Мой мозг, мой разум, – постоялец
моей души! Когда-нибудь
наденешь ты походный ранец,
отправишься в далекий путь.
Два равнодушных санитара
свезут вместилище души
туда, где всё – чуть-чуть, но даром,
где доктор даст карандаши,
попросит написать про чудо
бессмертья, рядом посидит,
прочтёт, подумает, из груды
лекарств одно определит,
соврёт уверенно, рубашку
поправит на моём плече:
«Зачем уж так уж – нараспашку?..
Переживать уж так – зачем?»
Но, лик свой подставляя солнцу,
вихры рукою вороша,
вдруг, на прощанье засмеётся
осиротевшая душа.
И встанет, связи обрывая
всех этих следствий и причин,
и закричит: «Так не бывает!»
«Так не бывает!» - закричит.
Я всё равно люблю, родная,
дурной, ослепший, впавший в срам,
забывший всё и вся – я знаю:
мы будем вместе даже там!
Прости за всё меня! Прости же
за нашу жизнь, за каждый год,
за смерть мою, за то, что вышел
однажды, не стерпев, в расход!
Что оказался там однажды,
где осень вечная темна.
Жизнь совершенна и полна
в любом из нас, и значит – в каждом
всё мирозданье, вся вина.
Петрович, в сердце - да, согласна. Но..., много всяких "но", начиная с первого же четверостишия. Давно написано?)
Было бы интересно узнать, Наташа! Если не трудно, напишите о ВСЕХ "но", пожалуйста!
Написано в марте.
Спасибо!
Хорошо. Только не ВСЕ (мелкие, по технике, сомнения пропущу). Неважно, по-моему, если есть общее.
Что нравится, писать не буду, а то длинно получится.:))
Буду ворчать. ))
Итак, начало: ЛГ – настоящий, сиюмгновенный, обращается с речью к своему мозгу-разуму («Мой мозг, …. наденешь ты… отправишься.. »). И всё первое четверостишие: образ - просто дикий. имхо. Воображаю, мозг с походным ранцем. Немедленно появляются вопросы: что в ранце, что за «путь далёкий»(!!!), куда он отправится? Почему мозг постоялец души, зачем ей был нужен этот постоялец, за плату, или так, вообще, - какая связь между ЛГ, его душой и его мозгом? Ждешь далее сразу ответов на вопросы. Нет. С мозгом покончено, всё – ушёл, вопросы остаются без ответа. Потому что сразу появляются санитары, и везут «вместилище души» (!!!!), далее по описанию ясно, что в больницу. Ага, мозг «ушёл», значит – «куда везут?» - в сумасшедший дом? Однако, я уже поняла, что все довольно непросто здесь, и могу предположить, что, может, даже и душу не везут, а только её «вместилище». Почему бы и нет? В представлении ЛГ все здесь некие вполне самостоятельные сущности. Нет – вместилище везут таки вместе с душой, как выясняется потом, причем, с осиротевшей. Разум покинул её, значит, он не постоялец, наверное, был, с чего бы она тогда так уж осиротела. Или она осиротела по другой причине? По какой? О господи, но тут, кроме, души, и вместилища (разум уже ушёл), в больнице появляется еще и сам ЛГ. Беседует с доктором, пишет. А он то кто? Всё – я запуталась совсем. Ну, ладно. Наконец, душа кричит «так не бывает». И… резко, даже без пробела, со строчки «Я всё равно люблю, родная,…» начинается просто совсем другое стихотворение, в котором, ясно, что уже не душа, не мозг, и не вместилище, а полноценный ЛГ полно осознает себя, а под конец, даже и довольно красноречиво (простите) обобщает. Почему - другое? Да потому что, невозможно же, чтобы это было продолжением обращения ЛГ к мозгу или продолжением крика души (синтаксически, даже). В целом возникает ощущение некой путаницы и юношеской неуклюжести и в мыслях автора, и в устройстве стиха. Стих кажется мне таким, будто писал его талантливый, но не столь опытный, как нынешний Петрович, Петрович. Потому и спросила в «листе», давно ли написано. Надеюсь, Андрей, что, если, примете хоть отчасти такое впечатление, то вас это скорее порадует, чем огорчит.:))
Наташа, позволю себе вклиниться под Вашим подробным, аргументированным, замечательным отзывом. Тоже считаю, что образы мозга и души тут диковатые, но, может быть, у автора не было задачи именно из них создать целостную картинку (хотя мне тоже гораздо больше нравится, когда такую задачу ставят и выполняют, тем более что Петрович великолепно умеет это делать, когда хочет). Тут, скорее, жонглирование нашими стереотипами, нанизывание слов друг на друга, а дикий побочный продукт - образ - это, наверное, форма иронии над стереотипами.
