Звучание букв русского алфавита, их звукообразы, давно меня занимали, но всё как- то не случалось отобразить на бумаге то, что виделось, слышалось, грезилось в каждой отдельно отставленной от слов букве.
Как-то, читая воспоминания Юрия Анненкова "Дневник моих встреч", В главе о Евгении Замятине , где Анненков рассказывает, как Замятин после1917-го года, организовал в Петрограде в Доме Искусств класс художественной прозы, я натолкнулся цитату, взятую из одной из лекций Замятина - лекции по технике художественной прозы,прочитанной им в те годы.
Вот эта цитата:
"Всякий звук человеческого голоса, всякая буква сама по себе вызывает в человеке известные представления, создавая звукообразы. Я далёк от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определённое смысловое или цветовое значение. Но - Р - ясно говорит мне о чём-то громком, ярком, красном, горячем, быстром . Л - о чём-то бледном, голубом, холодном, плавном, лёгком. Звук - Н - о чём-то нежном, о снеге, небе, ночи... Звуки Д и Т - о чём-то душном, тяжком, о тумане, о тьме. о тяжком. Звук М - о милом, мягком, о матери, о море. С А - связывается широта, даль, океан, марево, размах. С О - высокое, глубокое море,лоно. С И - близкое, низкое, стискивающее и т. д." - конец цитаты.
Прочитав это, я понял, что мне не отвертеться от желания выразить на бумаге в форме стихотворных миниатюр, своё ощущение букв и звуков русского языка. Оно не всегда совпадает с представлениями Замятина. Да, иначе и быть не должно.
Ведь каждый человек, если он свободен и не одурманен навязчивой идеологией, ощущает окружающий мир через призму своей индивидуальности. Так же - и с буквами.
Буквы, слагаясь в слова, образуют понятия вещей, действий, состояний; характеризуют цвет, звук, настроение и т.п. Слова, приложенные друг к другу, в должном порядке, создают образы, видение действий и суть размышлений. Я попытался в коротких стишках отразить свои звукообразы тех значков, которые называются буквами, и которыми мы пользуемся всю жизнь привычно и бездумно. Что получилось-то получилось.
Некоторые "буквы" я уже когда-то публиковал здесь раньше, а теперь решил представить вам всю азбуку от А до Я.
А
Любой алфавит - от Латыни
И от Кириллицы - до ныне.
Берёт начало с буквы - А.
Как клён осенний на аллее,
Она пленительно алеет.
К лицу цвет алый букве А.
А как восторженны слова:
Ах,ах! Ха-ха! Ура! Хвала!
Всем буквам - Буква, буква А!
Б
Б - буканая буква.
Брюхо - брюквой.
Булькало,
буркало.
Бухтит
буквально -
буква нахальная.
В
В - вечернее что-то звучит...
Веет травами и покоем,
Звоном вечности с колоколен,
Влажным ветром в апрельской ночи.
Г
Г - оно и есть - Г.
Можно ещё - гуно.
Но и оно,
как не круто,
все равно -
говно.
Д
Дама из прошлого,
без верхнего бюста.
Ножки расставила,
а сверху - пусто.
Или труба угарная.
дымогарная.
Дышит душно дымом
удушливым.
Е
Е -безликая,беспородная,
замухрышка в среде своей.
Что-то мягкое и бесплотное -
так и тянет промямлит: елей.
Ё
Ё - она, конечно, не Е
Но!
Без неё - ежа сборная подзаборная.
А с нею - Ёжик -
ни головы,
ни ножек.
Ж
Такая буква желтоватая,
Жукообразная на вид.
Она не жалит, но жужжит,
И есть в ней что-то жуковатое.
З
Озаренье, зарницы, зори -
заповедно звенящий звук...
И вечернее заозёрье
в предзакатном звучанье разлук.
И
И - синева поднебесья.
Мартовских снЕгов
искристый батист.
И залихватской ямщицкой песни,
и таинственной иволги свист.
К
Скаковая, конная буква:
кирасиры, конкур, ковбои.
Но она же - кислая клюква
И карминная кровь скотобоен.
