На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
26 апреля 2024 г.

Тот, кто становится пресмыкающимся червем, может ли затем жаловаться, что его раздавили?

(Иммануил Кант)

Анонсы

29.06.2012

Шорт-лист недели 08–15.06.2012: Птицам — привольно

Как за ночь, после жаркого сухого дня в розеточку листа-травы (название не помню) из воздуха набирается целая капля?..

                Июнь

                СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 08–15.06.2012:
 
 
                (Номинатор: ole)
                (4: ole, Skorodinski, petrovich, sumire)
                (4: Karlik-Nos, afinskaja, Helmi, tamika25)

                Ох, и круто заваривал лето в июне Бог!
                Богородицы травка да милой ромашки цвет
                Так сомлели, что утренний мой венок
                До заката рассыпался. Был и — нет.
 
                ***
                Хоронили Марусеньку (ой, утопилась),
                Причитали, рыдали на все лады.
                И на что ей вдобавок, скажи на милость,
                Столько мутной, соленой, чужой воды?
 
                ***
                Падала в трАву,
                думала: лепо!
                Главное — вот,
                а неглавное —
                там,
                за горизонтом,
                где всякое лето
                птицам привольно,
                но тесно крестам.
 
                ***
                Мама, не спишь? Посмотри, из села,
                Ангел Марусину душу уводит...
                — Это черемуха в ночь расцвела.
                — К похолоданию?
                — Вроде бы. Вроде...
 
Helmi: Ксанины стихи, что роса. В детстве я удивлялась: как за ночь, после жаркого сухого дня в розеточку листа-травы (название не помню) из воздуха набирается целая капля. Чтобы утром мне показать мир, свернутый в тугую, прозрачную сферу и отражение? Тронешь — и скатится... И здесь, в строках Ксаны, слова не дождь, а та самая чистейшая капля. И еще... жить хочется. А писать отзыв — не получится. Что можно сказать о главном, если оно, главное — вот. Только воду лить, а не глазеть с удивлением и осторожностью на лист.
 
 
                Молчание 
 
                ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 08–15.06.2012:
 
 
                2. ole. Парадокс (на турнир)
                (Номинатор: marko)
                (4: pesnya, marko, Max, SukinKot)
                (1: Rosa)
 
Helmi: Миллионы лживых слов рядятся в одежды правды, миллионы правд бьют по мо... кхм, лицу трусливым лжицам и наглым лжецам, а мы всё дергаемся между, и пытаемся выяснить — ЧТО это? Эта амфора тыщу лет лежала, или ее вчера положили. Сотни афоризмов, диссертаций, а толку? Как были свет и тень, так и спорить с классиком — что днем окна занавешивать, или ночью лампочки включать. Любое утверждение станет верным или лживым (ответ у математиков). Оле как всегда умеет найти философское начало в карканьи, скрипе, бряке, и так ненавязчиво, понятно, что афигеть. От многая слова — целая телега печали. Прочное молчание — та же телега, только наезжающая на тебя изнутри. Пишу и думаю: а можно ваще в чем-то быть уверенным? Тютчеву нужно выставить счет за страдания моего рассудка, А Олиной атомной лодке — премию за успешную военную операцию в глубины мысли.
 
 
                3. sumire. Прятки на Роси
                (Номинатор: white-snow)
                (3: white-snow, Sentyabrina, Karlik-Nos)
 
Helmi: Сумире права. И от этой правоты не по-себе. В детских считалочках, побасенках, припевочках, колыбельных- кровная память. Еще есть «ладушки-ладушки», а от «крекер-фекер-бумц» шарахаются местные шмели и лягушки. Не понимают они. Мне эти прятки читать больнее, чем многим, потому что в самой умирают слова родного языка, и я ничего не могу исправить. Увы. Список мертвых языков увеличивается. Русскому это не грозит. Во всяком случае, мы не увидим этого. А вот тающая надежда о сохранении стен, за которыми прятали лицо в ладошки, и тайном уголке в прилеске, где рос огромный папоротник высотой до плеч... Тут каждый выберет свою позицию и отношение. От плача, равнодушного непонимания до злости и радикализма. Стихи могут нахлестать по щекам, проскользнуть за пазуху, желательно — поглубже и побольнее... Главное, чтобы читали те, кому это нужно, кто слышит. И тогда пожужжим еще для идущих за нами. Спасибо, Сумире, за то, что я увидела авторское лето своими глазами и на другой географической широте.
 
