На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
2 мая 2024 г.

Стих не есть созданье поэта, он даже, если хотите, не принадлежит поэту

(Иннокентий Анненский)

Матчасть

Вернуться

Афоризм

Не следуйте туда, куда вас ведет тропа.
Вместо этого идите там, где нет никакой
тропы, и оставьте след.
Роберт Фрост

Господь любит всех. Особенно прощать непрощаемое и воспитывать неисповедимыми методами: никогда не угадаешь, что взбредет Ему в голову применительно к данному конкретному рабу божьему в данной конкретной ситуации. Но особенно любит Он упоротых романтиков и всякую пьянь, отчего у них и море по колено, и по гудрону без тапок, и с девятнадцатого этажа легким испугом, и даже Библия отдельная — Книга афоризмов.

Господь любит всех

Так вот, голуби мои, на чем хочу заострить внимание. Гражданина Фроста с его романтическими советами (см. эпиграф) следовало бы отправить года на три в Соловки как провокатора, вредителя и врага народа, ибо его стилистически отточенный пафос есть по сути призыв к членовредительству и суициду, адресованный психически неустойчивой части населения. Во-первых, тропы не с кондачка проложены. Во-вторых, след надо оставлять в строго отведенных для этого местах, ибо след на газоне выглядит противоправно, на минном поле — грустно, а на поверхности трясины вообще никак не выглядит, покойный мистер Стэплтон не даст соврать.

Пристрастие к афоризмам и всякого рода народным мудростям, отношение к ним без должного скепсиса чреваты увечьями и разочарованиями. Сколько ни восхищайся законченностью формулировок, сколько ни любуйся изысканной патетикой и емкой лаконичностью — спорности жанра никто не отменял. Афоризм или пословица сродни мошенническому звонку с ограниченным набором предложений: ты либо ведешься и следуешь навязанному алгоритму прямиком до сокрушительного фиаско, инфаркта и нищеты, либо позволяешь себе усомниться и остаешься при своих, избежав ненужных приключений, укрепив самооценку и посрамив злоумышленников.

Но нам стремятся внушить обратное. «Скепсис — ржавчина души, он не способен к созиданию, его удел — разъедать», — сказано, между прочим, монументальнейшим Борисом Васильевым, автором повести «А зори здесь тихие» и сюжета «Офицеров». Трудно не принять на веру, но если, почтительно внимая авторитету, все же оставить мозг включенным, то рано или поздно признаешь: как раз именно скепсис — самое действенное лекарство от глупости, а стало быть, созидательное начало в нем таки имеется. И не ржавчина он, но броня, и разъедает он исключительно ржавчину, сберегая живую плоть.

Принимаемое на веру утверждение о том, что в ногах правды нет, не подкреплено ни доказательствами, ни данными Росстата, ни результатами соцопросов. На самом же деле это завуалированная попытка ослабить нашу с вами бдительность. А подрасстегни-ка бушлатик, вот тебе стопочка под огурчик, автоматик в сенцах на гвоздик повесим... и вот ты уже валяешься в тех же сенях связанный и с кляпом во рту, а на дворе скрипят по снегу сапоги гестаповского патруля. Про ноги, кстати, я слышал и прямо противоположное: мол, ноги кормят волка. Вот я и интересуюсь, голуби, как же это они его кормят, раз в них правды нет?

Отмотав два десятка лет в электричках, из которых почти половину — спя в стоячем положении, я лично убедился: правды в ногах никак не меньше, а то и больше, чем в окаменевшей от двухчасового сидения заднице.

Что там у нас еще из сомнительных теорем? Как показывает практика, кто не работает, вполне себе ест, и прежизнерадостно. Не знаю, как там в европах, а в России это известно даже дошколятам. И классики на это указывали: «В этот день бог послал Александру Яковлевичу на обед бутылку зубровки, домашние грибки, форшмак из селедки, украинский борщ с мясом 1-го сорта, курицу с рисом и компот из сушеных яблок».

Или вот еще про старого коня, который якобы борозды не испортит... Да, не испортит, но лишь при условии, что животное четко сознает границы борозды. Знавал я одного коня, занимавшегося координацией большого ежегодного проекта. Пока делает свое координационное дело — вполне себе полезная скотина. А чуть дашь волю — копыта веером, пахарей поучает, на сеятелей орет да председателю названивает. Недавно велел выбросить в каталоге одну «с» из слова «рассчитать». То есть еще и грамотный. Беда... Так прямо живьем в борозде и закопал бы.

Лично я предпочитаю пользоваться крылатыми выражениями. Да, они жестко привязаны к конкретной персоне, контексту и произведению, но несут в себе в разы больше смыслов, оттенков, аналогий и вариантов использования в самых неожиданных ситуациях. В афоризме такого не бывает в принципе — он всегда давит — и собственной безапелляционностью, и авторитетом автора, тогда как его универсальность допускает любое значение вплоть до противоположного. Что в конечном счете делает сей жанр не более чем удобным и недорогим орудием пропаганды.

Берем навскидку мысли великих. Олдос Хаксли: «Преимущество патриотизма в том, что под его прикрытием мы можем безнаказанно обманывать, грабить, убивать. Мало сказать, безнаказанно — с ощущением собственной правоты». Вынимаем из золотой рамки. Смываем лак. Отколупываем штрих-код. Очевидно, что ключевое слово здесь «патриотизм», оно играет роль переменной, в которую можно подгрузить что угодно: демократию, религию, прогресс, мораль, состояние аффекта, — поиграйтесь: машинка будет работать в любом случае. И мало кто вспомнит, что патриотизм — это, вообще-то, «любовь к родине, преданность ей и готовность к жертвам ради нее». Потому что какой-то олдос так не считает.

Быть может, не всякого олдоса стоит слушать?

Категоричность афоризма прямо пропорциональна мощности авторской харизмы: ну как может Хэмингуэй сморозить глупость? разве способен на ошибки Конфуций? разве может быть не прав нобелиат Бродский!.. Средь шелеста лавровых венков, в сиянии нимбов и музейной белизне мрамора не всякий припомнит, что наиумнейший из умников в первую очередь человек, а человеку, знаете ли, свойственно. Даже наиумнейшему. Да чего уж там — даже мне!

«Никогда не мстите подлым людям. Просто станьте счастливыми. И они это не переживут», — наставлял добрейший Юрий Владимирович Никулин. Ой ли? Счастье ведь штука индивидуальная. Вот я, к примеру, пока подлым людям не отомщу, так не то что счастья не испытаю — кушать не смогу.

«Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой — отражающиеся в ней звезды», — тот, кто видит только звезды, не понимает потом, откуда взялись все эти говны на башмаках. Кстати, именно слова рождают в душе моей смутное подозрение: уж не был ли могучий старик Иммануил идейным предшественником вышеупомянутого провокатора Фроста? Конечно, при желании в луже можно углядеть и печального головастика, и позавчерашнюю соплю, но вот разглядывание звезд через лужу есть дурь несусветная и не лучшим образом сказывается на внутренней эволюции. На что, насмехаясь над своими оппонентами, недвусмысленно указывал коварный колдун Вильгефорц в известной саге Сапковского о ведьмаке Геральте: «Ты перепутала небо со звездами, отраженными ночью в поверхности пруда». И был в большей степени прав, нежели Кант, потому что смотреть на звезды, товарищи, правильнее все же через небо, а не через лужу.

А главное, своими глазами.

 

Автор: Валерий ВОЛКОВ («Решетория»)
Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту
Камертон