Л
Я букве признаюсь в любви.
В её ласкающем звучанье:
Лесов осеннее молчанье,
Лагуны светлое блистанье,
Июльских ливней ликованье
И лепет детский и слиянье
Двоих в объятиях любви.
М
Промычала корова-мама
своему телёночку:
- Му-у-у!
И подставила вымя
прямо
в мягкие губы ему.
- Милый мой, молочко поспело,
можешь смело его сосать.
Материнское наше дело:
накормить, напоить, облизать.
Н
Н - надменна и отрицательна:
Ни за что! Никому! Никуда!
Нет,не буду! Необязательно.
...нам не встретиться никогда.
О
О, как высоколобо,
округло, окоёмно -О
О - круг, круг - О
Всё замкнуто, кругообразно,
первично и окружено,
океанически огромно,
бело,- словно экран в кино.
П
Споткнулся я на букве этой...
Пыхчу, как паровоз в пустыне.
Петляю по пескам. Отныне -
Плутать в пыли, искать ответа:
Что делать с буквой П поэту?
Р
"Разгрохоталось!
С рокотом грозящим
грома громили черный
горизонт."
Вот буква - Р.
Её раскат гремящий
ревёт
и рвёт:
рубаху,
душу,
зонт!
С
Сырный сонет
С - оказалась буквой сложной -
Ассоциаций слишком много.
Но,если разобраться строго, -
Мне сырный дух - всего дороже.
Сыр Камамбер и сыр Дор-Блю,
Швейцарский, со слезою сладкой...
Я помню: в годы соц-упадка -
Сыр плавленый. Его люблю.
И вспоминаю, как с друзьями
Мы этим плавленым сырком
Кубинский заедали ром...
Увлёкся что-то я сырами.
Кончаю сырный свой синдром.
Не подавиться чтоб слюнями.
Т
Тьмутаракань - всё в тёмном тоне,
в туманах тьме и толкотне.
И затхлый запах старых штолен
темяшится в сознанье мне.
У
Агушеньки, агу -
самый ранний детский звук
и уа-уа-уа -
полу-звук, полуслова.
А в шкафу - ужасный Бука.
И нельзя прилюдно пукать.
Уди-уди, уди-уди...
Вырастут, что с ними будет?
Ф
Расфуфыренная.
Руки в боки.
Эффектна, как филин
средь бела дня.
Даже рифма,
вершащая строки,
фыркает этой буквой
в меня.
Х
Х - весёлая буква
Ха-ха!
Предназначенная для смеха.
Ей посильна любая потеха.
Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
Ха-ха-ха!
Ц
Вот циний царственных цветы
Царят на фоне цинерарий...
Без буквы Ц они б едва ли
росли, цвели, благоухали...
Сады лишатся красоты
без буквы - Ц.
Цветы!
Цветы!
Ч
Ч - это Человек и Чай!
Ведь чай не пьёшь - откуда сила?
Но букву эту подкосило
засилье аббревиатур:
ЧК, ЧП и МЧС
(чур-чур меня, не путай бес )
Ш
Ш -буква вроде бы моя,
но к ней не расположен я.
Шторма и шквалы - шуму много.
Шумиха не по нраву мне.
Но шмель - пушистый недотрога,
так мил
и дорог мне вдвойне.
Щ
Щ - щи, щавель,
щебечут птицы.
И птичий щёголь -
сам щегол -
Свистит и щёлкает.
И это - картинки
щедрых будней лета.
Ы
Ы = звук тупой
и буква схожа.
В утробе рождена она.
Рыгать, рычать, рыдать -
быть может,
и рылом рыть - осуждена.
Э
Э - это буква для эстетов:
эмоции, экстаз, эфир,
Экстравагантность,этикеты.
И Эрос - жизни эликсир.
Ю
ЛЮБЛЮ
в прекрасном слове этом -
два Ю.
Не надо быть поэтом,
чтобы понять:
для буквы - Ю
важнее слова нет -
ЛЮБЛЮ
Я
Есть яства, яблоки, ярмо.
Яйцо на завтрак -очень мило.
Для нас важней всего:
ЯРИЛО !
