На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
29 марта 2024 г.

Бездарность никогда не откажется от критической деятельности уже потому, что не сознает себя бездарностью

(Дмитрий Писарев)

Анонсы

23.05.2011

Шорт-лист недели 13–20.05.2011: Соловьи из орешников

А потом, когда бесконечно большое уже равно бесконечно малому, происходит взрыв. И рождается вселенная...

                 Музыкальная открытка

                 СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 13–20.05.2011:

 
 
                (Номинаторы: white-snow, ArunaLeof)
                (6: Kinokefal, IRIHA, ArunaLeof, SukinKot, JazzCat, white-snow) 
 

                Что тебе там живется без музыки, пепельный сон?
                Что ты помнишь о глупости? (Впрочем, зачем это помнить...)
                Близорукого мая — как бабочки с бабским веслом —
                мы слетимся поплавать в открытке, простой, как икона
                масс-культуры «поздравить»... 

                Я вспомню.
                Так будет честней,
                хоть честнее — табло невозврата в бориспольском небе... 

                ...чешуя шоколада.
                Крошение долек-частей.
                Бузина под глазами. Босыми. Как раненый стебель...
                Вещество «...», существо и ручной фортепьяновый фон... 

                ...мы — печаль и руда на нужде наждака рыболова,
                в двух холодных сачках.
                мы — две рыбы с глазами ворон
                и бессмертьем грифона в одном неслучившемся слове. 

                У тебя там — дождливая азбука крика гусей
                (перелетных, железных) и схватки немытой посуды...
                У меня здесь — лягушки без царства, зеленый бассейн,
                и на парочку метров фальстарт затянувшихся суток. 

                И вокзальная память в гербарии вечных цветов
                (тех, зеленых, — ты помнишь? — до нас и внутри нас, до смайла...)
                И мосты над днепрами, накрытые, будто бы стол —
                фонарями, кругами метро, прохудившейся сталью
                темноты, из которой по имени — больше не бу... 

                Разве лишь — колдовать, — это больше, нужнее и чище —
                чтобы воздух с водой не хватали, не терли стопу,
                чтобы ветер с песком не смывали зарубок с вещичек, 

                чтобы там, где на снах, как на яйцах, кукушки сидят,
                под резиновым солнцем на туч инвалидной коляске,
                темный мальчик на веточке нес гнезда памятных дат
                в свою нору, где люди — как воздух, а воздух — без масок, 

                где растут соловьи из орешников нежности, где
                нет сачков, и рыбёхи свободно стучат плавниками
                и не тонут,
                и музыка входит в пра-музыку тел
                и дается погладить руками. 

ArunaLeof: Через это стихотворение я пробиралась долго и упорно. Будто карабкалась на Эверест. И шикарный вид, который открылся на вершине, того стоил. Извиняюсь за пафос, но ощущения именно такие. Каждому хоть раз снился такой сон, когда места меняются как кадры кинофильма, когда все вокруг перемешивается, и ты меняешься вместе с окружающим миром и считаешь, что все так и должно быть... а иногда ты словно надо всем этим Бедламом и просто наблюдаешь. Мне это стихотворение представляется именно таким сном. Здесь «Мы» слетаются в открытку и начинают свое путешествие, свои метаморфозы. Они в каждом слове, в каждом образе, которые (повторяюсь) у Фиалки необыкновенные. Темп всех этих сонливо-бредовых изменений нарастает к концу стихотворения, и ты вместе с автором поднимаешься все выше и выше и уже можешь охватить картину целиком. И кукушек, высиживающих сны, и резиновое солнце, и мальчика на веточке, и соловьев, растущих из орешника... Образы словно прессуются. А потом, когда бесконечно большое уже равно бесконечно малому, происходит взрыв. И рождается вселенная. Как всегда после прочтения стихов Сумире. Спасибо ей за это. 

