Притворив глаза, уловить, услышать
звонкий плач ветров в голубой юдоли
и соткаться там, где потупя крыши
город уступает пространство полю.
В этом многоруком и многоликом
городе, поставленном тем же великим
князем, что и Москва когда-то,
возле волн реки, изогнувшей дугою
спину, перетянутую закатом,
обернуться прозрачной тенью
и вбирать, вбирать, как живую воду,
неподвижность оцепененья
и его неп́о́нятую свободу…
"где потупя крыши город уступает пространство полю…" - зацепило по-взрослому, сильнейшая строка, имхо.
"спину, перетянутую закатом" - с трудом представил это.
А что-такое "юдоль" ваще не помню, что-то из церковной лексики вроде? :)
Вообще - долина. А на небесах юдолью зовут нашу земную жизнь (юдоль плача). Я и подумал: а чо... это они там, на небесах, юдоль, а у нас тут даже паровое отопление имеется.
Хехе...
Всем бы стихо хорошее, но, кому бы вы предложили "соткаться" в третьей стоке строке? Если речь о ветрах, которые должны то , может быть, стоит поправить строку?
Кроме того, так ли необходимо в этом стихе старинное и малоупотребительное ныне слово "юдоль"? Вот Мах, например, не припомнит каково значение этого слова...Придумайте синоним, а?
Если вы не сочтете за труд разобрать предложение по составу, то, наверняка, обнаружите в нем три однородных сказуемых: "уловить", "услышать" и "соткаться". Предложение, кстати, безличное. Это что касается первого вопроса.
Что касается второго вопроса, вспомнил одну гражданку, преподавательницу русского языка, которая в журнале "Смена" на полном серьезе утверждала: нельзя детей мучить диктантами, в которых встречаются устаревшие слова типа "багрянец" или "озимь", потому что дети не употребляют их в повседневном общении. Интересная позиция, правда? А вы попробуйте сами придумать синоним для такого многозначного в контексте данного стиха слова, как "юдоль". Ну, а что касается его малоупотребительности, то, как видите, я с ней борюсь.
Ага, значит, вы предлагаете читателю уловить, услышать, а потом взять, да и соткаться?
Не-а, как раз читателю я ничего не предлагаю - это просто лирический герой этого стиха о чем-то своем мечтает. Я же с ним, в общем и целом, согласен: пока не уловишь и не услышишь - не возьмешь и не соткешься :)
Кстати, в стихотворении речь в т.ч. о старине (...князем, что и Москва когда-то), так что старинное слово вполне к месту :)
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
Золотистого меда струя из бутылки текла
Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела:
- Здесь, в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла,
Мы совсем не скучаем,- и через плечо поглядела.
Всюду Бахуса службы, как будто на свете одни
Сторожа и собаки, - идешь, никого не заметишь.
Как тяжелые бочки, спокойные катятся дни.
Далеко в шалаше голоса - не поймешь, не ответишь.
После чаю мы вышли в огромный коричневый сад,
Как ресницы на окнах опущены темные шторы.
Мимо белых колонн мы пошли посмотреть виноград,
Где воздушным стеклом обливаются сонные горы.
Я сказал: виноград, как старинная битва, живет,
Где курчавые всадники бьются в кудрявом порядке;
В каменистой Тавриде наука Эллады - и вот
Золотых десятин благородные, ржавые грядки.
Ну, а в комнате белой, как прялка, стоит тишина,
Пахнет уксусом, краской и свежим вином из подвала.
Помнишь, в греческом доме: любимая всеми жена,-
Не Елена - другая, - как долго она вышивала?
Золотое руно, где же ты, золотое руно?
Всю дорогу шумели морские тяжелые волны,
И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно,
Одиссей возвратился, пространством и временем полный.
11 августа 1917, Алушта
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.