Рыцари и Рыцарицы!
Новая Королева Ристалища объявляет рыцарский турнир открытым!
Итак, дорогие мои, тема нынешнего турнира -
Стихи о стихах!
Моему Величеству кажется, что именно здесь, в нашем творческом сообществе писателей, будет уместно поговорить о том, ЧЕМ для нас являются стихи, КАК мы их пишем, ЗАЧЕМ мы их пишем - то есть вытащить на всеобщее обсуждение нашу "кухню" стихотворчества!
Для начала - о высоком. Предлагаю Вашему вниманию фрагмент стихотворения Максимилиана Волошина "Доблесть":
Править поэму, как текст заокеанской депеши:
Сухость, ясность, нажим — начеку каждое слово.
Букву за буквой врубать на твердом и тесном камне:
Чем скупее слова, тем напряженней их сила.
Мысли заряд волевой равен замолчанным строфам.
Вытравить из словаря слова «Красота», «Вдохновенье» —
Подлый жаргон рифмачей... Поэту — понятья:
Правда, конструкция, план, равносильность,
сжатость и точность.
В трезвом, тугом ремесле — вдохновенье и честь поэта:
В глухонемом веществе заострять запредельную зоркость.
Мое Величество восхищается этим стихотворением! Когда Мое Величество берется за клавиатуру ноутбука с целью написать пару-тройку рифмовок, то оно всегда читает вышеприведенный текст...
Мое Величество велело вырубить над своим письменным столом золотыми буквами стихотворения Новеллы Матвеевой о труде поэта.Разрешите предложить эти стихи вашему вниманию, дорогие мои Рыцари и Рыцарицы:
1. "Поэзия должна быть глуповата", -
Сказал поэт, умнейший на Руси.
Что значит: обладай умом Сократа,
Но поучений не произноси.
Не отражай критических атак,
Предупреждай возможность плагиата...
Поэзия должна быть глуповата,
Но сам поэт - не должен быть дурак.
2. Словес многовековые наносы
Виной тому, что образ овдовел, -
Пергаментом повеяло от розы,
И соловей над ней осоловел.
А был Гафиз: поили розу росы.
Был Саади - и соловей звенел.
Она цвела без жеста и без позы,
Он пел без фразы. Просто брал - и пел.
Их любит мир. Весна без них не может.
Их не берут ни войны, ни века.
И все ж они зачахли. От чего же?
От шума штамповального станка.
Мне страшен штамп! Мне страшно трафарета:
Он глуп, смешон, но в нем - кончина света.
3. Невидим гвоздь в подошве башмака:
Он на посту невидимости занят.
Но только там походка и легка,
где гвозди напоказ не вылезают.
А там, где гвозди лезут напоказ,
шаг прячется, походка исчезает;
и там, где рифма слишком потрясает,
от потрясенья гибнет вся строка.
Не надобно особого таланта,
чтоб только рифму бантом уложить;
любое платье может жить без банта,
ботинок без гвоздя не может жить.
А твердость поэтической походки
не столь от банта, сколько от подметки.
____
В заключении со всей присущей Моему Величеству скромностью предлагаю ознакомиться с моим стихотворением на близкую тему:
Январь приварен намертво к реке,
покрытой коркой льда и слоем снега;
бинтом привязан накрепко к руке,
оставшейся без дела, налегке,
и ручке тяжело по строчкам бегать.
Вселенская - всё лень! - напала ржа,
безбожно зубы сводит от улыбки
дежурно-новогодней - не разжать! -
бокалы продолжают дребезжать
над всякой дребеденью, и убытки -
минут, часов, стихов, и проч. и проч. -
хрустят, как сор вчерашний под ногами,
который выметаю утром прочь.
...Маячит за окном немая ночь,
пустой листок измучен оригами,
стучит в висок оскольчатая мысль -
нагая прошагает и угаснет,
и вот уже рассвет - понур, землист,
а белый лист всё так же бел и чист,
и оттого заведомо прекрасен.
Стихов не получилось, не смогла.
Напрасно я с дремотой воевала.
Элегию бумаги и стола
меняю на эклогу одеяла.
...Опять январь. Спала бы да спала.
___
Элегия - жалобное, грустное, унылое стихотворение.
Эклога — разновидность идиллии, стихотворение, в котором изображалась сцена из пастушечьей жизни (обычно любовная).
Резюмирую, дорогие мои:
1. тема турнира - Поэтическая кухня.
2. форма - поэзия (допускаются верлибры и свободные стихи)
3. жанр - лирика.
4. объем - от 8 до 32 строк.
5. обязательная строка - необязательна :-)
6. желательные слова - все вами желаемые :-)
7. количество выпадов от одного автора - два.
8. прежние публикации - допускаются, не больше одной, при наличии одной свежей.
9. дополнительные условия - полный разгул фантазии!!!
10. сроки - от 22 января до 6 февраля.
Это город. Еще рано. Полусумрак, полусвет.
А потом на крышах солнце, а на стенах еще нет.
А потом в стене внезапно загорается окно.
Возникает звук рояля. Начинается кино.
И очнулся, и качнулся, завертелся шар земной.
Ах, механик, ради бога, что ты делаешь со мной!
Этот луч, прямой и резкий, эта света полоса
заставляет меня плакать и смеяться два часа,
быть участником событий, пить, любить, идти на дно…
Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!
Кем написан был сценарий? Что за странный фантазер
этот равно гениальный и безумный режиссер?
Как свободно он монтирует различные куски
ликованья и отчаянья, веселья и тоски!
Он актеру не прощает плохо сыгранную роль —
будь то комик или трагик, будь то шут или король.
О, как трудно, как прекрасно действующим быть лицом
в этой драме, где всего-то меж началом и концом
два часа, а то и меньше, лишь мгновение одно…
Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!
Я не сразу замечаю, как проигрываешь ты
от нехватки ярких красок, от невольной немоты.
Ты кричишь еще беззвучно. Ты берешь меня сперва
выразительностью жестов, заменяющих слова.
И спешат твои актеры, все бегут они, бегут —
по щекам их белым-белым слезы черные текут.
Я слезам их черным верю, плачу с ними заодно…
Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!
Ты накапливаешь опыт и в теченье этих лет,
хоть и медленно, а все же обретаешь звук и цвет.
Звук твой резок в эти годы, слишком грубы голоса.
Слишком красные восходы. Слишком синие глаза.
Слишком черное от крови на руке твоей пятно…
Жизнь моя, начальный возраст, детство нашего кино!
А потом придут оттенки, а потом полутона,
то уменье, та свобода, что лишь зрелости дана.
А потом и эта зрелость тоже станет в некий час
детством, первыми шагами тех, что будут после нас
жить, участвовать в событьях, пить, любить, идти на дно…
Жизнь моя, мое цветное, панорамное кино!
Я люблю твой свет и сумрак — старый зритель, я готов
занимать любое место в тесноте твоих рядов.
Но в великой этой драме я со всеми наравне
тоже, в сущности, играю роль, доставшуюся мне.
Даже если где-то с краю перед камерой стою,
даже тем, что не играю, я играю роль свою.
И, участвуя в сюжете, я смотрю со стороны,
как текут мои мгновенья, мои годы, мои сны,
как сплетается с другими эта тоненькая нить,
где уже мне, к сожаленью, ничего не изменить,
потому что в этой драме, будь ты шут или король,
дважды роли не играют, только раз играют роль.
И над собственною ролью плачу я и хохочу.
То, что вижу, с тем, что видел, я в одно сложить хочу.
То, что видел, с тем, что знаю, помоги связать в одно,
жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.