Как чувствует
птица
воздушные токи,
рыба – течение,
устрица – жемчуг,
беременная – ребёнка,
как чувствует
слово поэт,
скрипач – голос скрипки,
белого цвета оттенки – художник,
краснодеревщик – тайный узор древесины,
астрОном - невидимую звезду,
как чувствует
гонщик – мотор своего «зверюги»,
так – и ты,
если хочешь понять математику,
почувствуй сначала
ЧИСЛО,
мой ученик.
геометрия
Представь, сколько хватает глаза, и далее, далее, далее…
ровное, ровное,
гладкое, гладкое,
белое, белое
тончайшее полотно,
и, что оно соткано,
будто,
из мельчайших - мельче мучнЫх - пылинок.
Так мАлы они в сравнении с бесконечностью полотна,
что если пометишь одну из них чёрным,
то белого меньше не станет,
а, значит,
нет у пылинки размеров,
и полотно толщины не имеет.
Имя ему – ПЛОСКОСТЬ,
имя пылинке – ТОЧКА.
А теперь, постарайся,
представь,
плоскость стала прозрачной.
Видишь?
Нет.
Но она - есть.
Правда, же,
мой ученик?
логика
Математика?- проще «пареной репы».
Есть только «да» или «нет», ложь или истина.
Нет полу-лжи, полуправды -
истину с ложью смешать невозможно,
а, значит, нет места для споров и драк.
Скажешь: ск-у-у-учно…
Как бы не так!
Есть - вопрос!
Это хитрый замок -
от двери,
за которой хранится клад.
ЛОГИКА – КЛЮЧ.
Ты сумей его подобрать,
или сделать свой,
новый,
такой,
который
никто
никогда
до тебя
прежде
не смог.
Здесь важнЫ не только умение, как в ремесле,
но,
как и в жизни или в игре, -
случай
и вдохновение.
Если дело такое
тебе не покажется скучным,
значит,
ты мой ученик.
а как же ж многозначная логика, на которую предлагает переходить инопланетный разум?
Это хитрый замок -
от двери,
за которой хранится клад.
ЛОГИКА – КЛЮЧ.
Ты сумей его подобрать,
или сделать свой,
новый,
такой,
который
никто
никогда
до тебя
прежде
не смог". Замок делается в комплекте с ключом.Вы предлагаете подобрать ключ(к существующему замку)не имеющего аналога.
Да и многие высказывания автора сомнительны в общепринятых понятиях как:"истину с ложью смешать невозможно",Бытует такое понятие:" Ложная истина" Убедить автора в никчёмности своего творения,затруднительно,я бы сказал невозможно.Столько восторженных возгласов(голова кругом)А я устами младенца:" Король голый"
Замок делается в комплекте с ключом не на уроках логики. Возможно на "домоводстве", или факультативах по выращиванию конопли в условиях крайнего севера. Истина сешанная с ложью становится ложной истиной(ложью). В чём суть предьявы?
На логику:Приехал Чапаев к Петьке(Петька живёт с женой на речке)После стола,разговорились,Чапаев спрашивает,блядует нет его жена,Не знаю ответил Петька.Будем рассуждать логично...и дальше по тексту,Чапаев сказал если есть дырка,значит блядует.Ваша логика убедительна,у меня аргументов нет.По логике Вам пять,за рыцаря тоже пять.А стихи согласитесь,жиденькие.Удачи Вам.
Ваша "стойка" мне мила, я тоже нервничаю слегка, если, по, моему мнинию, рейтинг неоправданно высок, однако, либо помалкиваю, либо честно признаюсь, что ни черта не поняла, либо, если, уж, повешу ярлычок (здесь, у вас, "жиденькие"), то раскрываю его суть. Пожалуйста, почему "жиденькие"? Мне интересно, что вы вкладываете в это определение. И, пожалуйста, ничего личного впредь (это о "рыцаре").
Ваш тон не располагает к диалогу.Дама просит,пожалуйста.Основополагающим определением стихотворения являются-Форма и содержание.Содержание содержит, на мой взгляд,философский взгляд автора.Это рассуждение не является научной ценностью(нет никакого открытия)Отсутствие поэтических образов,превращают философию автора,в долгую автологию рассуждения.(правильное или не правильное надо разбираться)Некрасов сказал:" Словам тесно,мыслям простор" Это применимо к этому стихотворению?Или они устарели?О "рыцаре"-Я уважаю благородство этого человека,не более.В своей критике преследовал одну цель, с такой популярностью(как Ваша)автор несёт ответственность за каждое своё сказанное слово.Если Вы скажете,планка завышена.Я принесу Вам своё извинение.Удачи Вам.Спасибо.
Хорошо, я попробую объяснить суть триптиха. Это легче, чем диалог.
Ничего философского и тем более научного нового в нем нет, и не предполагалось. Это было бы смешно и глупо. Обратите внимание на рефрен «мой ученик».
