«...а где-то сейчас рождается кто-нибудь...
Может быть, Человек.»
/Человек. ArunaLeof/
http://www.reshetoria.ru/user/ArunaLeof/index.php?id=15927&page=1&ord=0
В городе исчезающих фонарей,
ласковых женщин и неплохих мужчин
на полотно нестиранных простыней,
складками уползающих из-под шин,
вылито масло Аннушкой — быть беде:
многометровая свора идущих «на»
топает безголовая по воде
слов обессиленных, вытекших из ума.
Смена времен, как вахта и смена тел
в кирзовой паре крепких еще сапог.
Трупы бычков — на вымазанном холсте
с надписью «С нами Бог».
Где-то из раны неба сочится мгла,
язвами взрывов где-то покрыты дни,
гусеницы от танков ползут, скрипят,
только не станут бабочками они.
Многим навечно будет семнадцать лет —
в тихих полях собрали особый хлеб.
Мертвыми птеродактилями на земле —
свежие выпуски хищных цветных газет.
В маленьких клетках заперты изнутри
битые и клянущие бабский век.
В старых руинах идолище лежит
с надписью: «Человек».
Если бы золото храмов могло спасти,
речи того, кто главный, вели бы в свет,
все бы отдал за ясный ориентир,
голос — за веру истинную воспеть.
За дураков и мудрых разбил бы лоб,
если бы это стоило лучших слов,
и упивался словом на «Л» взахлеб,
если бы пьянство к лучшему привело.
Знаю, из сажи делается алмаз,
из-под бетона вырастет стебелек.
Глянет тепло и чисто из детских глаз...
может быть, Бог...
стих очень понравился , до конкурса полюбила его и очень негодую за второй тур, вы были лучшие во всех категориях.
да, но моск у некоторых отсутствовал. Но зато читатели вдруг вдохновились)
не могу не процитировать одну из жюрящих членов, это шедеврально:
"Много интересного, но и «провалов» немало.
Речи того, кто главный, вели бы в свет,
Излишне усложненное построение. Вот такое: «речи той, которая умная, хочется слушать».
Все бы отдал за ясный ориентир,
Голос — за веру истинную воспеть.
Если б ЛГ отдал голос за веру – всё было бы ОК. Но он отдает его за «веру воспеть»!
И упивался словом на «Л» взахлеб,
Если бы пьянство к лучшему привело.
Здесь не сразу понимаешь, что «пьянство» надо сцепить по смыслу с «упивался» (любовью). Читаешь слово в прямом смысле и недоумеваешь: ЛГ – алкаш? Тогда понятно, что «слово на Л» – не для него…
Про гусеницы (танков) и бабочек – оч. интересно."
/Ю.Мигита/
я плакала над этим комментарием, веришь. и не только над этим, плакала,потому что смеяться ужо не могла)))
Бух, меня ужасает вопиющее незнание истории собственной страны у людей. Здесь каждое предложение - отсылка ко всем известным фактам и событиям. И ОНИ этого не видят!!! Капец, не по 3 года ведь им, умудряются ставить оценки. Но не помнят и не знаю ни-че-го. Это страшно. Это как раз и позволяет делать со страной то, что с ней делается. А потому что её жители - ленивые неграмотные сосунки, младенцы, не желающие ни помнить, ни знать своё прошлое.
фШорт )
:)
Но тут на самом деле много непоняток и корявостей, в том числе приведённые отрывки.
окей, подробнее, если можно. Ибо разжевать в более мелкую кашу мне лично кажется уже невозможным.
В целом наши решеторианские тексты на очень хорошем уровне (а авторский потенциал вобщем-то вполне позволяет выигрывать этот турнир), но всё могут сгубить мелочи. Этот тур был вполне удачным, я думаю в третий вы с большим запасом пройдёте, и то, что я сейчас скажу надо уже не на этот текст проецировать, а на следующие...
