На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
2 июня 2025 г.

Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность

(Иммануил Кант)

Публицистика

Все произведения   Избранное - Серебро   Избранное - Золото

К списку произведений

Стихи и проза

Вот два суждения. Одно Пушкина А. С., другое Пастернака Б. И.
В «Графе Нулине» Пушкин заметил в скобках, как бы мимоходом: «презренной прозой говоря». В свою очередь, через четыре года после создания романа «Доктор Живаго» Пастернак определил свое отношение к прозе такими словами: «стихи – это необработанная, неосуществленная проза».
Два общепризнанных литературных мэтра – две точки зрения.
P.S. Не берусь судить насколько возраст оказывает влияние на взгляды человека, но мне представляется уместным заметить, что Пушкин написал «Графа Нулина» в двадцать семь лет, а Пастернак высказался вышеприведенном образом о поэзии, когда ему было шестьдесят девять.


Автор:Glimpse
Опубликовано:26.05.2025 21:40
Просмотров:141
Рейтинг:65     Посмотреть
Комментариев:6
Добавили в Избранное:1     Посмотреть

Ваши комментарии

 27.05.2025 10:09   marko  
Классикам следует быть менее распущенными и не играть словами. Будучи на десять лет младше господина Пастернака и на тридцать старше Пушкина, смею полагать: поэзия не проза, а проза не поэзия. Вот и всё. И неча их друг через дружку определять.
 27.05.2025 13:10   Glimpse  Вот и третье суждение!

 27.05.2025 15:41   SukinKot  
Слова обычно имеют несколько значений. То же самое такие слова, как стихи, поэзия, проза. О какой презренной прозе говорил Пушкин? Он ведь, "презренной прозой говоря" на прозу не перешел - там все записано в рифму и в размер. То есть поэт имел в виду под прозой не форму, отличную от стихотворной, а прозаичность смысла слов: "В деревне скучно: грязь, ненастье, осенний ветер, мелкий снег
да вой волков". Странно подозревать автора Повестей Белкина в нелюбви к прозе - он один из лучших отечественных прозаиков.

 27.05.2025 16:39   SukinKot  
Если уж всерьез говорить об отношении Пушкина к прозе, то, наверное, надо читать его критические заметки.
"Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат. Стихи дело другое (впрочем, в них не мешало бы нашим поэтам иметь сумму идей гораздо позначительнее, чем у них обыкновенно водится)"
(О прозе)
Как видите, Пушкин вовсе не презирает прозу, а напротив, считает что в прозе требуется больше мыслей, больше интеллекта. В некотором смысле, он даже превозносит прозу над стихами.
 27.05.2025 19:06   Glimpse  Не во всем с Вами согласен. По моему мнению, куда важнее глубина, что в прозе, что в стихах. С этой точки зрения куда как замечателен Набоков.
 27.05.2025 19:11   SukinKot  Не понял, со мной или с Пушкиным?)
Своего мнения о прозе я вроде не озвучил, я лишь написал, что Пушкин к прозе относился серьезно. Насчет глубины, надо уточнить что под нею понимается.
 27.05.2025 19:23   Glimpse  В прозе очень важно, что закладывает автор между строк, ИМХО, конечно.
 27.05.2025 22:59   SukinKot  Ну, то что есть что-то между строк или этого нет - вопрос спорный. Может автор и не собирался ничего поместить между строк, просто читателю так показалось. Я бы глубиной назвал нечто другое, как раз то что Пушкин называет мыслями. Скажем так, поверхностная литература - это или чисто развлекательная, или та, в которой автор пишет банальности. А вот литература, где автор дает какие-то интересные мысли или интересный взгляд на жизнь - это уже некая глубина.
 28.05.2025 12:36   Glimpse  Ничего не имею против двух последних предложений.

 28.05.2025 00:24   aleexiy  
Спасибо за то, что поставили этот вопрос. Но противоречия нет. Пушкин говорил об "одухотворённости", а Пастернак о трудоёмкости. Я так думаю.
 28.05.2025 12:34   Glimpse  Пожалуй, я соглашусь.

 28.05.2025 22:37   Rusalka  
А я думаю, поэзия ближе молодым, а людям постарше - проза. Но не всегда) Хотя, мне больше нравятся стихи с годами. )
Ну и мастак ты вопросы ставить)))
 29.05.2025 07:13   Glimpse  Да, это попахивает провокацией))

 31.05.2025 13:22   aerozol  
Спасибо. Очень верные мысли, но, увы, неточные.
Оба правы.
Просто поэзия и проза суть разные элементы осмысления мира.
И ничего с этим невозможно сделать.
Физики и лирики, Роналду и Месси..
Разные мировоззрения.
Я лично на стороне Пушкина, а именно Пастернак прозаичен во всех своих стихах.
Да, за исключением..
Алгеброй гармонию — суть его идея.
 31.05.2025 21:23   Glimpse  По всей видимости, что в прозе, что в стихах, главное отразить свое стремленье к совершенству.

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Произведение Осени 2019

Мастер Осени 2019

Камертон