"Выходит Мария отвесив поклон
Мария выходит с тоской на крыльцо"
В саду кузнечиком певчим разлился Кольцов
Травой со лба испарину, как косу, отерев,
Переваливаясь словно тетерев,
Затихает дневной перезвон.
Травы отверсты, словно листы древней книги
"Книги чудесной, где с каждой страницей
Галлюцинации таинственно свиты"
Выходит Мария ночною странницей.
"Сыновеет ночей синева
Веет на всё любимое"
Благослови, Мария, с златого крыльца
Книгу травы инеем.
"Вопь швыряет хрупкие перстни
Усопших и живых. Идет упрямо"
Надрывную песню
Тянет, как бурлак ненавистную ляму.
Идет в ночь, как афиша добра выцветшая,
Идет мадонной из моренного дуба,
Бороной-суковаткой туч комья кроша.
Сопряжены со звездным небом её губы
Идет Мария.
"Тихо, Маша…
Дубровский" "сорвал ангела с ринга"
И бегает вместе с господином Тцара
В репьях цвета индиго
Дикими динго,
Воя и грызя молодую кору,
И склоняя к сожительству пугливые ивы;
Лешие, ворча, точат колы осиновые
Пусть им, Маша.
"Трын, да брынь, да тере-тень
Чу! Заутренние звоны…" -
Вскакивает Клюев на плетень
Лубочным петушком-клоуном.
Пора, Мария. Ох, Мария, пора!
Окончена твоя ночная вахта.
Разбавлено небо до сини небесным провизором
Дубровский, поди, с господином Тцара,
В четыре дырки сопят на тахте
Перед бормочущим телевизором.
---------------------------------------------
«".."» отмечены прямые цитаты. В тексте использованы произведения:
(по порядку): Д. Хармса, И. Анненского, В. Хлебникова, А. Пушкина, T. Тцара; Н. Клюева
Интересно. Смутило малость "Травой со лба испарину, как косу, оттерев.." А в чём "фишка"? Любопытно.
не вполне понял вопроса. имеется в виду характерное движение косарей.
Сравнение лба с косой - действительно, так и задумано? Тады ладно. ОК. Это интересно. Перечитала, перечитала, и вдруг дошло, что Мария это ж, верно, луна. Извини, что сразу не сообразила. И стих сразу приняла, со всеми "глупостями". Ну, что поделаешь, мне обязательно нужна простая "точка опоры". :)
Да нет. Сравниваются два движения по полуокружности. (Я, Наташа, косить люблю литовкой). Может смущает запятая?
ЗЫ. Подумал и исправил "оттерев" на "отерев"
Сначала мне показалось, что с косой сравнивается испарина, и я думала, что это опечатка, а читать надо: "как росу".
Ох, и ночь, и Мария.
Даже вопросов не задаю.Повязаны, ох, повязаны все авторы тайной Машиной.
Вот это- да!- "Благослови, Мария с златого крыльца книгу травы инеем".
после первого заморозка травы всегда напоминают мне открытую старинную книгу, присыпанную блестящим песком, в толстом кожаном тертом переплете с бронзовыми замочками, тронутыми благородной патиной
Интересно, конечно, завораживающе. Смутили склоняемые к сожительству ивы.Может, динго такие ивофильные?
Но что до образного ряда, то получился, по-моему, каталог. Поясню, что вкладываю в это слово. Общие места на тему "что можно сказать о символе женского начала" отобраны значимые и подсвечены живописно, но у меня из них не складывается что-то целое, текст меня не вовлекает в направленное движение. Может, дело в том, что карикатурные бегуны в репьях оказались последним ночным впечатлением, перед тем как "петушок" поставил точку в Мариином путешествии. Они годились разве что для разнообразия, развлечения и отступления в сторону, хотелось после "Пусть им, Маша" услышать что-нибудь им противопоставленное и важное именно для Маши, а не для прочих персонажей.
А впрочем, очень хорошее стихотворение: столько цитат из непохожих друг на друга авторов удалось подчинить единому индивидуальному стилю.
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
Как побил государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое
Приходить мастерам.
И велел благодетель,-
Гласит летописца сказанье,-
В память оной победы
Да выстроят каменный храм.
И к нему привели
Флорентийцев,
И немцев,
И прочих
Иноземных мужей,
Пивших чару вина в один дых.
И пришли к нему двое
Безвестных владимирских зодчих,
Двое русских строителей,
Статных,
Босых,
Молодых.
Лился свет в слюдяное оконце,
Был дух вельми спертый.
Изразцовая печка.
Божница.
Угар я жара.
И в посконных рубахах
Пред Иоанном Четвертым,
Крепко за руки взявшись,
Стояли сии мастера.
"Смерды!
Можете ль церкву сложить
Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю?"
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
"Можем!
Прикажи, государь!"
И ударились в ноги царю.
Государь приказал.
И в субботу на вербной неделе,
Покрестись на восход,
Ремешками схватив волоса,
Государевы зодчие
Фартуки наспех надели,
На широких плечах
Кирпичи понесли на леса.
Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею горды,
Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.
И уже потянулись
Стрельчатые башенки кверху.
Переходы,
Балкончики,
Луковки да купола.
И дивились ученые люди,
Зане эта церковь
Краше вилл италийских
И пагод индийских была!
Был диковинный храм
Богомазами весь размалеван,
В алтаре,
И при входах,
И в царском притворе самом.
Живописной артелью
Монаха Андрея Рублева
Изукрашен зело
Византийским суровым письмом...
А в ногах у постройки
Торговая площадь жужжала,
Торовато кричала купцам:
"Покажи, чем живешь!"
Ночью подлый народ
До креста пропивался в кружалах,
А утрами истошно вопил,
Становясь на правеж.
Тать, засеченный плетью,
У плахи лежал бездыханно,
Прямо в небо уставя
Очесок седой бороды,
И в московской неволе
Томились татарские ханы,
Посланцы Золотой,
Переметчики Черной Орды.
А над всем этим срамом
Та церковь была -
Как невеста!
И с рогожкой своей,
С бирюзовым колечком во рту,-
Непотребная девка
Стояла у Лобного места
И, дивясь,
Как на сказку,
Глядела на ту красоту...
А как храм освятили,
То с посохом,
В шапке монашьей,
Обошел его царь -
От подвалов и служб
До креста.
И, окинувши взором
Его узорчатые башни,
"Лепота!" - молвил царь.
И ответили все: "Лепота!"
И спросил благодетель:
"А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю?"
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
"Можем!
Прикажи, государь!"
И ударились в ноги царю.
И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях
И в землях Рязанских
И прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!
Соколиные очи
Кололи им шилом железным,
Дабы белого света
Увидеть они не могли.
И клеймили клеймом,
Их секли батогами, болезных,
И кидали их,
Темных,
На стылое лоно земли.
И в Обжорном ряду,
Там, где заваль кабацкая пела,
Где сивухой разило,
Где было от пару темно,
Где кричали дьяки:
"Государево слово и дело!"-
Мастера Христа ради
Просили на хлеб и вино.
И стояла их церковь
Такая,
Что словно приснилась.
И звонила она,
Будто их отпевала навзрыд,
И запретную песню
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
По широкой Руси
Гусляры.
1938
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.