Итак, я оценивал 175 текстов, большая часть которых показалась мне... очень сомнительной подборкой и в какой-то момент все сливаются в одно большое стихотворение. Поэтому особенно важна краткость и афористичность формулировок, точность, красота, мощь образов. Еще я заметил, что многие судьи уделяют повышенное внимание мелким техническим моментам, ритму, рифме, собственно поэзия их интересует меньше, да и заметить её сложнее при таком количестве текстов.
В городе исчезающих фонарей,
Ласковых женщин и неплохих мужчин
На полотно нестиранных простыней,
Складками уползающих из-под шин,
Вылито масло Аннушкой — быть беде:
Многометровая свора идущих «на»
Топает безголовая по воде
Слов обессиленных, вытекших из ума.
это одно предложение, оно, как одно предложение воспринимается очень тяжело, даже графически, поскольку каждая строка с большой буквы. "неплохих мужчин" - это что-то очень неточное (узко-оценочноя категория, каждый воспринимает по-своему, это как бежевый кирпич в пелевинском "Шлеме-ужаса"). "Полотно" - лишнее слово, дорога сравнивается с нестиранной простынью - хорошо, с полотном нестиранных простыней - уже не очень. Появление Аннушки не оправданно, я не понимаю, зачем она возникла, и безголовую свору (почему-то идущих "на"), которая топает по воде слов, я тоже не воспринял. Эта свора с Аннушкой слились в моей голове с остальными маловнятными текстами огромной подборки.
"Смена времен, как вахта и смена тел
В кирзовой паре крепких еще сапог." - это очень хорошо!
"Трупы бычков — на вымазанном холсте
с надписью «С нами Бог»." - это вода.
"Где-то из раны неба сочится мгла,
Язвами взрывов где-то покрыты дни,"
это неплохой кусочек, но "где-то" - наполнитель, причем 2 раза использован.
"Гусеницы от танков ползут, скрипят,
Только не станут бабочками они." - это вообще чудесно
"Многим навечно будет семнадцать лет —
В тихих полях собрали особый хлеб.
Мертвыми птеродактилями на земле —
Свежие выпуски хищных цветных газет." - к этой части тоже ни каких претензий, птеродактили хороши.
"В маленьких клетках заперты изнутри
Битые и клянущие бабский век.
В старых руинах идолище лежит
С надписью: «Человек»." - А это непонятно, про клетки - совсем, про руины - частично ("настоящих людей так немного, на планету совсем ерунда, а на Россию одна моя мама, но только что она может одна..."(с))
"Если бы золото храмов могло спасти,
Речи того, кто главный, вели бы в свет,
Все бы отдал за ясный ориентир,
Голос — за веру истинную воспеть."
Думается, что первые 2 строки надо как-то отделить пунктуацией, а то получается логически вот так если а(1 строка) и б(вторая) - да, то - в (3 строка)... А если а - нет, б - да, или по-другому? Мне кажется 3я строка совершенно не зависит от 2х предыдущих - все бы отдал независимо от того, может ли спасти золото, ведут ли речи в свет...
"того, кто" - избыточно, можно было поковырять и выразить ёмче, без этих местоимений.
(отдал бы всё за) голос - за веру истинную воспеть
или (отдал бы) голос - за веру истинную воспеть - это два абсолютно равнопрочитываемых варианта, и одинаковомалопонятных при этом, здесь не надо ничего разжевывать, надо просто постараться не допускать таких конструкций.
За дураков и мудрых разбил бы лоб,
Если бы это стоило лучших слов,
И упивался словом на «Л» взахлеб,
Если бы пьянство к лучшему привело.
тут я ничего не понял, если быть откровенным)) почему даже если разбивание лба стоит лучших слов, надо разбивать лоб? Упивался именно словом? Про пьянство строчка ни к селу ни к городу, имхо.
"Знаю, из сажи делается алмаз,
Из-под бетона вырастет стебелек.
Глянет тепло и чисто из детских глаз...
Может быть, Бог..."
Вообще концовка сначала показалась неподготовленной предыдущим текстом, на самом деле это не так, просто совершён переход на образный слой, отсутствие ориентира уподобляется бетону, последние две строчки ударные, и это - хорошо.