"Постоялец" будет понятнее, если вспомнить такое общее место околорелигиозных умных разговоров: душа - гостья тела или постоялица тела. В этом контексте никто не спорит, что телу без души плохо и сиротливо. Далее заменяем в этой схемке душу - на разум/мозг, тело - на душу.
"Постоялец" обрастает ранцем и другими деталями, которые никак не связаны с сущностью разума. Такое часто бывает. Языковая метафора "крыша едет" еще кое-как мотивирована: наверху (в голове?) что-то неладно. Но когда к этому, чисто для смеха, прибавляют "дом стоит" - начинается такой же театр абсурда, как вокруг нашего ранца. Ранец, как и матерализованные "связи следствий и причин", - это, видимо, намек, чтобы мы не читали текст слишком буквально, не пытались вжиться и слишком живо что-то вообразить.
Мимо превращения души в полноценного ЛГ я без Вас прошла бы, каюсь. А в этом стихотворении нельзя было спокойно проходить мимо такого. Но почти все представляют себе душу как носитель человеческого "я". (Наоборот, когда у Гоголя в "Страшной мести" "я" Катерининой души не совпадает с "я" Катерины - это шокирует.) И может, это единственный стереотип, который Петрович решил не трогать.
Спасибо за доброе слово, Люда. ) Что касается концепции Петровича, она мне пока не ясна, а традиционных я толком не знаю. Так .. кое -что, кое-как. Конечно, они есть, наверняка, - авторитетные, классические, построения. А у меня, наверное, как и у всякого, есть какое-то свое представление об этих «вещах». Вы правы, стихи Петровича лучше понимаются и принимаются в объёме всего его творчества (счас Макс рассвирепеет, он не любит это слово):). Мне же у Петровича многое нравится, а главное то, что чую под его работами толстую подкладку и поэтическую, и вообще, интеллектуальную, то есть, и знания, и работу мысли и души. Понимаю, мне кажется, как говорится, откуда ноги растут.:)) А ворчать, похоже, все- равно, иногда буду, пока не надоем ему окончательно.))
Трудно что-то оспорить. Писать о себе в таком контексте (псих ненормальный) - уже слегка жеманно. Как найти форму? Вот попробовал. Зато появился повод поспорить, подумать, что-то увидеть другими (Вашими, например) глазами.
Прочёл внимательнейшим образом - даже не важно с чем согласен, а с чем нет. Для меня это чтение было очень интересным - настоящее, без дураков, общение.
Большое спасибо!
Понравилось.Я абсолютно уверен:Поэтам легче умирать.Тут не наша плоскость.
Полностью согласна.
Спасибо!
Легче ли? Можно поспорить... Если иметь ввиду ПОЭТОВ - Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Есенина...
Слишком многословно, Андрей. У тезки вашего лучше, имхо. И в момент, когда поддатый медбрат зафиксирует летальный исход, мы с тобою полетим на закат. А напротив станет виден восход.
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
Без устали вокруг больницы
Бежит кирпичная стена.
Худая скомканная птица
Кружит под небом дотемна.
За изгородью полотняной
Белья, завесившего двор,
Плутает женский гомон странный,
Струится легкий разговор.
Под плеск невнятицы беспечной
В недостопамятные дни
Я ощутил толчок сердечный,
Толчку подземному сродни.
Потом я сделался поэтом,
Проточным голосом - потом,
Сойдясь московским ранним летом
С бесцельным беличьим трудом.
Возьмите все, но мне оставьте
Спокойный ум, притихший дом,
Фонарный контур на асфальте
Да сизый тополь под окном.
В конце концов, не для того ли
Мы знаем творческую власть,
Чтобы хлебнуть добра и боли -
Отгоревать и не проклясть!
1973
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.