|

Отдаваться гневу часто все равно, что мстить самому себе за вину другого (Джонатан Свифт)
Анонсы
16.01.2013 Шорт-лист недели 16–23.11.2012: На страх очень падки ракеты...Вот и «ходишь по кругу», перелистывая всю жизнь, где какие-то мелочи были так важны, а теперь даже как бы смешно, что могло быть что-то важнее мира... 
СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 16–23.11.2012:
(Номинатор: pesnya)
(5: natasha, Sarah, pesnya, ole, tamika25)
дедушкам и бабушкам
Это война, моя крошка, всего лишь война,
Только не бойся — на страх очень падки ракеты.
Хочешь, застынь, как безумная Лота жена,
Или броди по сегодняшним сводкам газеты.
Это война, значит, плюнь во вчерашний успех,
В радость того, что, возможно, случится в полУдень,
В тёплые окна, в дробящийся каплями смех.
Будут встречаться больные бессонницей люди.
Ходишь по кругу, листая внутри каталог —
Было так важно... Смешно. И слеза что водица...
Только сейчас не пойму, как мой дедушка смог,
Ту, в сорок первом, прожить, чтобы мне появиться...
tamika25: Трудно судить о стихотворении на тему войны человека, который сам непосредственно находится в зоне этой самой войны, и ощущает ее потенциальный ужас всеми, как говорится, фибрами... И все же попытаюсь высказать свое мнение о прочитанном. Письмо себе, а посему, автор является и адресатом. И этот адресат — это тот ребенок, который живет у Розы внутри, такой же непосредственный и ранимый малыш, как и в каждом из нас... Она через него уговаривает себя не бояться, ведь «на страх очень падки ракеты». Удачное (по-моему) сравнение с женой Лота, отсыл к сводкам газет — все это рисует нам тревожное состояние женщины-девочки-матери, которой легче застыть, уйти в себя, чем представить ужас того, что не дай Бог, могло бы случиться... На мой взгляд, это самая сильная часть стихотворения. Дальше пошли эмоции, с трудом сдерживаемые словами. Хорошо это или плохо — не знаю. То, что эмоции — это, думаю, хорошо. То, что слова не успели за чувствами — может, и не совсем правильно с точки зрения стихосложения, но все понимается нами на уровне подсознания, особенно нами женщинами-матерями-девочками. Мне, например, не совсем понятно из стихотворения, что же должно случиться в полудень. Но я всей душой пожелала, чтобы в этот миг прекратилась война. А что еще может быть более радостным в той ситуации? Да ничего. И, конечно же, перед лицом войны такими неестественными кажутся «теплые окна», «дробящийся каплями смех», что хочется в них плюнуть и сказать что все это неправда. А правда — вот она: война, «больные бессонницей люди». Как можно спать, когда каждый следующий миг может стать последним? Это страшно себе представить. Еще страшней — пережить. Вот и «ходишь по кругу», перелистывая всю жизнь, где какие-то мелочи были так важны, а теперь даже как бы смешно, что могло быть что-то важнее мира, и от этого «открытия» слезы невольно текут и текут. И понимаешь, как тяжело и страшно было нашим дедушкам и бабушкам в той немилосердной Отечественной войне... И, в заключение, не для того, чтобы придраться, а чтобы уточнить и прояснить одну деталь, хочу сделать небольшое замечание по тексту. Роза пишет: «...как мой дедушка смог ту, в сорок первом, прожить...». Что означает «ту»? Войну, жизнь, лихую годину, еще что-то очень важное? Если войну — то она была не только в сорок первом. Если это какое-то особенное личное событие в период начала войны — надо бы указать. Это, мне кажется, очень существенный момент в стихотворении, и обозначить его безликим «ту», на мой взгляд, просто нельзя. Оно ослабляет эмоциональный накал и вводит читателя в некое заблуждение. Здесь как раз слова немножко отстали от эмоций и переживаний. Надо их собрать до кучи, да... А вообще, я считаю, что это самое сильное стихотворение Розы за последнее время. Написанное душой, без пафоса, со своими личными ощущениями, выражением своего личного отношения к происходящим событиям, оно (стихотворение) является осмыслением на «первичном», если можно так выразиться, уровне войны, увиденной своими глазами и прочувствованной каждой своей клеточкой...

ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 16–23.11.2012:
(Номинатор: marko)
(2: CicadasCatcher, SukinKot)
tamika25: Это стихотворение Сары наполнено разными чувствами: от светлой печали, усталости до безысходности и отрешенности. Часто сменяющиеся образные картинки постоянно держат читателя в напряжении и не отпускают до самого конца. А все, наверное, потому, что происходящее с ЛГ, то, что она думает-вспоминает-переживает — очень близко многим из нас, затрагивает какие-то потаенные струнки, дергает за невидимые ниточки сознания и делает нас сопричастными к происходящему в стихотворении. Образность стихов Сары иногда жесткая, колкая, но каждый раз попадает в цель, как бы бьет наотмашь, не щадя ни автора, ни читателя. Ибо здесь все честно. Здесь нет фальши и самолюбования. Здесь есть поэзия, поэзия любви, грусти, разочарований и еле теплящейся, но, все-таки, надежды...
(Номинатор: nata)
(1: Cherskov)
tamika25: Очень красивое, на мой взгляд, стихотворение в виде цепочки хокку выполнено мастерски и с какой-то трепетной нежностью. Всего лишь тремя стихотворными мазками так удачно передано настроение тоски по несбывшемуся. Очень приятно, что не только выдержана форма хокку, но и наполнена она (форма) глубоким содержанием, красотой и смыслом. Я просто влюбилась в эти белые ветви глицинии, которые текут, струятся, оплакивают. Как замечательно: «цветопадом струятся», «ветви текут, словно слезами»...
(Номинатор: Rosa)
(1: Rosa)
tamika25: Стихотворение Сергея не может оставить равнодушным, по-моему, любого читателя. Выполненное безупречно технически, оно и композиционно составлено мастерски, и по смыслу глубокое, и, я бы сказала — многоплановое. Тема, неоднократно поднимаемая в литературе («Рожденный ползать — летать не может») в стихотворении Сергея раскрыта с несколько неожиданной стороны: а вдруг, может летать? А вдруг, из правила есть исключения? И змей полетел. Вопреки. Отчаянно. Преодолевая трудности, несмотря на возмущения сородичей и недовольство птиц. И теперь ему ничего не остается, как пребывать на нейтральной полосе, между небом и землей. Ни там, ни там его не принимают. Ни там, ни там не нужны герои, не нужны стремления к высотам непознанного, не нужны гении, не нужны яркие необыкновенные натуры... А пока змей мается в неопределенности, попробуем найти ответ на вопрос, заданный автором в конце произведения:
Быть может, и у вас среди знакомых
Есть, странный и смешной,
Воздушный Змей?
СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ: 16–23.11.2012:
Номинировано: 4
Прошло в Шорт-лист: 4
Шорт-вумен: Rosa
Чудо-лоцман: pesnya
Голосивших: 9
Чадский: tamika25 Автор: tamika25
Читайте в этом же разделе: 15.01.2013 Шорт-лист недели 09–16.11.2012: На обручальной нитке ничьих часов... 11.01.2013 Мы выросли и расцепились Итоги турнира № 31 19.12.2012 Сара Зельцер — смотрим полуфинал! 19.12.2012 «OtvertkaFest-2012» приглашает на конкурс обороток 11.12.2012 Заторопилось сердце... Итоги турнира № 30
К списку
Комментарии Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.
|
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Авторизация
Камертон
А.Т.Т.
1.
Небо.
Горы.
Небо.
Горы.
Необъятные просторы с недоступной высоты. Пашни в шахматном порядке, три зеленые палатки, две случайные черты. От колодца до колодца желтая дорога вьется, к ней приблизиться придется - вот деревья и кусты. Свист негромкий беззаботный, наш герой, не видный нам, движется бесповоротно. Кадры, в такт его шагам, шарят взглядом флегматичным по окрестностям, типичным в нашей средней полосе. Тут осина, там рябина, вот и клен во всей красе.
Зелень утешает зренье. Монотонное движенье даже лучше, чем покой, успокаивает память. Время мерится шагами. Чайки вьются над рекой. И в зеленой этой гамме...
- Стой.
Он стоит, а оператор, отделяясь от него, методично сводит в кадр вид героя своего. Незавидная картина: неопрятная щетина, второсортный маскхалат, выше меры запыленный. Взгляд излишне просветленный, неприятный чем-то взгляд.