о, вот это другое дело. Благодарю, Александр за развёрнутое мнение. Обязательно внимательно прочитаю и подумаю.
Вернусь позже...
V! Как обычно, стихотворение с душевным наполнением, что для поэзии необходимое условие. Далее мне проще, я ведь не член жюри и могу воспринимать его как есть, со всеми недостатками, но если придётся отсеивать, появятся вопросы к технике и мелочам. То, что "сита" у всех разные, конечно, понятно, но иногда разные до противоположности. Упиться любовью до пьянства - у меня лично - никаких возражений. Птеродактили газет - "птеродактили" выбиваются и из эпохи, и из приземлённости ситуации. Гусеницам не превратиться в бабочек - хорошо, но в моём (испорченном и солдатством и офицерством) сознании они поползли отдельно от танков. Я понимаю, что у автора они вместе, и танк виртуально подразумевается. Но глубоко в подкорке мне не до виртуальности, там это зашито как вопрос жизни и смерти. И один из способов обездвижить танк с активной бронёй - это попасть ему в гусеницу. Взрыв, траки разрываются, гусеница сползает с катков (а ещё точнее танк с неё съезжает и начинает крутиться на месте). И теперь танк надо добивать, т.к. он ещё способен стрелять. Какие уж тут бабочки. Извини, занесло(
так это и есть тот самый образ: гусеницы у танков - это не те гусеницы, которые становятся бабочками) это военные смертоносные штуки
Пока меня не поняли. Стоит ли продолжать?
как пожелаете, монсеньор) текст хорош и всё на своих местах, имхо.
Текст неплох, как мужчины во второй строчке)
Хотя применительно к мужчинам "неплохой" скорее читается как "никакой", да ещё и поговорка вспоминается: "Парень в общем не плохой, только сс...ся и глухой"
Но давай добьём "гусеницы" (вот они мне дались))
Сравнение "гусениц танков" и "гусеницы как стадии развития бабочки" - это каламбур. Видно, что этот каламбур автору нравится. Чтобы его закрепить добавлен глагол "ползут", ибо ползут и те, и другие. Чтобы не потерять смысл, пришлось в начале добавить "от танков". Но предлог "от" тоже имеет не одно значение, и, раз автор уже встал на скользкую дорожку каламбура, пытаешься в тексте ловить поливариантность. "Гусеницы от танков" - здесь "от" должен бы обеспечивать принадлежность г. к танку, а он зараза (да ещё этот глагол!) так и хочет организовать уползание гусеницы отдельно от танка ("и подушка, как лягушка, ускакала от меня"). Это происходит ещё и потому, что в угоду каламбуру акцент сделан на гусеницы, превращая их в самостоятельную единицу. Страшная боевая машина танк здесь пропадает, а автор играется с гусеницами. Если тесать строку, то можно бы предложить:
"Гусеницы от танков сожрали рожь,
Только не станут бабочками они"
э, не, гусеницы ползут) и даже если они ползут от, то они могут и так, если оторвались, как было рассказано выше.
Для меня "неплохой" мужчина - это не зверь, не урод, не тупой нарцисс, а вполне даже хороший, нормальный. Ты женщин спроси, они подтвердят.
Вообще, создаётся ощущение, что этот текст читают только перпендикулярные вояки и люди, ни разу не задумавшиеся о смысле жизни. Простите меня, если не сумела донести до вас мысли. Ну, не смогла, рассчитывала немного на другой уровень...
Возвращаюсь к началу. Мысль (основная) донесена вполне, причём на фоне авторских терзаний (что тоже немаловажно, т.е. мысль выстрадана), но если стих начать препарировать (всегда найдутся такие ковыряльщики), то стих этого не выдержит.
