На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
26 апреля 2024 г.

Стих поэта может быть для вас неясен, так как поэт не обязан справляться со степенью вашего эстетического развития

(Иннокентий Анненский)

Анонсы

13.10.2013

Шорт-лист недели 23–30.08.2013: Где герань на окне ядовито-красная

Сказать человеку: «Я тебя люблю», — то же самое, что сказать ему: «Ты будешь жить вечно, ты никогда не умрешь»...

                              Герань на окне

 
 
                              СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 23–30.08.2013: 
 
                              1. Shimaim. Где герань на окне
                              (Номинатор: MitinVladimir)
                              (4: wilt, MitinVladimir, Katrin, NEOTMIRA)
                              (3: tamika25, natasha, mysha)
 
                              Музыкальное сопровождение «Маяк (Вместо письма)» Сплин
 
                              были близки
                              и
                              потолки низкие
                              в комнате,
                              где герань на окне
                              ядовито-красная.
                              стала ты
                              всех мне милей:
                              моя левосторонняя,
                              в нескольких па
                              моя 
                              но
                              недопустимо.
                              опасно
                              я приблизился:
                              от аварий
                              до краха империй
                              тебе верить
                              исступленно.
                              неистово
                              в губы алые,
                              отринув сомнения,
                              падать…
                              и упал.
                              вдребезги.
                              окно.
                              за ним улица.
                              может, радуге радуясь,
                              бежит псина бездомная
                              в той половине реальности,
                              где мы безнадежно свободны 
                              и нестись бы по
                              улицам
                              с ветром наперегонки,
                              как в детстве когда-то…
                              но 
                              фото
                              рассматривая,
                              склонилась ты
                              ко мне
                              родная — близкая
                              до спазма в горле
                              стало ясно
                              в комнате с низкими потолками,
                              где на окне герань
                              ядовито-красная.
 
Shimaim: Вашему вниманию предлагается верлибр. Для того чтобы прочувствовать верлибр нужно иметь внутри метроном, настроенный на ритм произведения, иначе «замагничивания» не получится, поскольку в верлибре отсутствуют рифмы, слоговой метр и прочие атрибуты «правильного» стихосложения. Это уже не сервента, а «канцона». Есть лирический герой и его возлюбленная. В «комнате с низкими потолками, где на окне герань ядовито-красная» (имеется в виду цвет или же смысловая окраска?) лирический герой вдруг осознает, что возлюбленная «левосторонняя» (близость к сердцу или же к походу налево?) стала «всех милей», хотя все это «недопустимо» (он женат и у него есть дети, и еще одна женщина в Мелитополе?). К предмету своей любви он «опасно приблизился: от аварий до краха империй тебе верить», «в губы алые отринув сомнения падать». И все-таки упал. За пределами комнаты течет жизнь «может, радуге радуясь, бежит псина бездомная в той половине реальности, где мы безнадежно свободны (слава Богу, нет никаких несчастных больных жен, которых нельзя бросить, ибо честь, ум и совесть не велят, а есть просто опасения потерять свободу, взять на себя ответственность за другого). И тянет же его слинять (!) потихаря, спастись от возможного разочарования или же трудностей в любви: «и нестись бы по улице с ветром наперегонки, как в детстве когда-то», но (!) «фото рассматривая, склонилась ты ко мне — родная-близкая до спазма в горле стало ясно». Все остались живы. Аллилуйя! Финальная сцена из «Ноттинг Хилл»: Хью Грант и Джулия Робертс в парке. Он сидит на лавке, она лежит, и голова ея покоится на его коленях. Она читает книгу. Я плачу. От чувств-с. Музыка? Сплин. Маяк (Вместо письма). P.S.: Сказать человеку: «Я тебя люблю» — то же самое, что сказать ему: «Ты будешь жить вечно, ты никогда не умрешь». Габриэль Марсель.
 
