвестием печали.
Ватаге буйной и воинственной
Так много сложено историй,
Но всех страшней и всех таинственней
Для смелых пенителей моря —
О том, что где-то есть окраина —
Туда, за тропик Козерога!—
Где капитана с ликом Каина
Легла ужасная дорога.
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.
Дизайн: Юлия Кривицкая
Продолжая работу с сайтом, Вы соглашаетесь с использованием cookie и политикой конфиденциальности. Файлы cookie можно отключить в настройках Вашего браузера.