На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
25 апреля 2024 г.

Будущее не невеста, оно не спрашивает, берем мы его или нет.

(Милорад Павич)

Обзоры

15.01.2009

Плоть опечалена...

А кто сказал, что верующий не блажен?..

 

Плоть опечалена, и книги надоели...
Бежать... Я чувствую, как птицы опьянели
От новизны небес и вспененной воды.
Нет — ни в глазах моих старинные сады
Не остановят сердца пляшущего доле,
Ни лампою в пустынном ореоле
На неисписанных и девственных листах,
Ни молодая мать с ребенком на руках.
 
И тридцать этажей большого города, как флаги, под ногами у нее...
 
Плоть опечалена... Но как-то нужно жить, вслушиваться в звуки, составлять из них слова, искать собеседника и, не обнаружив никого вокруг, находить его в поэзии, главная ценность которой состоит в том, чтобы при движении жизни от красоты к правде, оставлять правде красоту.
 
              Она мечтала о балконе с лавочкой
              В краю непобедимых батарей,
              В квартирке, что насилу дали мамочке,
              С сугробами до окон и дверей,
              В бреду общаги, в шалаше замужества,
              В столице регистраций, а потом
              В державах королевского содружества,
              Где дружат чуть нежней, чем пес с котом.
              Она с мечтой срослась, как с амуницией
              Или винтовкой опытный боец...
              Но вдруг мечта, наперекор традиции,
              Сбылась — и отпустила наконец.
 
              Забыто прилагательное «дорого»,
              Зима и безбалконное житье,
              И тридцать этажей большого города
              Как флаги под ногами у нее.
              По вечерам тяжелыми закатами
              Завешивает даль и кормит с рук
              Аэропланы белые, пузатые,
              Кочующие с севера на юг.
              От комплиментов хорошеют лавочка
              И флорой отороченный балкон.
              И все бы ничего. Жаль только мамочка...
              Не будем, дорогуша, о плохом.
 
Стихотворение Макса Неволошина предельно честно рассказывает о том, что мечты, сбываясь, подчас оставляют нас опустошенными. Иногда, в погоне за счастливым будущим, мы не замечаем настоящего, которое единственно наше и тем ценнее, чем невозвратимее.
 
Меня всегда удивляла способность Макса обыденным, почти бытовым языком передавать читателю свои мысли и настроение, максимально близко приближаясь к поэтическому звучанию. Его сила — в простоте и богатом жизненном опыте, который не давит на читателя, а приглашает войти и осмотреться.
 
я люблю тебя слишком неправильно, чтобы не спятить
 
После Цветаевой с ее пронзительной энергией воздуха стало невозможным представить поэзию вне надрыва, который (странное дело) является одновременно и причиной болезни, и обезболивающим. Но говорить о боли может лишь тот, кто знает, что это такое, иначе получается тошнотворный крем, где вместо мУки — мукА.
 
              когда, вывихнув руки, закапав в глаза кислоту,
              я вломлюсь в твою комнату, пол засыпая цветами
              когда вымолю боль у прохожих, завязнут во рту
              миллионы слогов обреченные на несрастанье
              хоть в одно полноценное слово... когда я смогу
              прикоснуться к руке, заслоняя тебя от погони
              когда стихнет внутри нараставший столетьями гул
              когда нас наконец-то причислят к разряду покойных
              когда всё, что кричалось и пелось, заляжет на дно
              когда всех, кто любил и имел, переклинит от злости
              я сама войду в Лету почувствовать пальцами ног
              гладкость белого камня и чьи-то холодные кости
 
              значит, мне не вернут тех семи потерявшихся пядей
              значит, с берега больше не виден алеющий парус
              я люблю тебя слишком неправильно, чтобы не спятить
              я хочу быть с тобой, засыпая и не просыпаясь
 
 
В стихотворении Кристины Эбауэр мы сталкиваемся со странной картиной: чем более отталкивающей предстает перед нами ЛГ, тем сильнее хочется ее любить, тем сильнее ей веришь. Да, неправильно — сознательно уничтожать себя ради любимого человека, но это единственно возможный выбор для героини. Она. Так. Живет. И в этом, если хотите, ее закон и пророки (с). Тем не менее, закон парадоксальный: смерть в данном случае — подтверждение жизни.
 
мы одуванчики-парашютики в фантомном эдеме где даже без бога чисто
 
Еще одно стихотворение о любви мы прочитали на этой неделе у sumire. В нем Наташа с присущей ее стихам страстностью и откровенностью балансировала между желанием все отдать и все отнять. Такая любовь обычно пугает, но для бесстрашных становится настоящим подарком.
 
         пристёгиваюсь к тебе ремнём безопасности будто к экватору
         когда иисус сорвав стоп-краны сходит с планеты
         кричу тебе рифмами
         шепчу тебе блядью матерно
         сожги меня газом дыхания
         дай мне прописку в гетто
 
         мизинцем по шее
         опиши меня мойры почерком
         песнею песен пропой меня сплюнь ментолом
         рекламной зимы земли нерождённой дочери
         не слышавшей как мы тёрлись по муми-долу
 
         хвостами и ластами панцирем плоти уксусом
         назло менделееву влитому в формулу пота
         когда наши глазки как чёрные дыры сузились
         иисус уложил нас на булку две детки-шпроты
 
         и протянул нас широтам
         мы как причастие
         бесплодной земле обессилевшей от стаканов
         ненужной шипучки которая к горлу ластится
         но через минуту слова резко рвут стоп-краны
 
         и сходят
         и прыгают
         катятся к бесу путники
         и меридианы их клеят пустые числа
         нечётные
 
         мы одуванчики-парашютики
         в фантомном эдеме где даже без бога чисто
 
Только в январскую ночь... может присниться дождь...
 
