Завелись в одной голове тараканы. Что за голова? Обычная, как у всех – на плечах, немного волос, ушей, в одном количестве со ртом и носом.
Тараканов завелось несколько, рыжих, длинные махровые усы соответствовали последним веяниям моды, а укороченные массивные лапы всем своим видом вещали, что принадлежат особям дворянского толку с претензией на разжижение царственных кровей.
Поначалу царственные отпрыски неумело цеплялись за извилистые пути короткими лапками и пытались эти пути со всем присущим им апломбом преодолеть наикратчайшей дорогой, но никто не смог выполнить столь сложное задание.
И тогда один очень солидный, имевший голубые глаза и выпирающее брюшко, таракан Аверьян Поликарбонатович, на Заседании МЫ ПРОТИВ РЕЙДА, заявил: «Уважаемые головляне, те неровности, что мы имели место изучить, если их выпрямить, дали понять - никогда и никто не сможет достичь той цели, которая нам, тараканам, предначертана. Причина непроходимости препятствия кроется в мыслях, генерируемых головой. Каждая мысль множит петли пути, тем самым растягивая его длину до бесконечности».
Головляне в восторге застрекотали усами и зашелестели лапками от такого открытия. Аверьян сделал внушительную паузу под трибуной, где не преминул полакомиться яичным желтком, сдобренным борной кислотой, которая после адаптации давно стала лакомством.
«Как ни печально осознавать, - осоловевший Аверьян выполз из-под трибуны, - но на данный момент ситуация становится глобальной и даже, я бы сказал – катастрофичной. Мыслей становится так много, что в недалёком будущем извилины, растущие на них, как на дрожжах, просто-напросто нас из головы вытеснят. А дальше только плинтус, господа, щедро поливаемый Рейдом».
«Рейд» настолько напугал тараканов, что они, терзаемые безумием и страхом, хотели разбегаться кто куда. Один Карбонатыч безучастно счищал с обвисших усов остатки яичного желтка. И даже одного самого прыткого дезертира, Осипа Сигизмундовича, смог затащить обратно в голову из зарослей волос ноздри, послужившая тайным лазом.
«Какие будут предложения или идеи по прекращению наращивания темпов извилин?» – Аверьян цепко вперился в дрожащие взгляды шуршащих собратьев и сосестёр.
Осип лихорадочно соображал, что бы такое ответить и тем самым снять позорное клеймо дезертира. Весь опутанный полутёмными линиями, на последнем издыхании он выкрикнул в трибуну: «Надо есть мысли! Мысли надо есть, этим мы остановим рост извилин!»
Карбонатыч оторвал последний засохший кусок яичного желток с усов и гневно метнул его в Осипа: «Как есть?! Как можно ЖРАТЬ МЫСЛИ?» Желток со свистом пролетел над головами головлян и с чавкающим звуком проник в опоясывающую зал мысль, которая вот-вот должна была созреть и увеличить безнадёжно растущий путь в никуда.
Мысль, встревоженная проникновением инородного тела, на мгновение прекратила развиваться и начала пробовать на вкус местный деликатес. Немного размыслив, она пришла к выводу, что тело представляет весьма недурственный эквивалент эмоции полового влечения и с удовольствием его поглотила всеми безразмерными недрами.
Спустя какое-то несуразное время, мысль приняла облик жёлтого оттенка и заблагоухала ферамонами борной кислоты, отчего с тараканами стало твориться что-то невразумительное.
Они её захотели.
Но не в том смысле, к которому призывал испуганный Осип, а в более куда изощрённом смысле – они хотели её иметь. Каждый таракан хотел иметь мысль, но мысль не хотела иметь тараканов. Она хотела их сожрать.
Никому не могла прийти в голову эта мысль.
Их было больше, рыжих, с махровыми усами, короткими лапками и брюшками, набитыми яичным желтком. Её интересовали их брюшки. Она возникла на заседании одна, но гораздо крупнее и значительнее всех их вместе взятых, в этом всё её преимущество.
Никому мысль не позволяла иметь себя. Но сожрать того, кто её отделил от своей головы – вот она, цель.
Вокруг роились тысячи рыжих насекомых. Обуянные желтково-кислотным ароматом, они размножались, делились, становились клетками, но не переставали хотеть мысль. Миллионы лапок вцепились в её упругое девичье тело в поисках входа в то, что надо иметь.
Вход никак не находился. Облепленная тараканами мысль сошкребла их со своей трепетной груди и проглотила. Но её сознание не смогло выдержать такое количество хотящих мысль.
