Деньги - как навоз: если их не разбрасывать, от них будет мало толку
(Фрэнсис Бэкон)
Мейнстрим
03.05.2011
Умер Эрнесто Сабато
30 апреля умер аргентинский писатель, художник и правозащитник Эрнесто Сабато...
В субботу 30 апреля умер аргентинский писатель, художник и правозащитник Эрнесто Сабато, всего 55 дней не дожив до своего столетия, об этом со ссылкой на «Еuronews» сообщает новостная лента сайта «The Epoch Times».
Эрнесто Сабато родился в окрестностях Буэнос-Айреса 24 июня 1911 года, получил физико-математическое образование в Национальном университете Ла-Плата, защитил докторскую диссертацию по космической радиоактивности, работал в лаборатории Жолио Кюри в Париже и Массачусетском технологическом институте, преподавал в университете в Буэнос-Айресе. Пережив в 1943 году глубокий мировоззренческий кризис, оставил науку. Свой первый роман, который был частично опубликован, начал писать еще в 1930-е годы во Франции. Первой книгой, получившей признание, стал сборник философских эссе «Индивид и Вселенная» (1945). Писательская известность пришла к нему в 1948-м, когда вышел роман «Туннель», позже переведенный на десяток языков включая русский и дважды экранизированный. По этому произведению был поставлен спектакль Грэм-Янга, показанный в 2004 году на Эдинбургском театральном фестивале. Романы Эрнесто Сабато «О героях и могилах» и «Аваддон-губитель», которые тоже были экранизированы, внесли его имя в число крупнейших романистов Латинской Америки.
После запрета на литературную деятельность писатель занялся живописью — его выставки прошли в Мадриде, Париже и Сан-Пауло. Эрнесто Сабато — лауреат премий «Медичи», «Мигель де Сервантес» и Иерусалимской премии, кавалер французского Ордена почетного легиона.
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: — Господь вас спаси! —
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина —
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала: — Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.
«Мы вас подождем!» — говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!» — говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.
По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
1941
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.