По мне, нефиг Волчу препарировать, если можно любить просто так. И пущай себе ползут
наконец мудрый вывод из бессмысленного терзания стиха) повторяю, он хорош настолько, насколько может быть хорошим на данном этапе его жизни. и многопланов, как и все мои стихи. Ну, что я могу поделать, если у блондинки есть мозг? только пытаться с этим жить %)
я так долго подбиралась к нему, но оно того стоило
спасибо, песенка
!
Ну что ж, опробуем волшебную кнопочку...
______
О
Volcha. Особый хлеб
_______
«...а где-то сейчас рождается кто-нибудь...
Может быть, Человек.»
/Человек. ArunaLeof/
В городе исчезающих фонарей,
Ласковых женщин и неплохих мужчин
На полотно нестиранных простыней,
Складками уползающих из-под шин,
Вылито масло Аннушкой — быть беде:
Многометровая свора идущих «на»
Топает безголовая по воде
Слов обессиленных, вытекших из ума.
Смена времен, как вахта и смена тел
В кирзовой паре крепких еще сапог.
Трупы бычков — на вымазанном холсте
с надписью «С нами Бог».
Где-то из раны неба сочится мгла,
Язвами взрывов где-то покрыты дни,
Гусеницы от танков ползут, скрипят,
Только не станут бабочками они.
Многим навечно будет семнадцать лет —
В тихих полях собрали особый хлеб.
Мертвыми птеродактилями на земле —
Свежие выпуски хищных цветных газет.
В маленьких клетках заперты изнутри
Битые и клянущие бабский век.
В старых руинах идолище лежит
С надписью: «Человек».
Если бы золото храмов могло спасти,
Речи того, кто главный, вели бы в свет,
Все бы отдал за ясный ориентир,
Голос — за веру истинную воспеть.
За дураков и мудрых разбил бы лоб,
Если бы это стоило лучших слов,
И упивался словом на «Л» взахлеб,
Если бы пьянство к лучшему привело.
Знаю, из сажи делается алмаз,
Из-под бетона вырастет стебелек.
Глянет тепло и чисто из детских глаз...
Может быть, Бог...
_______
Добрый день. Сегодня мы поговорим о стихотворении Златы Волчарской "Особый хлеб". Начинать разговор о подобных произведениях всегда сложно, так как ты автоматически заходишь на территорию вневременных рамок. Хронотоп данного произведения не измеришь железными гусеницами, мёртвыми птеродактилями цветных газет и другими атрибутами современности. Ведь мы говорим не о конкретном Мире. И не о конкретной Войне.
Модернистская традиция как нельзя лучше подходит к общему посылу данной вещи. Образы, представленные в стихотворении, нераздельны, так как являются винтиками прочной конструкции, представляющей собой машину Смерти. Нарочитая гиперболизация смотрится органично и не кажется инородной, так как подчёркивает не только реальность творящегося в условном "здесь", но и ту коррозию, что происходит в умах людей.
Из года в год, так же как из века в век меняются только декорации - те самые гусеницы, о которых говорится в "Особом хлебе". Но это абсолютно никак не влияет на истинные ценности, проглядывающиеся в тонком стебельке, прорастающем сквозь гранит, в счастливых глазах ребёнка, в вечном и непогрешимом Абсолюте.
Мотив вытекающей сквозь пальцы человечности, как некой аксиомы высшего антропологического проявления, пронизывает стихотворение, начиная с эпиграфа. Между этими двумя произведениями прослеживается явственная связь, поэтому мы не можем рассматривать их изолировано друг от друга.
Двусторонняя параллель "Человек-Бог" - "Бог-Человек" пронизывает насквозь оба текста. Но если ArunaLeof рассматривает единичную человеческую трагедию, то автор "Особого хлеба" охватывает трагедию множества судеб.
В данной вещи нет как такого антивоенного пафоса (в самом низшем и вульгарном его проявлении, когда текст является спекуляцией на животрепещущую тему), но имеется вдумчивая попытка осмыслить, почему всё так происходит, за что именно гибнут люди - те самые винтики, идущие в расход внешней геополитики.