white-snow: Сон и музыка, музыка во сне или музыка сна? Этот вопрос не стоит задавать, каждый вопрос в этом стихотворении — недоумение, растерянность. Автор иногда задает себе вопросы, но воспринимая их как события, происходящие во сне, тщательно собирает для своего гербария памяти. Однако все экспонаты этого гербария рассыпаются на тысячи крошечных былинок, шорох которых воссоздает некую имитацию приглушенного шепота музыки. Это в начале пепельный сон, бориспольское небо — среда обитания чешуйчато-шоколадных рыбин с глазами ворон, а потом звуки становятся тяжелыми камнями, из которых Автор возводит в вакууме иллюзий под названием «ожидание» неприступные баррикады:

                ...чешуя шоколада.
                Крошение долек-частей.
                Бузина под глазами. Босыми. Как раненый стебель...
                Вещество «...», существо и ручной фортепьяновый фон...

События, произошедшие в рыбьих глазах, уплывают в безвоздушное пространство, где начинается мимолетный, ничего не значащий, на первый взгляд, диалог. Диалог, нужный двум рыбам, живущим на разных континентах, разными мечтами, противоположной музыкой. Открыточный диалог, прячущий под тяжелыми фразами легкость снов, снов, в которых можно смотреть в глаза друг друга и видеть в них ушедшую музыку летящих птиц. Но обратная сторона открытки — картинка с видом на...

                И мосты над днепрами, накрытые, будто бы стол —
                фонарями, кругами метро, прохудившейся сталью
                темноты, из которой по имени — больше не бу...

Музыка начинает минировать фрагменты памяти, но вместе с тем не выступает одиночным палачом, действующим по собственному наитию. Автор украдкой, незаметно для себя, строит лавирующие, ускользающие от восприятия лабиринты, множественную окольцованность снов-птиц в попытке проследить, куда улетят они или даже приручить одну из них, сделать ее своим маленьким комочком надежды. И музыка становится петлей — мосты, метро, круги постепенно сжимаются, нарастает тревога.

                чтобы там, где на снах, как на яйцах, кукушки сидят,
                под резиновым солнцем на туч инвалидной коляске,
                темный мальчик на веточке нес гнезда памятных дат
                в свою нору, где люди — как воздух, а воздух — без масок

Но так ли это на самом деле, превращается ли сон в удушливый кошмар, или Автор нарочно делает ставку на скорейшее выздоровление туч-инвалидов, чтобы рассечь кольца, круги, лабиринты, чтобы заминированная память сдетонировала от одного лишь легкого прикосновения музыки и заиграла в перевернутом небе по ту сторону воспоминаний. Желание избавиться от сна, отдать или подарить его кому-нибудь или все же отправить в той самой открытке, где уже вместо музыки вложена нежность, размывающая берега снов и границы желаний:

                где растут соловьи из орешников нежности, где
                нет сачков, и рыбёхи свободно стучат плавниками
                и не тонут,
                и музыка входит в пра-музыку тел
                и дается погладить руками.

Укрощенная, ластящаяся музыка — казалось бы, сон достиг «желаемых результатов», но так ли это? Невозможно.

 
                Итоги 
 
                ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 13–20.05.2011:
 
 
                2. Ксана Василенко. Итоги
                (Номинаторы: Rosa, Serjan)
                (5: Serjan, Karlik-Nos, Rosa, Helmi, Ed) 

ArunaLeof: Пейзаж написанный очень нежными и, в то же время, яркими красками. Интересные образы, прекрасная ритмика, удачные рифмы (исключая «прав/никогда», что это?)... но, к сожалению, уже второй раз мне нечего сказать, кроме того, что стихотворение «хорошее» и «милое». Я люблю читать стихи Ксаны вслух. Они у нее объемные. Их надо видеть, слышать и чувствовать. Но здесь этого 3D-эффекта нет. Может, потому что я не очень люблю пейзажную лирику, а может, просто чего-то не поняла. С уважением к автору и ее большому таланту.