Подумать только - что бы было,
когда бы не было его?
---
На этой яркой букве Я
Язык свой прикушу-ка я.
ъ
P.S.
Как вспомогательные буквы
есть Ь и Ъ,
но ведь они всего лишь - знак,
А знак не выразить никак
Сырный сонет особенно вкусен) А Ы - не тупая! Она неожЫданная!
Ну, если неожиданная - тогда: нЫжданчик :)
Степные казахи после сытной еды обязательно должны громко рыгнуть. Это у них, как знак удовлетворения и благодарности за сытную еду или угощение.
Нет, Ы - утробная буква.
А меня всегда умиляла буква Щ. Вернее, звук. Он возникает даже там, где нет его буквы))
Ага, - щекотки боитесь. ))
Какой труд!))
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
Потому что искусство поэзии требует слов,
я - один из глухих, облысевших, угрюмых послов
второсортной державы, связавшейся с этой,-
не желая насиловать собственный мозг,
сам себе подавая одежду, спускаюсь в киоск
за вечерней газетой.
Ветер гонит листву. Старых лампочек тусклый накал
в этих грустных краях, чей эпиграф - победа зеркал,
при содействии луж порождает эффект изобилья.
Даже воры крадут апельсин, амальгаму скребя.
Впрочем, чувство, с которым глядишь на себя,-
это чувство забыл я.
В этих грустных краях все рассчитано на зиму: сны,
стены тюрем, пальто, туалеты невест - белизны
новогодней, напитки, секундные стрелки.
Воробьиные кофты и грязь по числу щелочей;
пуританские нравы. Белье. И в руках скрипачей -
деревянные грелки.
Этот край недвижим. Представляя объем валовой
чугуна и свинца, обалделой тряхнешь головой,
вспомнишь прежнюю власть на штыках и казачьих нагайках.
Но садятся орлы, как магнит, на железную смесь.
Даже стулья плетеные держатся здесь
на болтах и на гайках.
Только рыбы в морях знают цену свободе; но их
немота вынуждает нас как бы к созданью своих
этикеток и касс. И пространство торчит прейскурантом.
Время создано смертью. Нуждаясь в телах и вещах,
свойства тех и других оно ищет в сырых овощах.
Кочет внемлет курантам.
Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав,
к сожалению, трудно. Красавице платье задрав,
видишь то, что искал, а не новые дивные дивы.
И не то чтобы здесь Лобачевского твердо блюдут,
но раздвинутый мир должен где-то сужаться, и тут -
тут конец перспективы.
То ли карту Европы украли агенты властей,
то ль пятерка шестых остающихся в мире частей
чересчур далека. То ли некая добрая фея
надо мной ворожит, но отсюда бежать не могу.
Сам себе наливаю кагор - не кричать же слугу -
да чешу котофея...
То ли пулю в висок, словно в место ошибки перстом,
то ли дернуть отсюдова по морю новым Христом.
Да и как не смешать с пьяных глаз, обалдев от мороза,
паровоз с кораблем - все равно не сгоришь от стыда:
как и челн на воде, не оставит на рельсах следа
колесо паровоза.
Что же пишут в газетах в разделе "Из зала суда"?
Приговор приведен в исполненье. Взглянувши сюда,
обыватель узрит сквозь очки в оловянной оправе,
как лежит человек вниз лицом у кирпичной стены;
но не спит. Ибо брезговать кумполом сны
продырявленным вправе.
Зоркость этой эпохи корнями вплетается в те
времена, неспособные в общей своей слепоте
отличать выпадавших из люлек от выпавших люлек.
Белоглазая чудь дальше смерти не хочет взглянуть.
Жалко, блюдец полно, только не с кем стола вертануть,
чтоб спросить с тебя, Рюрик.
Зоркость этих времен - это зоркость к вещам тупика.
Не по древу умом растекаться пристало пока,
но плевком по стене. И не князя будить - динозавра.
Для последней строки, эх, не вырвать у птицы пера.
Неповинной главе всех и дел-то, что ждать топора
да зеленого лавра.
Декабрь 1969
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.