На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
29 марта 2024 г.

Поэт всегда прав

(Анна Ахматова)

Анонсы

11.03.2015

Шорт-лист недели 05–12.12.2014: И каплю солнца жду — бессмысленный счастливчик

Нестерпимо хочется выстирать шторы, распахнуть окна, впустить ливень солнца вместе с ветром...

                              Жужжание жизни

                              СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 05–12.12.2014: 
 
                              1. Skorodinski. Жужжание жизни
                              (Номинатор: noname)
                              (6: noname, Ptenchik, ChurA, LunnayaZhelch, afinskaja, Lisa)
 
                              Житьишко — заваль, загогулиной змеясь —
                              желтофиоль в истлевшей жардиньерке —
                              сижу в горшке три на три, опояс-
                              ывает это все диван, советский шкаф в три дверки
                              да телевизор... В центре я — небритый идиот,
                              еще не жмурик, но уже не живчик —
                              с утра цветковый свой я разеваю рот,
                              и каплю солнца жду — бессмысленный счастливчик...
                              А ветер дунет — я взволнуюсь и дрожа —
                              завороженный невозможностью дожать
                              сознание свое до заморочки
                              той тютчевской, где мысль всего лишь ложь-жь-жь...
                              Жую слова... Их, отжимая в жом — жужжу...
                              залетною пчелой...
 
                              А дальше не дано...
 
                              Такое вот, кино...
                              И точка.
 
Katrin: Нет, не пойдет так. Цветок — полить и удобрить (или задобрить, или побрить). Взбодрить, в общем. Диван — пропылесосить, шкаф — выкинуть, окна — открыть, ветер — пусть дует!
 
Мне нравится. Хотя нестерпимо хочется выстирать шторы, распахнуть окна, впустить ливень солнца вместе с ветром, закружиться в самом центре трехметрового мира, а потом сесть на пол и, смеясь, понимая, что все это не так, чтобы надолго, но всё же... побыть такой пчелищей — крупной, звонкой, сильной, нужной.
 
Красиво. Я вслух читала. Несмотря на «горшок-идиот-жмурик» и т. п. — красиво. Потому что тут же «желтофиоль-жардиньерка-цветковый-тютчевской...» и жужжжание, и прелесть авторского языка.
 
Спасибо, Ицхак.
 
Rosa: Мой земляк победил. Ура!!!
 
SukinKot: Сколько помню Ицхака, ни разу не видел, чтобы он с кем-то ссорился или выяснял отношения, а ведь он, можно сказать, у нас с момента основания. И в тусовках никаких не замечен. Человек просто занимается поэзией. Вот с кого надо брать пример.
 
Rosa: (надувшись) В моем городе только такие и живут, включая меня и Ицхака.
 
SukinKot: Ну, Роза вообще вне конкуренции.
 
Rosa: (надувшись до неприличных размеров) А то.
 
Skorodinski: Огромное спасибо за внимание. Этому стиху много десятилетий, но в оправдание могу пояснить, что в ключевое слово — желтофиоль — были влюблены многие великие, от Иванова — желтофиоль, как виола — до Бродского. Я воодушевился, когда-то, стихотворением Саши Чёрного о том, как он покупал этот цветок в немецкой лавке...
 
buhta: А зачем оправдываться, хорошее стихотворение-победитель, с чем вас и поздравляю!
 
 
                              Лето 
 
                              ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 05–12.12.2014: 
 
                              2. smaila. Изба неизбывной зимы
                              (Номинатор: mysha)
                              (5: Algiz, mysha, Pro, tamika25, SukinKot)
 
Katrin:
 
          В деревне по имени Лето,
          ни богу, ни черту взаймы,
          под сенью сиреневых веток —
          изба неизбывной зимы:
 
          прищуренный взгляд из-под ставен,
          кривится в ухмылке крыльцо,
          замок на дверях неисправен,
          несет от колодца гнильцой,
 
          трухлявые зубы забора
          крошатся и тонут в снегу,
          и деру дают визитеры,
          увидев избушку-каргу.
 
          ...Под ржавой залатанной крышей
          споткнутся и встанут часы,
          никто никогда не услышит
          избушкино тихое «тссс...»
 
          Отпляшет шумливое лето,
          и солнце уйдет за холмы;
          под сенью изломанных веток —
          изба неизбывной зимы.
 
Это, по-моему, поэзия-поэзия. Концентрированная и оживающая. Не хочется мне проводить параллели и искать двойное, а то и тройное дно в этом тексте. Они пытаются появиться, но я сопротивляюсь. Потому что отчетливо вижу эту избушку-каргу, которая «зимой и летом одним цветом», даже слышу, как она вздыхает, кряхтит, вижу ее воспоминания.
 
Одна только фраза «изба неизбывной зимы» — уже поэзия. Да и весь текст как с картинки, как с проиллюстрированной книжной страницы. И что-то такое подергивается в душе ненормальной жалостью — шапку бы надеть на эту избу, да чаем с малиной напоить... Да выслушать.
 
Но больше всего мне стих нравится своей округлостью — он не бьет, он просто поговорить пришел.
 
natasha: В хорошем стихотворении «Изба...» меня смутило «трухлявые зубы забора / крошатся и тонут в снегу», потому что все происходит все-таки летом. Либо тогда это некая метафора в виде сказочной картинки: все кругом цветет, а избушка вместе с забором в снегу, но как-то непонятно тогда зачем эта сказочность, кроме этого, вроде, ничего сказочного больше нет. И что за визитеры? Чего они боятся, от чего бегут? Бабы Яги? Может, это, и правда, просто сказочка? Мило.
 