Оговорюсь ещё раз, оценивать подобные вещи крайне затруднительно, именно поэтому я не берусь за столь неблагодарное дело. Каждый, несомненно, увидит что-то своё, также как и сделает соответствующие выводы, но если вы всё-таки зададитесь вопросами "зачем" и "почему", то это уже маленькая, но всё-таки Победа.
Традиционно оговорюсь, что трактовка автора рецензии не является истиной в последней инстанции, а просто выражает субъективную точку зрения. До новых встреч.
С ув.
satory
спасибо за своё мнение, мне оно очень интересно и приятно.
Браво!
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря,
дорогой, уважаемый, милая, но неважно
даже кто, ибо черт лица, говоря
откровенно, не вспомнить, уже не ваш, но
и ничей верный друг вас приветствует с одного
из пяти континентов, держащегося на ковбоях;
я любил тебя больше, чем ангелов и самого,
и поэтому дальше теперь от тебя, чем от них обоих;
поздно ночью, в уснувшей долине, на самом дне,
в городке, занесенном снегом по ручку двери,
извиваясь ночью на простыне -
как не сказано ниже по крайней мере -
я взбиваю подушку мычащим "ты"
за морями, которым конца и края,
в темноте всем телом твои черты,
как безумное зеркало повторяя.
1975 - 1976
* * *
Север крошит металл, но щадит стекло.
Учит гортань проговаривать "впусти".
Холод меня воспитал и вложил перо
в пальцы, чтоб их согреть в горсти.
Замерзая, я вижу, как за моря
солнце садится и никого кругом.
То ли по льду каблук скользит, то ли сама земля
закругляется под каблуком.
И в гортани моей, где положен смех
или речь, или горячий чай,
все отчетливей раздается снег
и чернеет, что твой Седов, "прощай".
1975 - 1976
* * *
Узнаю этот ветер, налетающий на траву,
под него ложащуюся, точно под татарву.
Узнаю этот лист, в придорожную грязь
падающий, как обагренный князь.
Растекаясь широкой стрелой по косой скуле
деревянного дома в чужой земле,
что гуся по полету, осень в стекле внизу
узнает по лицу слезу.
И, глаза закатывая к потолку,
я не слово о номер забыл говорю полку,
но кайсацкое имя язык во рту
шевелит в ночи, как ярлык в Орду.
1975
* * *
Это - ряд наблюдений. В углу - тепло.
Взгляд оставляет на вещи след.
Вода представляет собой стекло.
Человек страшней, чем его скелет.
Зимний вечер с вином в нигде.
Веранда под натиском ивняка.
Тело покоится на локте,
как морена вне ледника.
Через тыщу лет из-за штор моллюск
извлекут с проступившем сквозь бахрому
оттиском "доброй ночи" уст,
не имевших сказать кому.
1975 - 1976
* * *
Потому что каблук оставляет следы - зима.
В деревянных вещах замерзая в поле,
по прохожим себя узнают дома.
Что сказать ввечеру о грядущем, коли
воспоминанья в ночной тиши
о тепле твоих - пропуск - когда уснула,
тело отбрасывает от души
на стену, точно тень от стула
на стену ввечеру свеча,
и под скатертью стянутым к лесу небом
над силосной башней, натертый крылом грача
не отбелишь воздух колючим снегом.
1975 - 1976
* * *
Деревянный лаокоон, сбросив на время гору с
плеч, подставляет их под огромную тучу. С мыса
налетают порывы резкого ветра. Голос
старается удержать слова, взвизгнув, в пределах смысла.
Низвергается дождь: перекрученные канаты
хлещут спины холмов, точно лопатки в бане.
Средизимнее море шевелится за огрызками колоннады,
как соленый язык за выбитыми зубами.
Одичавшее сердце все еще бьется за два.
Каждый охотник знает, где сидят фазаны, - в лужице под лежачим.
За сегодняшним днем стоит неподвижно завтра,
как сказуемое за подлежащим.