 
                              Миндаль
 
 
                              ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 23–30.08.2013:
 
 
                              2. wilt. Когда отцветает миндаль
                              (Номинатор: MashaNe)
                              (4: MashaNe, KsanaVasilenko, ierene, Ptenchik)
                              (2: Rosa, Volcha)
 
Shimaim: Стихотворение уважаемого Автора наполнено не только цветом цветущего миндаля («цвет бедра нимфы»), но еще и запахом и вкусом «Amaretto di Saronno». Стихотворение умное, стихотворение зрелое, стихотворение философское, главная мысль — неизменность мира. Рождение приводит к угасанию, угасание — к новому рождению. Развитие жизни по спирали. От истоков и до...: « Плачь, рыдай, Фараон, прародитель народного горя, / проклинай, проклинай ненасытную гордость свою...»; «Плачь, рыдай, Вавилон, восходя на свои зиккураты, / волочи за собой окровавленный камень судьбы...»; «Плачь, несчастный Пророк, закрываясь ладонью от ветра. / Никого не спасли от глаголов твоих волдыри...»; «Плачь, любимая, плачь... Это все уже было под солнцем, / отражаясь не раз в темных водах небесной реки...»; «я заплачу навзрыд об единственно подлинном чуде / сотворения жизни в шестом приснопамятном дне». И будет «море дышать во сне», и будет нечто (чему пока нет определения (ответа на вопрос «что?») сверкать на солнце на всех перекрестках земли», и будет меняться мир, то утопая в войнах, то делая короткий передых, но ничего не изменится, и «когда огласят приговор справедливые судьи» Лирический герой тоже заплачет, оплакивая свою жизнь. Кстати, что интересно, Плач — один из подвидов сирвенты в поэзии трубадуров. Главными в сирвенте являлись вопросы общественно-политические, религии, морали. Выходит, что уважаемый Автор (кстати, очень здорово) спел нам свою песнь трубадура. Но я почему-то слышала Виктора Цоя и его «Кукушку».
 
wilt: Последнее слово подсудимого... За мою недолгую стихотворческую карьеру меня очень редко баловали такими обстоятельными и вдумчивыми рецензиями, посему от уважаемого (sic) автора многоуважаемому критику — нижайший поклон и сердечная благодарность. Касаемо самого предмета разбора... Признаться, в свое время, я не очень долюбливал Цоя, но волею судеб оказавшийся с ним в одной исторически-культурной парадигме, наверно, не избежал подспудного влияния его творчества. А на всех перекрестках земли сверкает, исходя из моей сверхзадачи, задница Златого Тельца, так как Маммоне во все века служат не в пример усердно. Спасибо, уважаемые судьи, защитники, полузащитники и нападающие.
 
Shimaim: Кстати, а у меня была мысль про золотого тельца, я в последний момент стерла. Значит, я вас поняла, уважаемый Автор.
 
 
                              3. MashaNe. Неслышными шагами
                              (Номинатор: Rosa)
                              (3: Shimaim, SukinKot, Rosa)
 
Shimaim: Вашему вниманию предлагается еще одна канцона с потрясающим эпиграфом «Однажды я проснулась с ощущением, что стала правнучкой собственной души». Звездная мантия. М. Павич. Люди часто пишут о расставании. Наверное, потому что «расставание — маленькая смерть». Герой ушел, героиня осталась. Тому, кто остается (и от кого уходят) всегда тяжелее. Тяжело, потому что «День кормит ночь с ладони пустяками, раскрошенными в мелкие события», «Ночь накрывает слезы пятаками, когда уже исполнены наитья», «Здесь жизнь и смерть одно большое «если» — / протертое на сгибе карты звездной, а Моцарт — это чья-то память пальцев, влекомая на волю всхлипом клавиш». И вместе с тем, оставленный в первое время очень ждет, что к нему вернется любимый человек, даже если все вокруг будет доказывать обратное. Надежда действительно умирает последней: «и будет день, и вновь ладонью вечер толкнет легонько жернов ожиданий». И время застывает в ожидании, и тишина разрывает барабанные перепонки: «За дверью, снулой рыбой, тишина блестящим брюхом остужает воздух, потоком переменных ожиданий слегка колышет время плавники». «...и кажется отметины на звездах / оставлены, чтоб в эту ночь без сна / вернулся тот, кто уходил однажды / неслышными шагами, осторожно, / как посуху по глади вод тоски, / не оглянувшись, память оставляя. / В заливе ночи тишина живая / ждет терпеливо, что спугнут шаги / ее покой, привязанный осторожно. / Над ней опять поблескивает влажно / любовь — на леске тоненькой блесна...» Музыка? Изумительное соло трубы из кинофильма «Свой среди чужих, чужой среди своих».
 