 
                4. Nord. Цезарь — Клеопатре
                (Номинатор: tamika25)
                (2: tamika25, Helmi)
 
Helmi: Ах, Норд. Вашему бы быстроходному парусному судну — да специалиста по литературному судостроительству! А тут вокруг барахтается неискушенный юнга, не умеющий отличить тип корабля, и даже при свете дня вряд ли назову технические параметры, сходство-различие корпуса, снастей... Вижу отточенные рифмы, вашу отличительную, несколько прагматичную манеру обходиться без ненужных описаний и прилагательных, почти аскетичную сухость и внятность мысли. И умение не наслаивать образы (объясняя потом читателям, что имелось в виду), а так — высекать из слов нужный размер, длину. Чтобы получилось легкое и лиричное повествование-парусник. Так всегда — многотонная глыба кажется невесомой. Все дело в мастере. А о Цезаре... Пергаментная записка женщине могла стать поводом еще для одной легенды, мифа о спасении. Что еще могло спасти, как не любовь? Мужчины выбирают войну, и если мечтают при этом о женщине, значит все остается по-прежнему. Никакая хронология не нарушит основание существования рода человеческого.
 
 
                (Номинатор: Rosa)
                (1: Rosa)
 
Helmi: Труднее всего писать о стихах, от которых веет смертью. Не коснуться бы хрупких крыльев чужой боли. Это причитание, такое русское, протяжное, с повторами и намеренно долгим поэтичным описанием холода, бесконечный плач горлинки. Мне приходилось слышать настоящих деревенских плакальщиц, о встрече с которыми мечтали бы собиратели фольклора. Они голосили и жалели оставшихся родных и близких. И эта песнь, поминальная, оплакивает не ушедшего (его даже, наоборот, называя ворогом), а оставшихся, жизнь-мороз противопоставляет васильковому лету. Раньше было-наоборот: там — темная река, мрак, а умерших восхваляли. Смешение древнейшей славянской обрядности с христианским представлением о рае, наслоение. Впрочем, не об этом... Знаки и символы в каждой строке причети: горлица — верность, василек — цветок непостоянства, изменчивости, несбывшийся венок по воде... Скорбно. Пожалуй, даже очень, потому что слезы смывают боль, как вода, а здесь — замерзли колючим льдом. Только не соглашусь с оплакиванием живых, даже если там бесконечное лето и радость. И еще не уверена: кто, кроме ворога, ушел, и почему «вы», если горлинка ест здесь кутью. Он и кто-то еще? Оставлю эту непонятку в своей голове, не перекладывая на автора. Перечитала десяток раз, точно. Красиво, по-женски, даже, пожалуй, безупречно по форме. (Эх, кабы умела я еще и о поэтике что сказать.) Мою завороженность ритмом чуть сбили слова «в тисках безумств» и «в цене» (это о рае?). Скупонький на эмоции и сухонький по смыслу, хоть и длинноватый коммент получился, возможно, потому, что все чаще провожая тех, кому еще рано уходить, хочется, чтобы здесь не оставалось зимы.
 