1975 - 1976
* * *
Я родился и вырос в балтийских болотах, подле
серых цинковых волн, всегда набегавших по две,
и отсюда - все рифмы, отсюда тот блеклый голос,
вьющийся между ними, как мокрый волос,
если вьется вообще. Облокотясь на локоть,
раковина ушная в них различит не рокот,
но хлопки полотна, ставень, ладоней, чайник,
кипящий на керосинке, максимум - крики чаек.
В этих плоских краях то и хранит от фальши
сердце, что скрыться негде и видно дальше.
Это только для звука пространство всегда помеха:
глаз не посетует на недостаток эха.
1975
* * *
Что касается звезд, то они всегда.
То есть, если одна, то за ней другая.
Только так оттуда и можно смотреть сюда:
вечером, после восьми, мигая.
Небо выглядит лучше без них. Хотя
освоение космоса лучше, если
с ними. Но именно не сходя
с места, на голой веранде, в кресле.
Как сказал, половину лица в тени
пряча, пилот одного снаряда,
жизни, видимо, нету нигде, и ни
на одной из них не задержишь взгляда.
1975
* * *
В городке, из которого смерть расползалась по школьной карте,
мостовая блестит, как чешуя на карпе,
на столетнем каштане оплывают тугие свечи,
и чугунный лес скучает по пылкой речи.
Сквозь оконную марлю, выцветшую от стирки,
проступают ранки гвоздики и стрелки кирхи;
вдалеке дребезжит трамвай, как во время оно,
но никто не сходит больше у стадиона.
Настоящий конец войны - это на тонкой спинке
венского стула платье одной блондинки,
да крылатый полет серебристой жужжащей пули,
уносящей жизни на Юг в июле.
1975, Мюнхен
* * *
Около океана, при свете свечи; вокруг
поле, заросшее клевером, щавелем и люцерной.
Ввечеру у тела, точно у Шивы, рук,
дотянуться желающих до бесценной.
Упадая в траву, сова настигает мышь,
беспричинно поскрипывают стропила.
В деревянном городе крепче спишь,
потому что снится уже только то, что было.
Пахнет свежей рыбой, к стене прилип
профиль стула, тонкая марля вяло
шевелится в окне; и луна поправляет лучом прилив,
как сползающее одеяло.
1975
* * *
Ты забыла деревню, затерянную в болотах
залесенной губернии, где чучел на огородах
отродясь не держат - не те там злаки,
и доро'гой тоже все гати да буераки.
Баба Настя, поди, померла, и Пестерев жив едва ли,
а как жив, то пьяный сидит в подвале,
либо ладит из спинки нашей кровати что-то,
говорят, калитку, не то ворота.
А зимой там колют дрова и сидят на репе,
и звезда моргает от дыма в морозном небе.
И не в ситцах в окне невеста, а праздник пыли
да пустое место, где мы любили.
1975
* * *
Тихотворение мое, мое немое,
однако, тяглое - на страх поводьям,
куда пожалуемся на ярмо и
кому поведаем, как жизнь проводим?
Как поздно заполночь ища глазунию
луны за шторою зажженной спичкою,
вручную стряхиваешь пыль безумия
с осколков желтого оскала в писчую.
Как эту борзопись, что гуще патоки,
там не размазывай, но с кем в колене и
в локте хотя бы преломить, опять-таки,
ломоть отрезанный, тихотворение?
1975 - 1976
* * *
Темно-синее утро в заиндевевшей раме
напоминает улицу с горящими фонарями,
ледяную дорожку, перекрестки, сугробы,
толчею в раздевалке в восточном конце Европы.
Там звучит "ганнибал" из худого мешка на стуле,
сильно пахнут подмышками брусья на физкультуре;
что до черной доски, от которой мороз по коже,
так и осталась черной. И сзади тоже.
Дребезжащий звонок серебристый иней
преобразил в кристалл. Насчет параллельных линий
все оказалось правдой и в кость оделось;
неохота вставать. Никогда не хотелось.
1975 - 1976
* * *
С точки зрения воздуха, край земли
всюду. Что, скашивая облака,
совпадает - чем бы не замели
следы - с ощущением каблука.