Она ушла через нос, продираясь сквозь волосатые дебри, как некогда это пытался сделать Осип. Несколько позже она расценила свой поступок как безрассудство, потому что через ухо было намного безопаснее, ибо там был вход.
Перед нашим окном дом стоит невпопад, а за ним, что важнее всего, каждый вечер горит и алеет закат - я ни разу не видел его. Мне отсюда доступна небес полоса между домом и краем окна - я могу наблюдать, напрягая глаза, как синеет и гаснет она. Отраженным и косвенным миром богат, восстанавливая естество, я хотел бы, однако, увидеть закат без фантазий, как видит его полусонный шофер на изгибе шоссе или путник над тусклой рекой. Но сегодня я узкой был рад полосе, и была она синей такой, что глубокой и влажной казалась она, что вложил бы неверный персты в эту синюю щель между краем окна и помянутым домом. Черты я его, признаюсь, различал не вполне. Вечерами квадраты горят, образуя неверный узор на стене, днем - один грязно-серый квадрат. И подумать, что в нем тоже люди живут, на окно мое мельком глядят, на работу уходят, с работы идут, суп из курицы чинно едят... Отчего-то сегодня привычный уклад, на который я сам не роптал, отраженный и втиснутый в каждый квадрат, мне представился беден и мал. И мне стала ясна Ходасевича боль, отраженная в каждом стекле, как на множество дублей разбитая роль, как покойник на белом столе. И не знаю, куда увести меня мог этих мыслей нерадостных ряд, но внезапно мне в спину ударил звонок и меня тряханул, как разряд.
Мой коллега по службе, разносчик беды, недовольство свое затая, сообщил мне, что я поощрен за труды и направлен в глухие края - в малый город уездный, в тот самый, в какой я и рвался, - составить эссе, элегически стоя над тусклой рекой иль бредя по изгибу шоссе. И добавил, что сам предпочел бы расстрел, но однако же едет со мной, и чтоб я через час на вокзал подоспел с документом и щеткой зубной. Я собрал чемодан через десять минут. До вокзала идти полчаса. Свет проверил и газ, обернулся к окну - там горела и жгла полоса. Синий цвет ее был как истома и стон, как веками вертящийся вал, словно синий прозрачный на синем густом... и не сразу я взгляд оторвал.
Я оставил себе про запас пять минут и отправился бодро назад, потому что решил чертов дом обогнуть и увидеть багровый закат. Но за ним дом за домом в неправильный ряд, словно мысли в ночные часы, заслоняли не только искомый закат, но и синий разбег полосы. И тогда я спокойно пошел на вокзал, но глазами искал высоты, и в прорехах меж крыш находили глаза ярко-синих небес лоскуты. Через сорок минут мы сидели в купе. Наш попутчик мурыжил кроссворд. Он спросил, может, знаем поэта на п и французский загадочный порт. Что-то Пушкин не лезет, он тихо сказал, он сказал озабоченно так, что я вспомнил Марсель, а коллега достал колбасу и сказал: Пастернак. И кругами потом колбасу нарезал на помятом газетном листе, пропустив, как за шторами дрогнул вокзал, побежали огни в темноте. И изнанка Москвы в бледном свете дурном то мелькала, то тихо плыла - между ночью и вечером, явью и сном, как изнанка Уфы иль Орла. Околдованный ритмом железных дорог, переброшенный в детство свое, я смотрел, как в чаю умирал сахарок, как попутчики стелят белье. А когда я лежал и лениво следил, как пейзаж то нырял, то взлетал, белый-белый огонь мне лицо осветил, встречный свистнул и загрохотал. Мертвых фабрик скелеты, село за селом, пруд, блеснувший как будто свинцом, напрягая глаза, я ловил за стеклом, вместе с собственным бледным лицом. А потом все исчезло, и только экран осциллографа тускло горел, а на нем кто-то дальний огнями играл и украдкой в глаза мне смотрел.
Так лежал я без сна то ли час, то ли ночь, а потом то ли спал, то ли нет, от заката экспресс увозил меня прочь, прямиком на грядущий рассвет. Обессиленный долгой неясной борьбой, прикрывал я ладонью глаза, и тогда сквозь стрекочущий свет голубой ярко-синяя шла полоса. Неподвижно я мчался в слепящих лучах, духота набухала в виске, просыпался я сызнова и изучал перфорацию на потолке.