Rosa: Стихотворение «Неслышными шагами» сделало меня соучастницей боли, мудрости, взросления, понимания, и еще чего-то, о чем я не скажу, потому что не умею. Такие стихи приходят редко, но они крайне несправедливы к читателю, потому что возникает вопрос, а что за ними? Что ответить? Ответить, что тяжело после Брэдбери, трудно без Стругацких, невозможно без Мюнхгаузена и надо жить без тысяч, одним из которых был тот, кто неслышно ходил по воде... Надо жить, чтобы читать звезды, мешать «могу» и «хочу», и честно рассказывать себе и другим о том, что когда-то поведал Моцарт, а вспомнил кто-то из нас...
 
 
                              4. Pro. Я ненарошен
                              (Номинатор: mitro)
                              (3: mitro, tamika25, rash79)
 
Shimaim: Номинирующий mitro сравнил стихотворение Pro с зарисовкой Мане, в моем же воображении рисуются картины Матисса. А вот оригинал — mitro, пытающийся писать поэзию в манере — «импрессионизм», (лично для меня) — это Пикассо и прочие представители кубизма. Хотя в стихотворении «Последнее безумие вчера» упоминается господин Писсаро («портье Писсаро»). Так вот, прекрасен Матисс в исполнении Pro, особенно порадовал «бумажный кораблик сердца», «распятый фрак на вешалке» (любезно одолженный у господина mitro), «звуки замерзли в хрустальном бокале», «регги дневников наивности», «безропотный тральщик прокуренных строк». В целом, произведение Pro очень тесно переплетено с произведением mitro; это произведение «Последнее безумие вчера», облаченное во фрак поэтическую форму господином Pro. «Главное, чтобы костюмчик сидел!» Господин Pro — талантливый кутюрье. Во втором катрене (кажется, это так называется), меня таки ввели в заблуждение: «Запутался в паутине Ваших ресниц, / распятым фраком поник на вешалке. / Не упаду перед тобою ниц, / назло устою — я не сноб и не неженка!». Перед кем Лирический герой не падет ниц? Перед той, в паутине чьих ресниц запутался? Какой-то мгновенный скачок от восхищенного, несмеющего «Вы» к уравнивающе-приравнивающему «ты». От восхищения к обыденности? Вроде «Хоть я и люблю — не могу и готов распластаться перед твоими ногами персидским ковриком, но, распластавшись, я не паду перед тобою ниц, ты так и знай. Но при этом я не сноб и не неженка, просто вот мне хочется тебе состроить козу». Че это было? Кстати, распластанный фрак мне напомнил Маяковского «в мутной прихожей долго не влезет сломанная дрожью рука в рукав». Не согласна с мыслью «забвенье лучше, чем расставание» — для меня что забвенье, что расставание — те же яйца, только в профиль («все меньше и меньше альтернативности»). Автор любезно предупредил, что произведение аритмичное. Для меня же (любительницы верлибров и прочих «вне») оно наполнено ритмом и внутренним звучанием. Это блюз... «Молчи, как дождь. Слезинки лей. Размок / Мой кораблик, пошел ко дну — / безропотный тральщик прокуренных строк. / Кстати, дай сигаретку еще одну...».
 
Pro: Shimaim... второй катрен — респект. Так и есть, герой в сетях, но сопротивляется. В аудиоверсии, имхо, это видно — выпендривается, а уже попал. Впрочем, не буду давать авторецку, хотя и дальше не терпится пояснить.
 
mitro: Прекрасная рецка Shimaim, с чувством полного восприятия и нет тут дилетантизма критики. Я бы посоветовал-попросил бы ее побольше вышептывать подобное. Чуть вправлю о профиле и о яйцах: забвенье-путь дальше, а расставние-путы и бег на месте. Забвенье — не зло, но приятие произошедшего, расставанье — мелодрама, многосерийная и лживая, забвенье — это вспомнить Любовь, что не в тягость, но абсолютна, расставание — демонстрация актерских способностей вне сцены любви. Различия демонстративны, хоть каждую нужно пережить.
 