Sentyabrina: Милая Helmi. Спасибо вам. Мне бесконечно приятно ваше видение моих строк, ваше прочувствование их, потому как почти во всем вы правы и прозорливы. Я не стану повторяться здесь об образах, символах (васильке, венке и о прочих). Все, что вы сумели прочесть за ними, абсолютная правда. И выбраны они мною, конечно же, не случайно. Действительно, это — плач, песней-плачем и задумывался (есть и музыка), вернее даже, не задумывался, а просто снизошел в одночасье откуда-то сверху к памятной и слишком болезненной для меня дате. И что удивительно, написалось это все почти без правки, просто текла мысль, перетекая из строки в строку. Иногда такое со мной бывает. Все герои этой истории (Слава Богу!) живы и здоровы. И упаси меня Боже оплакивать живых! В этих строках плач не по лир.герою, не по живому человеку, а по любви к нему (она же — горлинка) и все, что связано с ней (мечта, надежда). Кутья — память, будоражущая, испепеляющая при каждом невольном прикосновении, воспоминании о прожитом. Больно жить без любви, но еще больнее пережить предательство любимого человека и с этим продолжать жить дальше. Сокол, ворог — одно и то же лицо. Залетел в душу соколом, вылетел ворогом. Зима — заледеневшая от горя душа. Рай — лето, с его васильковым лугом (очень личное для меня воспоминание). В цене... Нет, это не о рае. Это о глазах василькового цвета (у меня карие глаза). Почему «на вы»? Да просто человек стал слишком чужим, сторонним и случайным по судьбе. Давайте, перейдем на «вы...», чтоб мне в вас заново влюбиться... — строки из другого стих-я, когда-то мной написанного. Милая Helmi. Благодарю вас за диалог. Рада была развеять все ваши непоняточки. Спасибо вам.
 
 
                6. Ed. Озеро Кабан
                (Номинатор: natasha)
                (1: natasha)
 
Helmi: Редкий изобразительный ряд. И ничего, что это город, которого никогда не увижу (очень далеко), и местный акцент жителя Казани (названия, арык...). Сильный зверь-вода, маленькие жестокие и глупые человечки, строящие и кусающие природу, история — скрытая, молчащая. Сразу пробуждается желание: прежде чем сесть в лодку или отправиться в лес — попросить разрешения стать язычницей, нести жертву, кланяться. И слушаться, слышать настроение и волю воды, неба, земли. Если загремели в генетической цепочке звенья, забегали по крови пузырьки страха перед неуправляемой силой природы, то это — автор «виноват». Словом достучался. Синий-синий хлеб, клыки новостроек, князем... проницает свет, глаз-фонарь — множество точных, неожиданных пятен. И смешение лексики, от «осиянии» до бытового «аж в трамваях» — как сплетение времен и измерений. Так бывает, когда остановишься и впустишь в себя тысячелетие смерчем, спиралью. Надеюсь, это не для красивости, а для соединения времен именно в этом месте, в этот час, и употреблено автором сознательно и ответственно. Такая азиато-европейская смесь, грубовата и изощренна. Знать бы еще контуры-абрисы архитектуры — можно и нарисовать характерный этюд. Не муси-пуси, точно.
 
natasha: Не потому что номинировала. Но внимательно еще раз прислушавшись к себе и к резонеру (блистательному!), скажу. Стих Эда показался самым интересным — глубоким, ярким, оригинальным. Синтез, о котором пишет Хельми («...загремели в генетической цепочке звенья... остановишься, и впустишь в себя тысячелетие смерчем, спиралью не для красивости, а для соединения времен... употреблено автором сознательно и ответственно...»), большая редкость. А какая концовка!
                ...ты лишь желудь в плывущем свинце,
                от июньского ветра
                так случайно сорвавшийся
                с ветки метро на «Кольце»
Имхо. Прошу всех еще раз обратить внимание на этот стих.
 
                Озеро Кабан
 
 
                СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ 08–15.06.2012:
 
                Номинировано: 6
                Прошло в Шорт-лист: 6
                Шорт-вумен: KsanaVasilenko
                Чудо-лоцман: ole
                Голосивших: 15 + 5 ОТ
                Воздержантов: 1 (ilonaila)
                Чадский: Helmi



← ПредыдущаяСледующая →

01.07.2012
Шорт-лист недели 15–22.06.2012: Ресниц исчадья

21.06.2012
Спор с классиком. Итоги турнира № 22

Читайте в этом же разделе:
21.06.2012 Спор с классиком. Итоги турнира № 22
16.06.2012 Шорт-лист недели 01–08.06.2012: В тон Сезанну
11.06.2012 Шорт-лист недели 25.05–01.06.2012: Пчелиная песня
05.06.2012 Пятая ступенька. Итоги турнира № 21
02.06.2012 Шорт-лист недели 18–25.05.2012: О целях поэзии

К списку


Комментарии

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Камертон