А внизу наш попутчик тихонько скулил, и болталась его голова. Он вчера с грустной гордостью нам говорил, что почти уже выбил средства, а потом машинально жевал колбасу на неблизком обратном пути, чтоб в родимое СМУ, то ли главк, то ли СУ в срок доставить вот это почти. Удивительной командировки финал я сейчас наблюдал с высоты, и в чертах его с легким смятеньем узнал своего предприятья черты. Дело в том, что я все это знал наперед, до акцентов и до запятых: как коллега, ворча, объектив наведет - вековечить красу нищеты, как запнется асфальт и начнутся грунты, как пельмени в райпо завезут, а потом, к сентябрю, пожелтеют листы, а потом их снега занесут. А потом ноздреватым, гнилым, голубым станет снег, узловатой водой, влажным воздухом, ветром апрельским больным, растворенной в эфире бедой. И мне деньги платили за то, что сюжет находил я у всех на виду, а в орнаменте самых банальных примет различал и мечту и беду. Но мне вовсе не надо за тысячи лье в наутилусе этом трястись, наблюдать с верхней полки в казенном белье сквозь окошко вселенскую слизь, потому что - опять и опять повторю - эту бедность, и прелесть, и грусть, как листы к сентябрю, как метель к ноябрю, знаю я наперед, наизусть.
Там трамваи, как в детстве, как едешь с отцом, треугольный пакет молока, в небесах - облака с человечьим лицом, с человечьим лицом облака. Опрокинутым лесом древесных корней щеголяет обрыв над рекой - назови это родиной, только не смей легкий прах потревожить ногой. И какую пластинку над ним ни крути, как ни морщись, покуда ты жив, никогда, никогда не припомнишь мотив, никогда не припомнишь мотив.
Так я думал впотьмах, а коллега мой спал - не сипел, не свистел, не храпел, а вчера-то гордился, губу поджимал, говорил - предпочел бы расстрел. И я свесился, в морду ему заглянул - он лежал, просветленный во сне, словно он понял всё, всех простил и заснул. Вид его не понравился мне. Я спустился - коллега лежал не дышал. Я на полку напротив присел, и попутчик, свернувшись, во сне заворчал, а потом захрапел, засвистел... Я сидел и глядел, и усталость - не страх! - разворачивалась в глубине, и иконопись в вечно брюзжащих чертах прояснялась вдвойне и втройне. И не мог никому я хоть чем-то помочь, сообщить, умолчать, обмануть, и не я - машинист гнал экспресс через ночь, но и он бы не смог повернуть.
Аппарат зачехленный висел на крючке, три стакана тряслись на столе, мертвый свет голубой стрекотал в потолке, отражаясь, как нужно, в стекле. Растворялась час от часу тьма за окном, проявлялись глухие края, и бесцельно сквозь них мы летели втроем: тот живой, этот мертвый и я. За окном проступал серый призрачный ад, монотонный, как топот колес, и березы с осинами мчались назад, как макеты осин и берез. Ярко-розовой долькой у края земли был холодный ландшафт озарен, и дорога вилась в светло-серой пыли, а над ней - стая черных ворон.
А потом все расплылось, и слиплись глаза, и возникла, иссиня-черна, в белых искорках звездных - небес полоса между крышей и краем окна. Я тряхнул головой, чтоб вернуть воронье и встречающий утро экспресс, но реальным осталось мерцанье ее на поверхности век и небес.
Я проспал, опоздал, но не все ли равно? - только пусть он останется жив, пусть он ест колбасу или смотрит в окно, мягкой замшею трет объектив, едет дальше один, проклиная меня, обсуждает с соседом средства, только пусть он дотянет до места и дня, только... кругом пошла голова.
Я ведь помню: попутчик, печален и горд, утверждал, что согнул их в дугу, я могу ведь по клеточке вспомнить кроссворд... нет, наверно, почти что могу. А потом... может, так и выходят они из-под опытных рук мастеров: на обратном пути через ночи и дни из глухих параллельных миров...
Cын угрюмо берет за аккордом аккорд. Мелят время стенные часы. Мастер смотрит в пространство - и видит кроссворд сквозь стакан и ломоть колбасы. Снова почерк чужой по слогам разбирать, придавая значенья словам (ироничная дочь ироничную мать приглашает к раскрытым дверям). А назавтра редактор наденет очки, все проверит по несколько раз, усмехнется и скажет: "Ну вы и ловки! Как же это выходит у вас?" Ну а мастер упрется глазами в паркет и редактору, словно врагу, на дежурный вопрос вновь ответит: "Секрет - а точнее сказать не могу".
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.
Дизайн: Юлия Кривицкая
Продолжая работу с сайтом, Вы соглашаетесь с использованием cookie и политикой конфиденциальности. Файлы cookie можно отключить в настройках Вашего браузера.