На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
29 марта 2024 г.

Кто отрицает свободу другого, сам свободы не заслуживает

(Авраам Линкольн)

Публицистика

Все произведения   Избранное - Серебро   Избранное - Золото

К списку произведений

"Про победу павших и радость обреченных..."

Пересмотрела фильмы, вспомненные в Ленте - "Более странно, чем в раю" Джармуша, "Облако-рай" Досталя и - неожиданно (ли?) явился третий - "Я тоже хочу" Балабанова.
Почему именно он? - пытаюсь понять...

Странный этот фильм я увидела трижды: впервые в год выхода на экраны (2012), потом - в день смерти режиссера (18 мая 2013), и в третий уже раз - буквально на днях.

Он, кажется, устал снимать кино и спрятался в жизнь, как делал это всегда в публичном пространстве. Все эти кепки-шапки, шарфы, свитера, в которые закутывался Балабанов, по самые глаза, по макушку, в глубины, прочь от чужих любопытных взоров...

Он, кажется, так и решил напоследок - кина не будет, смотрите жизнь, как хочу смотреть её я - бесстрастно, но пристально всматриваться в лица, фиксировать жесты и мимику, слушать шум города и задумчивые песенки обо всем и ни о чем, рефренность которых делает их органичной составляющей городского мира.

Всё просто в этой жизни, всё обыденно, неспешно и буднично. Это не Москва, она заполошнее, суетнее, у нее иной ритм и пластика. "Славный город Питер, что народу бока повытер" живёт по иным законам.

Обстоятельный полумент-полубандит профессионально валит троих и, уходя проходными, деловито добивает четвертого, отползающего от смерти, - работа у него такая, пришел, увидел, убил. Ему теперь ещё в церковь и в баню - мыться-каяться...

Поношенный музыкант идет привычным маршрутом, гудит подобно шмелю... горе выпил до дна... завтра будет война...
День, улица, фонарь, аптека... церквушка, баня, магазин... живи еще хоть четверть века...

Там, в банном расслабоне и начинается рассказ про Колокольню Счастья, там и звучит в первый раз - "я тоже хочу". Хочу - счастья, дороги, ожидания и надежды на скорую встречу, жизни, которая бурлит внутри и бестолково выкипает в пасмурной реальности.

Для компании нужен третий, а третий в неволе. И они идут выручать Фокса с кичи, им и это не в лом, умелым, ловким и бесстрашным, согретым балабановским юмором, богатырям современности.

Наконец, все в сборе, - поехали, оседлав черный Land Cruiser, поехали буднично и деловито, точно на рыбалку собрались или за город на шашлыки. Достало всё мужиков, остохренело - лабать, убивать, жить... Тягомотина повседневности взяла за глотку свирепой лапой.

А где-то стоит же она, Колокольня Счастья, маковкой в небе, крылечком в земле, в запретной и запертой зоне, измученной радиацией и вечной зимой. Счастье, его пытать надо, оно заслужило, оно не дается-не сбывается, ускользает... вот они и попытают, добравшись-дорвавшись до самой его сокровенной сути и обители.

Но сиротливым сквозняком тянет из тесных дворов и рядом с маленькой часовенкой такими бесприютными детьми кажутся лихие богатыри, но зачем-то тащит за собой освобождённый третий полуживого старика-отца...

И в тесной прихожей его аккуратный кореш задумчиво тасует колоду, отражаясь в зеркалах. Двери распахнуты, карты скользят на пол, закончены игры с судьбой.

Ещё будет квартира бандита-мента, где Рыцарь Печального Образа, грустно взирающий на быстрые сборы, напомнит о прошлом и прожитом.
Дон Кихот - мент - бандит...
Дон Кихот - солдат - мент...
Торг уместен, возможны варианты...
Но и это уже неважно, всё отринуто, всё брошено - "я тоже хочу".

На пыльной обочине их ждёт Любовь - недотёпистая проститутка с философским факультетом в анамнезе, восклицающая то же, что и все. Её скоро высадят, потому что впереди блокпост, где сурово и честно в последний раз предупреждают - назад никто не вернётся.

И расстаются богатыри с Любой-Любовью, отзынь! - говорят, не женское это дело - нагишом за счастьем бегать, девушка ты ядрёная, а зима впереди - ядерная, и до Колокольни ещё пилить и пилить.

Но настойчивая Любовь рвется за шлагбаум - она тоже хочет! не подходите к ней с вопросами! - и очень по-русски, по-руслановски несётся по белым снегам - суди люди, суди Бог, как же я любила...

Горит в темноте костер, греют руки и души уставшие люди, собираясь в последнюю дорогу. Библейские блудница и мытарь, воскрешенный Лазарь и музыкант Давид. И где-то во тьме бродит, знающий всё обо всех, Апостол Петр - владеющий ключами от рая мальчик-пророк. От Балабанова всегда ждёшь метафор и скрытого смысла.

Но в этой истории все удивительно ясно и прозрачно, нет никаких подтекстов, есть просто люди, которые просто хотят счастья.

Однажды жена Мандельштама, уставшая от бесконечных страхов, подозрений, ожидания ареста и высылки, в сердцах попеняла мужу, - что же это мы, Ося, так несчастливы!
И тут же услышала в ответ - кто сказал тебе, Наденька, что ты должна быть счастливой?

И в самом деле, кто им сказал?

Кто сказал нам всем, что счастье - явление непременно дОлжное быть в нашей жизни? Почему мы его так жаждем? Потому что нет ничего важнее и желаннее?
Потому что каждый хочет и ждёт прежде всего - счастья, а уже потом - всего остального, но как-то так замысловато устроена жизнь, что именно счастье приходит к нам в последнюю очередь или не приходит вовсе...