 

                3. Volcha. Размышления об «Осенних мотивах» (на ola «Осенние мотивы»)
                (Номинатор: pesnya)
                (4: pesnya, Lju, Sarah, ole) 

ArunaLeof: Прочитала и подумала: «Ах...». И все. Меня нет. Я уже размышляю о вселенски важных вещах и о личных мелочишках, которые не имеют отношения к стихотворению, но думаться о них стало именно после этого творения Волчи. Это не Фиалкина волшебная страна с кучей неповторимых образов. Это соседняя квартира полная простых и жизненно важных истин. Ничего сверхъестественного, но именно это я считаю самым важным в поэзии. Когда что-то давно знакомое и привычное заставляет твои внутренности переворачиваться, а мысли текут и текут... Немного повредничаю: не понравились «ноздрюшки». Нет, они отлично вписываются, но лично мне не импонируют.

 
 
                4. tamika25. Точка доступа
                (Номинатор: JZ)
                (1: TheNosikov) 

ArunaLeof: Простите меня автор и все, кто оставил восторженные отзывы о произведении... Не считаю я, что это «нетленка» и «превосходный стиш». Но и противоположного не утверждаю. Стихотворение очень... мммм... Милое. Вот и все, что хочется о нем сказать. Милое, как красивый бантик на подарочной коробке. Или котенок, спящий в плетеной корзинке. С чисто технической стороны не понравился переход в последней строфе с АБАБ на АББА. И строка «Лишь “точка доступа”, как заклинанье» вылетела из размера и утащила меня за собой уже на финишной черте, пришлось начинать заново.

 
 
                ОСТАЛИСЬ В НОМИНАНТАХ:
 
 
                5. sumire. Тем же
                (Номинатор: white-snow) 

ArunaLeof: Не изменяющая себе прекрасная Фиалка. Только она умеет так написать об этих самых двоих, о которых, казалось, и сказать-то уже нечего. А вот же... ни одного банального образа, как будто читаешь совершенно новую историю. Перебиторубашечьи, зажмуренные кулаки, поперхнувшийся приемник и прочее-прочее-прочее. Sumire художник. И читая ее картины, я порой перестаю дышать. «Тем же» не совсем типично для автора. Здесь она более нежная, женственная, ранимая. Как резонер смогла зацепиться только за строку «... страусята, котята, слоники, кенгуру...», смысл которой для меня оказался загадкой. Эти зверьки не вписались в то, что возникло у меня в голове, они в этом мире какие-то инородные... в отличие от присутствующей там же чуть выше обезьянки. А еще я бы придумала какую-нибудь премию для поэтов, которые могут взять совершенно неромантичный предмет и возвысить его до уровня звездного неба, бездонного океана и букета благоухающих роз. За «ромашковый гладкий спонж» Фиалке от меня низкий поклон=) Вот такой из меня никудышный резонер. Сплошные восхищенные ахи.

 
 
                6. petrovich. Дон Гуан
                (Номинатор: natasha) 

natasha: Твердый, волевой, холодно разумный Командор нес в себе и великую страсть, может, и сам того при жизни не осознавая. «Окаменеть и ждать, и молча быть, тая под камнем бешенство и веру...» И так велика была эта страсть, что и в камне она сохранила искру жизни. «Мечись, как бес, последний огонек, безумный взгляд вперяй в безумье ночи». Была ли эта любовь к Донне Анне. Нет. Анна только символ этой страсти, страсти овладеть, подчинить, познать ВСЁ. (Та же страсть владеет и Гуаном, и для него Анна лишь символ). Вот, вот, соединятся руки и погаснет этот последний бесовской?) огонек в Командоре и мрамор омертвеет навечно. Погаснет и жизнь (бесовская?) Дон Гуана. Схлестнулись две мужские воли, два мировоззрения, мироощущения, два «метода» познания мира, лед и огонь, монолит — «сплошность» и подвижные «сколки», мертвый камень и живая мякоть. Итог: Ничто. А может быть, есть третья субстанция — бессмертная, всепрощающая, всё любящая душа — женщина — Анна? (Петрович, может так?)

