Cалехард (до 1933 года – Обдорск, Обдорский острог) – единственный город, находящийся на Полярном круге (о чём там установлена соответствующая стела-этикетка). Основан в 1595 году почти сразу же после походов Ермака Тимофеевича.
Форпост русских переселенцев на Крайнем Севере востока страны.
Расположен на мысу, вдающемся в реку Обь при впадении в неё реки Полуй.
Собственно говоря «Салехард» по-ненецки и есть «город на мысу».
А «Обдорск» - Обский берег. А находящийся севернее, уже на полуострове Ямал новый порт назвали… Верно, товарищи знатоки! Новый порт!
Крайне витиеватые и причудливые топонимы в тех краях.
Вообще, столица ЯНАО, с моей точки зрения, по новейшей исторической судьбе является братом-близнецом столицы ХМАО Ханты-Мансийска. Как и ХМ, до 1990 годов 20 века Салехард являлся в основном двухэтажно-неказистым городком с неказистой же инфраструктурой. Но в 90-е годы благодаря нефтедОбыче животворящей оба города просто рванули вверх, превратившись вполне в комфортные и современные города.
(Правда, против 100 тыс. Ханты-Мансийска, в Салехарде чуть более 50 тыс. жителей).
Зато вкус и эстетика архитектуры и устройства городской среды Салехарда, наверное, являются непревзойдёнными в Сибири – некоторые здания, улицы и тротуары сделали бы честь даже норвежским городам.
Благосостояние города позитивно сказалось и на нраве горожан – открытых, дружелюбных и приветливых. Впрочем, это север, друзья, здесь по-другому никак.
В самом историческом центре города на оконечности мыса находится любовно воссозданный по оставшимся эскизам деревянный острог казачьих первопоселенцев.
От него открывается прекрасный вид на Обь, и находящиеся по ту сторону вершины Приполярного Урала – до них около сотни километров, но видны они как на ладони, вкупе с широченной Обью составляя внушительную панораму.
Одним из главных символов нового с иголочки Салехарда является, конечно же, легендарный мост «Факел» с рестораном «Ямал» наверху – подняться туда можно только на лифте, сверху открывается чудный вид на центр города.
Находится этот мост на реке Шайтанка, название это, кстати, вызвало недавно забавные споры и коллизии – дело в том, что возводится неподалёку на её берегу колоссальный православный храм. И вот вызвало у части прихожан это определённый когнитивный диссонанс – как это – Храм да и на Шайтанке? Негоже и невместно! Требуем переименовать.
Но река пока называется, как было испокон веков.
Отдельной интересной изюминкой являются расположенные во многих местах деревянные скульптуры и целые скульптурные композиции. Нам особенно повезло: в дни нашего визита в центре города проходил масштабный фестиваль-соревнование мастеров деревянной скульптуры – произведения искусств рождались прямо на глазах горожан.
Причем сюжеты сих творений очень небанальны – видимо, хороший вкус – это вообще специфика этих мест.
Также вполне годно и достойно смотрится украшение брандмауэров стандартных пятиэтажек красочными панно – это ныне вообще общая (и хорошая) тема для многих городов РФ, но здесь они особенно хороши своей северной спецификой – тут тебе и мамонт, и советский вертолёт, и ледокол, и тайга... Песня!
Отрадно, что авторы этих панно – родом из моего родного Екатеринбурга!
«Через дорогу» от Салехарда – на западном берегу находится город Лабытнанги, который мы посетили, предварительно покормив окаменелостями и полезными ископаемыми каменный монумент мамонту Мите. Почему он Митя, а не, скажем, Серж или там Эдуард – даже не спрашивайте. Спасибо, хоть не Борис. Во время переправы одна из местных жительниц увлеченно пересказывала нам одну из легенд местного городского фольклора – дескать, вот-вот, в ближайшее время должно начаться строительства моста через Обь, который соединит два города. Увы, это тот случай, когда очень желаемое выдаётся за действительное. Всему этому препятствует слово на букву Р.
И это слово – «рентабельность». Несмотря на наличие даже планов правительства, моя точка зрения по этому поводу такая. Увы, строительство столь длинного сооружения в наисуровейших субарктических широтах имеет вероятность вряд ли намного большую, чем проведение метро по этому маршруту. Либо – чем электрификация Северного Полярного круга путём подвешивания на 66 параллель неоновых лампочек.
