Философия целый век бьется, напрасно отыскивая смысл в жизни, но его — тю-тю: а поэзия есть воспроизведение жизни, и потому художественное произведение, в котором есть смысл, для меня не существует
Каша в душе и на улице тоже каша.
Гончие птицы на небе клюют овёс
ближних созвездий, которыми мир украшен
по-новогоднему, чтоб Дед Мороз принёс
хлеба и зрелищ. И хватит, зачем нам больше -
в руки не влезет, ногами не обойти.
Мягкие тапочки, шаль и горячий борщик
и на экране привычный рекламный тик...
Вроде порядок, прогнозы вполне стабильны -
дождь с мокрым снегом, а к вечеру снег с дождём.
Только сидит в долгом ящике счастье-ссыльный,
дни на стене процарапывая гвоздём.
Каша в душе и на улице тоже каша.
И не поноешь, что холодно, никому.
Гончие птицы на небе хвостами машут,
чтоб отогнать надоедливых белых мух...
Это стихотворение — тонкая зарисовка состояния «эмоционального межсезонья», где внешняя слякоть зеркально отражает внутреннюю неопределенность.
Образный строй и метафоры
Центральный образ «каши» задает тон всему тексту. Это не только метеорологическое явление (грязь, мокрый снег), но и ментальный хаос. Метафора «гончих птиц», которые «клюют овес созвездий», придает обыденному небу налет сюрреализма, превращая серые облака в динамичное, почти мифологическое пространство. Образ «белых мух» (снега) в конце замыкает композицию, возвращая читателя из космоса в приземленную реальность.
Контраст быта и экзистенции
Вторая часть текста рисует портрет «мещанского уюта»: борщ, тапочки, шаль, рекламный «тик» телевизора. Это зона комфорта, граничащая с апатией. Автор иронизирует над запросом «хлеба и зрелищ», показывая, что современный человек ограничен своим физическим пространством («в руки не влезет»). Стабильность прогнозов здесь звучит не утешительно, а обреченно — как замкнутый круг «дождя со снегом».
Психологизм и финал
Самый сильный образ — «счастье-ссыльный» в долгом ящике. Это мощная персонификация похороненных надежд и задвинутых на второй план желаний. Метафора заключенного, который царапает дни гвоздем, превращает бытовую зарисовку в экзистенциальную драму. Счастье живо, но оно изолировано внутри человека, пока снаружи царит «каша».
Итог
Поэтессе удалось передать дух современного декаданса: когда всё «вроде в порядке», быт налажен, но за стерильностью прогнозов скрывается глубокое одиночество. Горькая ирония («и не поноешь») подчеркивает социальную изоляцию: в мире, где у каждого своя «каша», жаловаться на холод не принято. Это стихи о тихом отчаянии, упакованном в уютную шаль.
Эммм... Огромное спасибо за столь развёрнутый разбор!)
ИИ постарался?))
Знаете, мне тоже показалось, что ИИ помогает. А может, Сандро просто подражает ИИ. Но даже, если и помогает, всё равно интересно, мне кажется.
Да я и не спорю, что интересно)
Если это ИИ, то достаточно криво слепленный. "Каша" - это не метеорологическое явление, ибо метеорология - это только про природу, а в природе (за городом) такой каши нет. Быт - это часть экзистенции (то есть существования), поэтому не может являть с ней контраста. "Психологизм и финал" - странное название. Разве психологизм только в финале?
Впрочем, может быть, искусственный интеллектроника, ведь он берет человеческие фразы, в том числе ошибочные.
Вот у меня программа проверки орфографии исказила слово интеллект - тоже пример кривой работы.
Всё может быть)
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
Когда она в церковь впервые внесла
дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.
И старец воспринял младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.
Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.
И только на темя случайным лучом
свет падал младенцу; но он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.
А было поведано старцу сему,
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: "Сегодня,
реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
дитя: он - Твое продолженье и света
источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в нем." - Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,
кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.
И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. "Слова-то какие..."
И старец сказал, повернувшись к Марии:
"В лежащем сейчас на раменах твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым
терзаема плоть его будет, твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око".
Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле
для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шел молча по этому храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.
И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога
пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.
Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.
16 февраля 1972
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.
Дизайн: Юлия Кривицкая
Продолжая работу с сайтом, Вы соглашаетесь с использованием cookie и политикой конфиденциальности. Файлы cookie можно отключить в настройках Вашего браузера.