Я делаю попытку коротко, изложить систему учителя (свою - я профессиональный математик и учитель математики) выбрать своего ученика (на примере математики, хотя, по-моему, в большой степени это подходит и к поэзии тоже). Сейчас увидите.
Первое стихо: чувство числа в математике сродни врожденному таланту, как чувство звука у музыканта, слова у поэта и т.п. Если его нет от природы, или оно слабо развито, это плохая предпосылка для обучения математике. Поверьте, мне на слово, как профессионалу, это так.
Второе: на введении двух из основных геометрических понятий (имён) учитель проверяет способность ученика к воображению и абстрагированию, к созданию объекта, РЕАЛЬНО существующего исключительно в его мозгу в форме неких таинственных, нейронных взаимодействий. Готовность и способность к этому - еще одна предпосылка для успешного занятия математикой.
И, наконец, третье: речь идет здесь не о логике в философском смысле и не о математической дисциплине (упаси бог), а лишь о предрасположенности натуры (темперамента, воли и прочее) ученика к тому, чтобы вцепиться в задачу (в вопрос), как тузик в грелку, и не выпускать её из зубов, пока не разорвёт. )
Наверное, мне стоило назвать триптих «мой ученик», я так и хотела сперва. Потом решила названием снизить пафос (триптих сознательно слегка пафосный), получилось, видимо, в ущерб пониманию содержания.
Смотрите, с поэзией также: 1. врожденное чувство слова. 2. воображение. 3. пристрастие, наслаждение этим делом-
Здравствуйте Наташа.Спасибо за пояснение замысла Вашей работы.Вы как дока своей профессии подали с изыском,доходчиво, таким как я,амёбам.Согласитесь,Что это высокое, глобальное, поэтическое(сказанное выше)не совсем доведено до читателя.Значит есть повод признать критику и совершенствовать своё мастерство.Спасибо.Удачи.
Особенно первые два хороши!
вчера во время кофе-паузы на работе, перечитывая твой стиш, написала длиннющий коммент, из-за сбоя сети не отправила, отвлеклась, а потом уже было поздно)) потому что ты опубликовала пояснения к стиху. если интересно, прочти.щас тисну. )). а сегодня уже не актуально, наверное вчерашней свежести слова. только для того, чтобы сказать, что я могу писать длинные комменты)))))))))))))) (почесываю репу: и хде краткость?)
осторожно: осетрина второй свежести)):
"А мне тоже чем-то понравилось, хотя оч спорно, и с трудом понимаю, что это за стихи (личный косяк). Если говорить о наукообразности понятий, то ясен пень, любой математик, геометр или философ может по каждой части развернуть целую концепцию, убедительно подтверждая или опровергая сказанное. Тут, как мне кажется, автором использованы принципы дидактики: наглядно дать ребенку представление о сложных, многомерных понятиях. Не знаааю,а как научить почувствовать число,этому можно научить? О логике: попытки найти истину, или хотя бы приблизиться к ней вообще тщетны (да-да, я скептик).И нет, пожалуй, абсолютной истины и абсолютной лжи . Излишне смелое утверждение, ибо достоверность того и другого доказывать можно всю жизнь, и учить ребенка метаться между двух жестких категоричностей я бы не стала. Тут, Наташ, соглашусь с критиками. Тем не менее, логику вполне можно представить, как эмпирический путь приближения к заветному кладу, чуть сжатый ( ключ найдется, а где сама дорога?). Пуленепробиваемый догматизм в том, что за дверью ТОЛЬКО истина или ложь, но, также и в том, что ключ к этой двери - ТОЛЬКО один. Но, для начального знакомства ребятенка –может, вполне достаточно, если продолжением этого учения будет убежденность и последовательность самого педагога в том, чему он учит))).
Любая философия или наука - это поэзия). Интересный текст, правда-правда, фрагментарный такой, из серии хочу все знать или телепрограммы. Будь я любопытным подростком, в первую очередь оспорила бы первые пять строк третьей части. Какой призыв к вдохновению, если написано: нет места для споров и драк? Табу на творчество. Было бы в корне этого дерева «предположим, что…» - другое дело)). Но- хозяин-барин.
И еще не оч понятно, почему выделены ударения в астроном, малы, мучных? Отсылка к древности наук?
Хе, привет. Извини, что долго не отвечала. Тоже времени не хватает. Спасибище, во-первых. И немного по существу: знаешь, просто не надо называть это стихами, вот и все. Пусть это будет "нечто". Как видишь, ты угадала главное - это об ученике, в первую очередь. Вижу, и по твоему комменту и по другим, что главная "непонятка" получилась в "логике". Это, наверное, естественно, так как здесь легче всего смешать бытовое и специальное понятия. Я должна, наверное, как-то изменить или вообще полностью переделать эту часть, если хочу, чтобы меня поняли. Сама то я понимаю, но, чтобы это объяснить не математику, потребуется долгая писанина. Может быть, когда-нибудь, попробую, потому что на самом деле это стоит усилий, по-моему. Но это, и, правда, не совсем "пареная репа". Обнимаю.)