Впрочем, вера – дело хорошее. И реализация проекта Крымского моста, признаться несколько раздвинула рамки этой веры.
Ну и вообще – планы-то есть грандиозные. Так называемый Северный широтный ход (железная дорога, которая может соединить Полярный Урал (то есть – по Свердловской ЖД и Екатеринбург!) напрямую с Игаркой и даже с Дудинкой
Но – будут ли эти планы реализованы и когда они войдут в стадию реализации – боги весть.
Кстати, часть путей (ветка от п. Чум до Лабытнанги и ветка Салехард - Надым, начинающаяся прямо на восточной окраине Салехарда) уже существует – в заброшенном виде. Возводилась она в 1947-1953 году в рамках проекта Трансполярной магистрали силами заключённых, тысячи которых окончили здесь свой земной путь – в память о их труде на «нулевой версте» установлен в качестве памятника паровоз тех времен и рельсы, обрывающиеся в вечность.
В общем, будем посмотреть, что называется.
Также стоит отметить, что у этих мест есть превосходные перспективы для развития не только сфер, связанных с разработкой недр. А туристические – в шаговой (по северным вертолётным меркам) доступности находятся не только аутентичные ненецкие кочевья, но и Приполярный и Полярный Урал. Так что – процветай и развивайся, подсвеченный разным там северным сиянием северный регион!
Сразу за Салехардом исполинская Обь поворачивает на восток и северо-восток, стремительно превращаясь практически в (отчасти) пресноводное море Обской губы – берегов там не видно, регулярно гуляют штормы «как у дяденьки Карского моря».
Именно туда и рвался наш поэт, проведя три дня в столице ЯНАО. В загадочную фонетически и географически ненецкую Антипаюту, что на 700 км северо-восточнее.
Именно туда он отправился на винтажном теплоходе «Механик Калашников».
В сказочные полуночные края всё ближе к верхушке земного шарика.
О чём – в третьей части повествования.
Ну, а вспомнив про сказочность, мы и закончим сказкой, мои юные друзья.
***
Как-то в далёком селении на крайнем севере жила ненецкая девочка Света Тьмы.
(Хотя чего это я? Она и до сих пор там. Всем привет передаёт, кстати.)
И вот, как-то в особо тёмную полярную ночь, солнце не всходило четыре с половиной дня. И даже пунктир полярного круга далеко на юге, который, как известно, включают по ночам для удобства навигации стад оленей, не давал должного освещения.
«Но что с того, что на улице темно?» - спокойно подумала Света Тьмы.
«Ведь у нас ещё есть свет в наших душах! И свет в наших домах. За первое – спасибо нашим добрым родителям и мудрым Наставникам. За второе – электрикам, электромонтёрам и Единым Энергосистемам.
Очень добрая и светлая девочка эта Света Тьмы. И таких Свет на нашем севере – тьмы и тьмы.
***
Ну за Свет и их свет, товарищи!
Спать, рождественский гусь,
отвернувшись к стене,
с темнотой на спине,
разжигая, как искорки бус,
свой хрусталик во сне.
Ни волхвов, ни осла,
ни звезды, ни пурги,
что младенца от смерти спасла,
расходясь, как круги
от удара весла.
Расходясь будто нимб
в шумной чаще лесной
к белым платьицам нимф,
и зимой, и весной
разрезать белизной
ленты вздувшихся лимф
за больничной стеной.
Спи, рождественский гусь.
Засыпай поскорей.
Сновидений не трусь
между двух батарей,
между яблок и слив
два крыла расстелив,
головой в сельдерей.
Это песня сверчка
в красном плинтусе тут,
словно пенье большого смычка,
ибо звуки растут,
как сверканье зрачка
сквозь большой институт.
"Спать, рождественский гусь,
потому что боюсь
клюва - возле стены
в облаках простыни,
рядом с плинтусом тут,
где рулады растут,
где я громко пою
эту песню мою".
Нимб пускает круги
наподобье пурги,
друг за другом вослед
за две тысячи лет,
достигая ума,
как двойная зима:
вроде зимних долин
край, где царь - инсулин.
Здесь, в палате шестой,
встав на страшный постой
в белом царстве спрятанных лиц,
ночь белеет ключом
пополам с главврачом
ужас тел от больниц,
облаков - от глазниц,
насекомых - от птиц.
январь 1964
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.