Да и глаз, который глядит окрест,
скашивает, что твой серп, поля;
сумма мелких слагаемых при перемене мест
неузнаваемее нуля.
И улыбка скользнет, точно тень грача
по щербатой изгороди, пышный куст
шиповника сдерживая, но крича
жимолостью, не разжимая уст.
1975 - 1976
* * *
Заморозки на почве и облысенье леса,
небо серого цвета кровельного железа.
Выходя во двор нечетного октября,
ежась, число округляешь до "ох ты бля".
Ты не птица, чтоб улететь отсюда,
потому что как в поисках милой всю-то
ты проехал вселенную, дальше вроде
нет страницы податься в живой природе.
Зазимуем же тут, с черной обложкой рядом,
проницаемой стужей снаружи, отсюда - взглядом,
за бугром в чистом поле на штабель слов
пером кириллицы наколов.
1975 - 1976
* * *
Всегда остается возможность выйти из дому на
улицу, чья коричневая длина
успокоит твой взгляд подъездами, худобою
голых деревьев, бликами луж, ходьбою.
На пустой голове бриз шевелит ботву,
и улица вдалеке сужается в букву "У",
как лицо к подбородку, и лающая собака
вылетает из подоворотни, как скомканная бумага.
Улица. Некоторые дома
лучше других: больше вещей в витринах;
и хотя бы уж тем, что если сойдешь с ума,
то, во всяком случае, не внутри них.
1975 - 1976
* * *
Итак, пригревает. В памяти, как на меже,
прежде доброго злака маячит плевел.
Можно сказать, что на Юге в полях уже
высевают сорго - если бы знать, где Север.
Земля под лапкой грача действительно горяча;
пахнет тесом, свежей смолой. И крепко
зажмурившись от слепящего солнечного луча,
видишь внезапно мучнистую щеку клерка,
беготню в коридоре, эмалированный таз,
человека в жеваной шляпе, сводящего хмуро брови,
и другого, со вспышкой, чтоб озарить не нас,
но обмякшее тело и лужу крови.
1975 - 1976
* * *
Если что-нибудь петь, то перемену ветра,
западного на восточный, когда замерзшая ветка
перемещается влево, поскрипывая от неохоты,
и твой кашель летит над равниной к лесам Дакоты.
В полдень можно вскинуть ружьё и выстрелить в то, что в поле
кажется зайцем, предоставляя пуле
увеличить разрыв между сбившемся напрочь с темпа
пишущим эти строки пером и тем, что
оставляет следы. Иногда голова с рукою
сливаются, не становясь строкою,
но под собственный голос, перекатывающийся картаво,
подставляя ухо, как часть кентавра.
1975 - 1976
* * *
...и при слове "грядущее" из русского языка
выбегают черные мыши и всей оравой
отгрызают от лакомого куска
памяти, что твой сыр дырявой.
После стольких лет уже безразлично, что
или кто стоит у окна за шторой,
и в мозгу раздается не неземное "до",
но ее шуршание. Жизнь, которой,
как дареной вещи, не смотрят в пасть,
обнажает зубы при каждой встрече.
От всего человека вам остается часть
речи. Часть речи вообще. Часть речи.
1975
* * *
Я не то что схожу с ума, но устал за лето.
За рубашкой в комод полезешь, и день потерян.
Поскорей бы, что ли, пришла зима и занесла всё это —
города, человеков, но для начала зелень.
Стану спать не раздевшись или читать с любого
места чужую книгу, покамест остатки года,
как собака, сбежавшая от слепого,
переходят в положенном месте асфальт.
Свобода —
это когда забываешь отчество у тирана,
а слюна во рту слаще халвы Шираза,
и, хотя твой мозг перекручен, как рог барана,
ничего не каплет из голубого глаза.
1975-1976
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.
Дизайн: Юлия Кривицкая
Продолжая работу с сайтом, Вы соглашаетесь с использованием cookie и политикой конфиденциальности. Файлы cookie можно отключить в настройках Вашего браузера.