 
 
                7. petrovich. Командор
                (Номинатор: natasha) 

natasha: Петрович на этой неделе представил два больших, серьезных связанных между собой стиха. «Дон Гуан» и «Командор». Вероятно, кажущиеся (имхо) архаичность формы и сурьезность :) содержания помешали вникнуть в них и отозваться так, как, по-моему, они того заслуживают. Не знаю, как кому, а мне всегда интересны, такие «ремейки» (вариации?): точно встречаешься с друзьями, кроме того, в них особенно хорошо виден автор. Не буду вдаваться в перетолковывание этого интереснейшего философского спора (содержание довольно ясное), а скорее, почти дружеской беседы. Отмечу только, что оба «мужука»:) понравились необыкновенно: юный, легкомысленный, философствующий Дон Гуан, умудренный, страдающий, но какой-то теплый к Дону Гуану Командор. Мне показалось интересным то, что Дон Гуан и Командор беседуют не о Донне Анне (она их обоих мало волнует), а как настоящие мужчины :) они философствуют, причем живы они оба: каменный Командор, как ни странно, жив жизнью камня, «мертвой» материи, которая была живой, Дон Гуан — живая материя, которая, вот-вот, станет мертвой, но которая тоже, в каком-то смысле, останется «живой». Не знаю, можно ли в данном случае номинировать оба стиха, как «диптих», но если, нельзя, то тогда номинироую прелестного «Дона Гуана» (конечно же). 

ArunaLeof: Согласна с natasha: эти два произведения стоит воспринимать как диптих. Две души. Два мира. Очень цельные произведения. Основательные. Как камень. Ну а в остальном... Я почему-то вспомнила свои актерские дни в театре. И наш спектакль по «Эдипу» Софокла. Как нас учили видеть в этом сложном, нерифмованном, порой кажущемся бессвязным тексте поэзию... И мы видели. Путем долгих репетиций, построчных разборов и изучения истории. Мы пели стасимы и понимали их, дрожали от осознания этой трагедии. Я попыталась применить этот метод здесь, потому что первое впечатление от текстов такое же как от Софокла — «ни черта не понимаю и вообще читать неохота». Но, учитывая, что сейчас я одна-одинешенька, без театральной труппы и, естественно, без умного и всезнающего режиссера, результат почти нулевой. Я осилила тексты. Поняла, о чем они. Мне даже понравилась идея и некоторые образы. Я почувствовала невероятную силу автора и его Слова (именно так, с большой буквы). Его стиль. Но все мимо кассы. Я не знаю как воспринимать эти тексты... Даже ни одной цитаты не могу привести, потому что все они стоят перед глазами одним пятном... Прошу прощения у автора и его поклонников. Видимо, я еще не доросла, не дожила, не дочувствовала. Снимаю шляпу. Меня загнали в угол, я сдалась. Копаться и искать мысли и умные фразы об этих творениях не буду. Извините за театральные отступления и противоречивость всего сказанного.

 
                Командор 
 
                СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ 13–20.05.2011:
 
                Номинировано: 7
                Прошло в Шорт-лист: 4
                Победитель: sumire
                Чудо-лоцманы: white-snow, ArunaLeof
                Голосовало: 16
                Чадский: ArunaLeof

 



← ПредыдущаяСледующая →

31.05.2011
Шорт-лист недели 20–27.05.2011: Так и ушел...

18.05.2011
Шорт-лист недели 06–13.05.2011: Не о самом страшном

Читайте в этом же разделе:
18.05.2011 Шорт-лист недели 06–13.05.2011: Не о самом страшном
11.05.2011 Шорт-лист недели 29.04–06.05.2011: Вот такая сырость
02.05.2011 Шорт-лист недели 22–29.04.2011: Сила привыкания
30.04.2011 И снова женщина. Стихотворение зимы 2010/2011
24.04.2011 Мы с ней одной крови... или Давайте спросим Волчу

К списку


Комментарии

24.05.2011 21:38 | ilonaila

Рыссси, браво!

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Камертон