Зритель видит дезертира, беглеца войны и мира, видит словно сквозь прицел. Впрочем, он покуда цел. И глухое стрекотанье аппарата за спиной - это словно обещанье, жизнь авансом в час длиной. Оттого он смотрит чисто, хоть не видит никого, что рукою сценариста сам Господь хранит его. Ну, обыщут, съездят в рожу, ну, поставят к стенке - все же, поразмыслив, не убьют. Он пойдет, точней, поедет к окончательной победе...
Впрочем, здесь не Голливуд. Рассуждением нехитрым нас с тобой не проведут.
Рожа.
Титры.
Рожа.
Титры.
Тучи по небу плывут.
2.
Наш герой допущен в банду на урезанных правах. Банда возит контрабанду - это знаем на словах. Кто не брезгует разбоем, отчисляет в общий фонд треть добычи. Двое-трое путешествуют на фронт, разживаясь там оружьем, камуфляжем и едой. Чужд вражде и двоедушью мир общины молодой.
Каждый здесь в огне пожарищ многократно выживал потому лишь, что товарищ его спину прикрывал. В темноте и слепоте мы будем долго прозябать... Есть у нас, однако, темы, что неловко развивать.
Мы ушли от киноряда - что ж, тут будет череда экспозиций то ли ада, то ли страшного суда. В ракурсе, однако, странном пусть их ловит объектив, параллельно за экраном легкий пусть звучит мотив.
Как вода течет по тверди, так и жизнь течет по смерти, и поток, не видный глазу, восстанавливает мир. Пусть непрочны стены храма, тут идет другая драма, то, что Гамлет видит сразу, ищет сослепу Шекспир.
Вечер.
Звезды.
Синий полог.
Пусть не Кубрик и не Поллак, а отечественный мастер снимет синий небосклон, чтоб дышал озоном он. Чтоб душа рвалась на части от беспочвенного счастья, чтоб кололи звезды глаз.
Наш герой не в первый раз в тень древесную отходит, там стоит и смотрит вдаль. Ностальгия, грусть, печаль - или что-то в том же роде.
Он стоит и смотрит. Боль отступает понемногу. Память больше не свербит. Оператор внемлет Богу. Ангел по небу летит. Смотрим - то ль на небо, то ль на кремнистую дорогу.
Тут подходит атаман, сто рублей ему в карман.
3.
- Табачку?
- Курить я бросил.
- Что так?
- Смысла в этом нет.
- Ну смотри. Наступит осень, наведет тут марафет. И одно у нас спасенье...
- Непрерывное куренье?
- Ты, я вижу, нигилист. А представь - стоишь в дозоре. Вой пурги и ветра свист. Вахта до зари, а зори тут, как звезды, далеки. Коченеют две руки, две ноги, лицо, два уха... Словом, можешь сосчитать. И становится так глухо на душе, твою, блин, мать! Тут, хоть пальцы плохо гнутся, хоть морзянкой зубы бьются, достаешь из закутка...
- Понимаю.
- Нет. Пока не попробуешь, не сможешь ты понять. Я испытал под огнем тебя. Ну что же, смелость - тоже капитал. Но не смелостью единой жив пожизненный солдат. Похлебай болотной тины, остуди на льдине зад. Простатиты, геморрои не выводят нас из строя. Нам и глист почти что брат.
- А в итоге?
- Что в итоге? Час пробьет - протянешь ноги. А какой еще итог? Как сказал однажды Блок, вечный бой. Покой нам только... да не снится он давно. Балерине снится полька, а сантехнику - говно. Если обратишь вниманье, то один, блин, то другой затрясет сквозь сон ногой, и сплошное бормотанье, то рычанье, то рыданье. Вот он, братец, вечный бой.
- Страшно.
- Страшно? Бог с тобой. Среди пламени и праха я искал в душе своей теплую крупицу страха, как письмо из-за морей. Означал бы миг испуга, что жива еще стезя...
- Дай мне закурить. Мне...
- Туго? То-то, друг. В бою без друга ну, практически, нельзя. Завтра сходим к федералам, а в четверг - к боевикам. В среду выходной. Авралы надоели старикам. Всех патронов не награбишь...
- И в себя не заберешь.