Однажды Анатолий Найман признался, что нежно полюбил Бродского не за великолепие «Горбунова и Горчакова», не за метафизическую стройку «Разговора с небожителем», а за беззащитные «Ты выпорхнешь, малиновка...», «Снег сено припорошил...» и за «Рождественский романс».
 
После обжигающих стихотворений о любви, «Рождественское» Татьяны Проскуриной стало для меня бальзамом самаритянки. Оно подкупает не пронзительной болью, а пронзительной чуткостью, которой так не хватает не только в стихах, но и в самой обыденности существования. Собеседуя с такой поэзией, мы отдыхаем душой, накапливая силы для ежедневных подвигов.
 
Только в январскую ночь, когда минус пятнадцать градусов и ветер на трубах домов исполняет симфонию, может присниться дождь — ослепительный, солнечный, радужный, тот, что приносит прохладу, озон и гармонию.
 
Только в январскую ночь, когда звезды до блеска начищены, и с высоты своих лет световых отражаются в окнах украшенных, вдруг понимаешь, что не было в жизни ни мига, ни капельки — лишнего, всё — очень нужно и важно, от прошлого до настоящего.
 
В эту особую ночь может вечность почувствовать каждый: неповторимость минут, непохожесть и необратимость их...
 
...Все мы в ответе за тех, кому сердце вручили однажды, тех, кто прИнял его благодарно как знак Божьей милости...
 
Я спускаюсь тропой известковой до сонной Оки...
 
Таким же проникновенным показался мне «Ильинский родник» Валерия Волкова, который вызвал бурные обсуждения о том, быть или не быть пафосу в поэзии.
 
На мой дилетантский взгляд, современная поэзия часто стремится не то к земле, не то в подземелья, пытаясь избавиться от излишней (ли?) духовности, забывая о том, что для того, чтобы красота спасла мир, нужно для начала спасти красоту.
 
Стихотворение marko обладает не только красотой звукописи, но и красотой духа, которой часто недостает современному человеку.
 
         Над махиной холма — запустенье на радость ветрам,
         уносящим соломинки дней с ветхой кровли небес,
         безнадежно просевшей по центру на брошенный храм
         и собой придавившей его покосившийся крест…
         Я спускаюсь тропой известковой до сонной Оки,
         от седой колокольни, туда, где под звон комаров
         синеглазый цикорий на свет распахнул лепестки,
         сеткой тени своей укрывая от глаз чужаков
 
         ледяной родничок, отыскавший дорогу сквозь тьму
         под корнями полыни и тяжестью камня сырой.
         Словно к божьей деснице, я молча склоняюсь к нему —
         причаститься смиренно его неземной чистотой,
         прикоснуться губами, вобрать и прозрачность, и свет,
         тишину пустоты и густое дыханье лесов;
         и поверить в бессмертье души в бесконечности лет,
         и познать безграничность молчанья и суетность слов.
 
         И понять, что о днях испытаний не стоит скорбеть
         и страшиться грядущей зимы и дыханья могил:
         в черноте преисподней одним предстоит почернеть,
         а другим — обрести чистоту и сияние крыл;
         что дороги к познанью лежат через муки и дым
         но не властны над ищущим истину холод и тьма…
         И, вздохнув с облегченьем, вернусь я немножко другим
         под небесную твердь, что накрыла махину холма.
 
Плоть опечалена... Но все мы верим, что это не надолго. А кто сказал, что верующий не блажен?
 

Автор: Sarah


← ПредыдущаяСледующая →

15.02.2009
Очень странное явление...

23.12.2008
Время, глядящее сквозь ёлочные шары

Читайте в этом же разделе:
23.12.2008 Время, глядящее сквозь ёлочные шары
16.12.2008 С коралбля на бал, или История продолжается
08.12.2008 Первая декабрьская
01.12.2008 Дорожное-2, или Последняя неделя осени...
28.11.2008 О границах, форматах и чердаках

К списку


Комментарии

16.01.2009 06:48 | песня

ой. и надо бы что-то сказать, так слёзки в горле комом. и что ни скажи сейчас - будет не то. ты вот только умеешь так растрогать. Ангел наш Наташечка.

16.01.2009 11:43 | sumire

построждественский такой обзор, светлый-светлый, полностью отвечающий названию

16.01.2009 20:12 | Rosa

Очень хорошо...

16.01.2009 23:31 | SukinKot

Да, славно :)
Только мне героиня "неправильного" не кажется отталкивающей.
А, вообще, Сарк, совершенно искренне: мне нравятся твои обзоры.

17.01.2009 05:58 | Voha

Замечательный обзор!!!
С уважением к составителю.

17.01.2009 14:39 | Sarah

Сереж, я имела ввиду то, что Кристина не боится рисовать девочку вот такой: с поломаными руками, выжженными глазами, выпрашивающую боль, добровольно сходящую с ума. но чем непонятнее её поступки обычному человеку, тем больше любви любви она вызывает у читателя.
прости, что в тексте не смогла выразить свою мысль . у меня беда: с каждым стихом я мысленно очень долго разговариваю, поэтому пишу кратко .
в общем, запуталась

17.01.2009 17:56 | Sarah

зы. люблю люблю - дубляж по фрейду:))))))

17.01.2009 18:01 | SukinKot

взаимно :)

17.01.2009 23:16 | SukinKot

Кстати, кто тепереча дежурит?

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Камертон