Нервная тревожная музыка вплетается в историю, бормочет слова тающий голос - ждет? верит? не верит? - и нет ему покоя и радости, нет откровения в монотонном круговороте фраз, нет ответа...

И сам Балабанов, сидящий у Колокольни, баюкающий сломанную руку Режиссер, замыкает круг, подтверждая возникшее в самом начале ощущение - это не кино.

Это жизнь, в которой счастья хотят и ищут все и всегда, мешая грехи с надеждами и отчаяньем, в которой у любого, собравшегося в последний путь, абсолютно белые - только тапочки на ногах.

А Колокольня, "снимавшаяся" в фильме обрушилась на сороковой день после смерти режиссера. "Солдатиком" ушла под воду и не вернулась. Закрылся портал. Наверное, это было отдельное балабановское счастье, его сияющий рай.

Последнее необходимое пояснение: строчка, вынесенная в заголовок, взята из стиха Александра Непомнящего "Апофатия", вот он -

Рай лежит на остриях копий
Чтоб увидеть, надо сметь ослепнуть
Чтобы понесли как лист сухой ноги
Как прикажет им невидимый ветер

И сырая трава задымится
Под невесомыми углями-ступнями
И пойдут греться звери и птицы
Hе пугаясь огня за следами

Ведь я не верю ни во что...

Ласточка подстреленная в пулю превратится
И найдет охотничка даже в подземелье
Сбросит с плеч свинец и в небо возвратится
В сени к нам с весною принесет веселье

Hоченька бескрайняя съежится в комочек
Ляжет помурлыкать на теплые коленки
Трибунал Сыновний расставит все точки
И хозяина тюрьмы поставят к стенке

Ведь я не верю ни во что...

Лабиринты долгие по дороге к Замку
Только не помеха это для лавины
Hе рисуйте, милые, нам черные рамки
Hас еще не создали - в руках наших глина

Ой, на сон грядущий эти сказочки страшны
Для братцев-пескарей, жизнью умудренных
Скушно тратить время, толковать им напрасно
Про победу павших и радость обреченных

Ведь я не верю ни во что
не верю ни во что не верю
я просто знаю
солнце горит во мне
солнце горит во мне
горит во мне


Автор:Algiz
Опубликовано:02.04.2018 15:19
Просмотров:4757
Рейтинг:125     Посмотреть
Комментариев:4
Добавили в Избранное:5     Посмотреть

Ваши комментарии

 02.04.2018 20:08   Pro  
про колокольню не знал... знаково
про стих внизу. не нашел в его теле заглавия текста, а говорите, он оттуда...
Балабанов... он даже объективней, чем нужно. он отстранен донЕльзя... Я всегда задавал вопрос себе про него, а можно поднимать некоторые темы с такой степенью наблюдения со стороны?
 02.04.2018 20:53   Algiz  Строчка - седьмая снизу, Pro, она там хитро затаилась )
Да, балабановская отстраненность сродни отстраненности снайпера или хирурга. Помню, в Закрытых показах на Первом это даже раздражало - на глазах кепка, нос в воротник, обширная борода... сам в себе, как зверек в норе. И камера у него такая же - холодная, операционная. Думаю, ему много чего было можно, только цена за эту степень непомерная...
Вообще, непростой человечище, многоэтажный и многоподземный.
 03.04.2018 18:48   Pro  ай, увидел в ленте ответ днем... а оповещалки на почту мне перестали приходить (( Сейчас проверил... больше половины ответов не пришло за последнее время (((
да. насколько лишь отображал, не отражая своего отношения, настолько через себя пропускал на самом деле.
 03.04.2018 22:45   Algiz  у меня была такая беда с почтой, потом как-то само собой все устаканилось, не знаю почему
а с Балабановым все и всегда почему-то двоится, и даже множится, беспредельная многогранность...

 03.04.2018 14:42   ArinaPP  
Может неправильно, но вот как-то меня боком вывезло.
...а потом опали страсти,
как истлевшие одёжки,
и тогда пришло к нам счастье
посидеть перед дорожкой.
То что мы всю жизнь искали -
оказалось тишиною.
Тик да так - со стенки в зале,
тихо так, как ночь с апноэ.

Прочитала Ваше с большим интересом. Даже вот ассоциация какая-то боковая возникла. Спасибо!
 03.04.2018 14:46   ArinaPP  После "счастье" тире пропустила, а без него не понятно.
 03.04.2018 22:50   Algiz  очень даже понятно! спасибо вам за это!
 03.04.2018 22:49   Algiz  это очень верно вы угадали, Арина! там в фильме именно посиделки у костра чем-то самым важным бередят душу... именно - тишина и ожидание, и надежда на счастливый исход... как дети сказку слушают, так они слушали тишину

 03.04.2018 16:34   Tebura  
Помню, помню, фмдшный такой фильм...
Не представляю, что будет, когда сотрут с лица земли все развалины и заменят новоделом. Ну да авось на наш век порталов хватит...)
А Апофатию можно и послушать) https://www.youtube.com/watch?v=0bf6RbKzF-w
 03.04.2018 22:58   Algiz  Слушать лучше на сайте - https://www.nepomn.ru/index.php
Хотя и там звучание ужасное, не было просто хорошего аппарата. И записей хороших фактически тоже нет.
У меня был период, когда я за пару недель переслушала на "эмпэтришке" все его десять альбомов подряд. Это жесть такая... никогда больше! тока тексты читаю )

 09.05.2018 13:51   SamarkandA  
получилось! с пятой попытки, но сработало - забрала)
 09.05.2018 14:10   Algiz  Очень рада, что и вам это близко, Самарканда! И вообще вам очень-очень рада!

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Произведение Осени 2019

Мастер Осени 2019

Камертон