- Ловко шутишь ты, товарищ, тем, наверно, и хорош. Славно мы поговорили, а теперь пора поспать. Я пошел, а ты?
- В могиле буду вволю отдыхать.
- Снова шутишь?
- Нет, пожалуй.
- Если нет, тогда не балуй и об этом помолчи. Тут повалишься со стула - там получишь три отгула, а потом небесный чин даст тебе посмертный номер, так что жив ты или помер...
- И не выйдет соскочить?
- Там не выйдет, тут - попробуй. В добрый час. Но не особо полагайся на пейзаж. При дворе и на заставе - то оставят, то подставят; тут продашь - и там продашь.
- Я-то не продам.
- Я знаю. Нет таланта к торговству. Погляди, луна какая! видно камни и траву. Той тропинкой близко очень до Кривого арыка. В добрый час.
- Спокойной ночи. Может, встретимся.
- Пока.
4.
Ночи и дни коротки - как же возможно такое? Там, над шуршащей рекою, тают во мгле огоньки. Доски парома скрипят, слышится тихая ругань, звезды по Млечному кругу в медленном небе летят. Шлепает где-то весло, пахнет тревогой и тиной, мне уже надо идти, но, кажется, слишком светло.
Контуром черным камыш тщательно слишком очерчен, черным холстом небосвод сдвинут умеренно вдаль, жаворонок в трех шагах как-то нелепо доверчив, в теплой и мягкой воде вдруг отражается сталь.
Я отступаю на шаг в тень обессиленной ивы, только в глубокой тени мне удается дышать. Я укрываюсь в стволе, чтоб ни за что не смогли вы тело мое опознать, душу мою удержать.
Ибо становится мне тесной небес полусфера, звуки шагов Агасфера слышу в любой стороне. Время горит, как смола, и опадают свободно многия наши заботы, многия ваши дела.
Так повзрослевший отец в доме отца молодого видит бутылочек ряд, видит пеленок стопу. Жив еще каждый из нас. В звуках рождается слово. Что ж ты уходишь во мглу, прядь разминая на лбу?
В лифте, в стоячем гробу, пробуя опыт паденья, ты в зеркалах без зеркал равен себе на мгновенье. Но открывается дверь и загорается день, и растворяешься ты в спинах идущих людей...
5.
Он приедет туда, где прохладные улицы, где костел не сутулится, где в чешуйках вода. Где струится фонтан, опадая овалами, тает вспышками алыми против солнца каштан.
Здесь в небрежных кафе гонят кофе по-черному, здесь Сезанн и Моне дышат в каждом мазке, здесь излом кирпича веет зеленью сорною, крыши, шляпы, зонты отступают к реке.
Разгорается день. Запускается двигатель, и автобус цветной, необъятный, как мир, ловит солнце в стекло, держит фары навыкате, исчезая в пейзаже, в какой-то из дыр.
И не надо твердить, что сбежать невозможно от себя, ибо нету другого пути, как вводить и вводить - внутривенно, подкожно этот птичий базар, этот рай травести.
Так давай, уступи мне за детскую цену этот чудный станок для утюжки шнурков, этот миксер, ничто превращающий в пену, этот таймер с заводом на пару веков.
Отвлеки только взгляд от невнятной полоски между небом и гаснущим краем реки. Серпантин, а не серп, и не звезды, а блёстки пусть нащупает взгляд. Ты его отвлеки -
отвлеки, потому что татары и Рюрик, Киреевский, Фонвизин, Сперанский, стрельцы, ядовитые охра и кадмий и сурик, блядовитые дети и те же отцы, Аввакум с распальцовкой и Никон с братвою, царь с кошачьей башкой, граф с точеной косой, три разбитых бутылки с водою живою, тупорылый медведь с хитрожопой лисой, Дима Быков, Тимур - а иначе не выйдет, потому что, браток, по-другому нельзя, селезенка не знает, а печень не видит, потому что генсеки, татары, князья, пусть я так не хочу, а иначе не слышно.
Пусть иначе не слышно - я так не хочу. Что с того, что хомут упирается в дышло? Я не дышлом дышу. Я ученых учу.
Потому что закат и Георгий Иванов. И осталось одно - плюнуть в Сену с моста. Ты плыви, мой плевок, мимо башенных кранов, в океанские воды, в иные места...
|
|