Pro: Хм… Есть правила, которые я соблюдаю… но этот стих я воспринимаю, как наполовину Мерабовский. Поэтому и решился в первый раз прокомментировать, когда Лара почувствовала про второй катрен. Хотел дальше, но остановился. Но это сделал Мераб. Фраза его. Поэтому приятно, что я ее правильно понял. Забвение — это факт, результат, говорящий о забывании и отказе. Здесь нет эмоций — это результат. А расставание — это процесс, который лишь может привести к забвению. На деле, mitro прав, это часто мелодрама, которая даже циклится. Расставаясь, иногда снова соединяются... По любому, это более эмоциональное действо, часто предшествующее забвению. Я так думаю…
 
Shimaim: Все верно, дорогие братья по оружию: Забвенье — результат, расставанье — причина. Я все понимаю («я еще немножечко шью»). Ну вот, если по-честному, невозможно предать любовь окончательному и бесповоротному забвению. Только при амнезии. А в старости, наоборот, все воспоминания вдруг начинают ярко проявляться (наверное, перед стариками «проносится их жизнь»). Вы замечали, как часто пожилые люди что-то вспоминают? Так вот, лично для меня, ни в забвении, ни в расставании нет ничего светлого. Кстати, я почему-то подумала о забвении, как «обо мне забудут». Согласитесь, между «я забуду» и «меня забудут» — две большие разницы. Впрочем, сейчас ни к чему продолжать дискуссию. Я представила на ваш суд свое чувственное восприятие произведения. Возражения есть? Возражения не принимаются.
 
 
                              5. AlexG. Август по-прежнему
                              (Номинатор: Rosa)
                              (1: natasha)
 
Shimaim: Вашему вниманию предлагается еще одна сервента в исполнении другого трубадура. Это уже не «отцветающий миндаль», а море в непогоду. С соответствующим цветом и запахом. Лирический герой — наблюдатель за происходящим вокруг. Он, как бы со стороны, смотрит на то, как все и всё вокруг превращается: «стареют дома, покрывшись морщинами трещин», «река то мелеет, то рвет берега», «атлеты толстеют фигурой» и прочее, и только август неизменно остается вещим. Здесь, скорее всего, что-то личное. Далее герой предполагает, что когда-нибудь кому-нибудь должен надоесть привычный уклад жизни: «подлодка однажды устанет нырять, а волны коробить поверхность морям, и тучу достанет быть хмурой», и боги для чучела сварят мозги («Волшебник Страны Оз»?), смерчи осядут на западе, из семечка вырастет подсолнух и ночь восхитит своей чернотой, но только август останется вещим. Интересно, что он предрекает герою? Надеюсь, что-то очень замечательное. Мне понравились следующие находки: «стареют дома, покрывшись морщинами трещин», «мосты устают подтверждать сопромат», «язык отторгает прибившийся мат», «устал пьедестал о величии лгать», «и сварят для чучела боги мозги». Музыка? «Спокойная ночь». В. Цой.
 
 
                              Август
 
 
                              СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ: 23–30.08.2013:
 
                              Номинировано: 5
                              Прошло в Шорт-лист: 5
                              Шорт-леди: Shimaim
                              Чудо-лоцман: MitinVladimir
                              Голосивших: 15 (+5)
                              Чадский: Shimaim
 
 
                              ВПЕЧАТЛИЛО:
 
Для того чтобы прочувствовать верлибр нужно иметь внутри метроном, настроенный на ритм произведения, иначе «замагничивания» не получится (Shimaim)
 
Между «я забуду» и «меня забудут» — две большие разницы (Shimaim)

Автор: tamika25 & MitinVladimir


← ПредыдущаяСледующая →

14.10.2013
Двенадцать месяцев. Итоги турнира № 44

13.10.2013
Шорт-лист недели 16–23.08.2013: Ночь не осветишь воском — свеча тонка

Читайте в этом же разделе:
13.10.2013 Шорт-лист недели 16–23.08.2013: Ночь не осветишь воском — свеча тонка
05.10.2013 Шорт-лист недели 09–16.08.2013: Где-то по морю бродит смешной босяк
02.10.2013 Шорт-лист полумесяца 26.07–09.08.2013: Где набраться дыханья на дальнюю даль?
01.10.2013 Шорт-лист недели 19–26.07.2013: Казалось мне, что я тебя люблю
29.09.2013 Лето... Решетория... Стихи... Итоги

К списку


Комментарии

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Камертон