Лен, о логике: видимо, речь идет о самом простом разделе матлогики - логике высказываний. Любое высказывание по определению истино или ложно.
Например, импликация:
если ложь, то истина = истина
если ложь, то ложь = истина
если истина, то ложь = ложь
если истина, то истина = истина
В общем, если свернуть мозги как надо, то это просто конфетка))
А стиш (Наташа, прости), мне кажется, и не стиш вовсе, а такое обращение к ученику. Интересно, но.)
Так и я говорю, пусть и не стиш. Одни стиши тоже писать надоедает. Нет? Скорее к учителю, и, вообще, приглашение к размышлению. Я давно думаю, эх, написать бы о математике эссе какие ни. Да, даже боюсь подступиться. Так это - уууууу....))
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
Словно пятна на белой рубахе,
проступали похмельные страхи,
да поглядывал косо таксист.
И химичил чего-то такое,
и почёсывал ухо тугое,
и себе говорил я «окстись».
Ты славянскими бреднями бредишь,
ты домой непременно доедешь,
он не призрак, не смерти, никто.
Молчаливый работник приварка,
он по жизни из пятого парка,
обыватель, водитель авто.
Заклиная мятущийся разум,
зарекался я тополем, вязом,
овощным, продуктовым, — трясло, —
ослепительным небом на вырост.
Бог не фраер, не выдаст, не выдаст.
И какое сегодня число?
Ничего-то три дня не узнает,
на четвёртый в слезах опознает,
ну а юная мисс между тем,
проезжая по острову в кэбе,
заприметит явление в небе:
кто-то в шашечках весь пролетел.
2
Усыпала платформу лузгой,
удушала духами «Кармен»,
на один вдохновляла другой
с перекрёстною рифмой катрен.
Я боюсь, она скажет в конце:
своего ты стыдился лица,
как писал — изменялся в лице.
Так меняется у мертвеца.
То во образе дивного сна
Амстердам, и Стокгольм, и Брюссель
то бессонница, Танька одна,
лесопарковой зоны газель.
Шутки ради носила манок,
поцелуй — говорила — сюда.
В коридоре бесился щенок,
но гулять не спешили с утра.
Да и дружба была хороша,
то не спички гремят в коробке —
то шуршит в коробке анаша
камышом на волшебной реке.
Удалось. И не надо му-му.
Сдачи тоже не надо. Сбылось.
Непостижное, в общем, уму.
Пролетевшее, в общем, насквозь.
3
Говори, не тушуйся, о главном:
о бретельке на тонком плече,
поведенье замка своенравном,
заточённом под коврик ключе.
Дверь откроется — и на паркете,
растекаясь, рябит светотень,
на жестянке, на стоптанной кеде.
Лень прибраться и выбросить лень.
Ты не знала, как это по-русски.
На коленях держала словарь.
Чай вприкуску. На этой «прикуске»
осторожно, язык не сломай.
Воспалённые взгляды туземца.
Танцы-шманцы, бретелька, плечо.
Но не надо до самого сердца.
Осторожно, не поздно ещё.
Будьте бдительны, юная леди.
Образумься, дитя пустырей.
На рассказ о счастливом билете
есть у Бога рассказ постарей.
Но, обнявшись над невским гранитом,
эти двое стоят дотемна.
И матрёшка с пятном знаменитым
на Арбате приобретена.
4
«Интурист», телеграф, жилой
дом по левую — Боже мой —
руку. Лестничный марш, ступень
за ступенью... Куда теперь?
Что нам лестничный марш поёт?
То, что лестничный всё пролёт.
Это можно истолковать
в смысле «стоит ли тосковать?».
И ещё. У Никитских врат
сто на брата — и чёрт не брат,
под охраною всех властей
странный дом из одних гостей.
Здесь проездом томился Блок,
а на память — хоть шерсти клок.
Заключим его в медальон,
до отбитых краёв дольём.
Боже правый, своим перстом
эти крыши пометь крестом,
аки крыши госпиталей.
В день назначенный пожалей.
5
Через сиваш моей памяти, через
кофе столовский и чай бочковой,
через по кругу запущенный херес
в дебрях черёмухи у кольцевой,
«Баней» Толстого разбуженный эрос,
выбор профессии, путь роковой.
Тех ещё виршей первейшую читку,
страшный народ — борода к бороде,
слух напрягающий. Небо с овчинку,
сомнамбулический ход по воде.
Через погост раскусивших начинку.
Далее, как говорится, везде.
Знаешь, пока все носились со мною,
мне предносилось виденье твоё.
Вот я на вороте пятна замою,
переменю торопливо бельё.
Радуйся — ангел стоит за спиною!
Но почему опершись на копьё?
1991
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.