И еще, это просто так, вспомнила, это песенка, слышала однажды под шарманку, попробуйте спеть, мило получается:
 
          В глубокой теснине Дарьяла,
          где роется Терек во мгле,
          старинная башня стояла,
          чернея на черной скале...
 
SukinKot: Зима присутствует даже в названии, а снег зимой меня почему-то не удивляет. Кстати, когда я раньше ездил в северные края, а это всегда было в конце лета, то проезжал места, где кое-где лежал снег — такой пласт снега лежит себе в тенечке, а рядом травка растет. А еще снег в горах бывает круглый год. Башня Тамары вспомнилась? Не уловил связи, но, допустим, что есть. И что из этого? Мне, к примеру, вспомнилась песня «жила зима в избушке», там где потолок ледяной, не вижу в этом криминала.
 
natasha: Кот, ритмика та же самая, можно также, под шарманку, спеть эту «избу», попробуйте, это здорово. Сюжет слегка схож, разве нет? Есть, кстати, еще такая же шарманка, эту-то, наверняка, знаете:
 
          Я был батальонный разведчик,
          а он писаришка штабной...
 
SukinKot: Наташа, когда-то давно на эту тему спорил, лень вспоминать детали, но суть в том, что десятки и сотни известных стихо написаны одним ритмом.
 
          Однажды в студеную зимнюю пору
          Сижу за решеткой в темнице сырой
          Гляжу поднимается медленно в гору
          Вскормленный в неволе орел молодой
 
natasha: Серёж, разве ж я против? Наоборот, я за. Просто интересно. Интересно и то, что почему-то не всегда это замечаешь, а иногда сразу. Есть, значит, что-то еще такое, кроме ритмики. Интересно что.
 
                              3. Baas. Они говорят
                              (Номинатор: natasha)
                              (4: ole, buhta, natasha, Katrin)
 
ole: Мне понравились изба Смайлы и Финкины облака. Голос за Бааса. Очень тронул.
 
Katrin:
 
          Она говорит, и слова ложатся на край стола,
          Как усталая птица прижалась к ночному морю.
          Небо стало водою, а солнце луной — иншалла,
          Мы остались кем были, лишь мы остались собою.
 
          Я говорю, и слова словно карты /у нас каре/,
          Ты нашла острова на тридцать седьмой параллели.
          Небо стало водою, не выжить нам на земле,
          Мы плывем в небесах, мы легли в небеса как звери.
 
          Мы говорим, а слова как бродящий вишневый сок,
          Северный ветер уносит звезды — сгорят на юге.
          Солнце как маятник, мечется с запада на восток —
          Мы вернулись домой, мы идем по земле как люди.
 
У меня такое ощущение, что сейчас я своими щупальцами полезу в нечто священное и буду раздирать его на куски. А потом еще буду всем рассказывать, что каждый кусок — это именно то, что мне видится.
 
«Она говорит, и слова ложатся на край стола, как усталая птица прижалась к ночному морю» — концентрат нежности и доверия. И дальше курс только лишь на сближение, до выхода в небеса. Если бы не стих Бухты, который послужил отправной точкой, я бы разрешила себе воспринимать этот текст совершенно интимно — очень уж ассоциативно верно он скроен.
 
В любом случае, это высшая точка сближения, хождение по лезвию бритвы. Даже солнце «как маятник, мечется с запада на восток».
 
Очень страшно мне. Рушить те образы, которые может вызвать этот стих у каждого. Я-то, по правде говоря, прогулялась и по стиху Бухты хорошенько, и по барашкам white-snow. Оно все общее, понимаете? Все вот это...
 
«Скорее всего, она никогда не спит, но когда ложусь, просит спеть колыбельную. Иногда соглашаюсь, закрываю глаза рукой, накрываю ее одеялом и пою. Так и спим — спина к спине, она ощущает мое тепло, я — ее вяжущую прохладу, от которой мне неприятно становится хорошо»
 
и вот это
 
«...у города кашель, у нашего города нервный тик.
я каждую ночь считаю часы, собираю камни...»
 
и вот это
 
«...Небо стало водою, а солнце луной — иншалла,
Мы остались кем были, лишь мы остались собою»
 
Тише. Тише. Все хорошо. «...И я пошел искать рафинад в булочной, чтобы ты не сомневалась в моей любви»
 
Спасибо вам всем.
 
MitinVladimir: Кэт, рецка прям ваще-ваще!.. (смотрит на время ее публикации) Надо же, я уже вставал, а кто-то исчо и не ложился, рецензии писал.
 
Katrin: Тим, спасибо. Да, почему-то ночью рецензии писать легче. Никуда не надо опаздывать.
 
                              4. Finka. Из облаков
                              (Номинатор: buhta)
                              (3: white-snow, ArinaPP, MitinVladimir)
 
Katrin:
 
          мы
          гоним спирт из облаков.
          нам
          нашу молодость не жалко.
          нас
          окружает только свалка
          не-нор-ма-тив-ная — стихов.
          У нас в домах всегда «сегодня» —
          Бутылка —
          не болезнь, а сводня
          Для
          «жить во имя» и «зачем?»
          Как между
          «кем-то» и «ничем».
 
Почему это не жалко? Жалко. Но разве что-то можно изменить? Я таких стихов, с одной стороны, побаиваюсь — за откровенность, а с другой — я благодарна им и их авторам за возможность ощутить себя «в толпе». Потому как общение с бутылкой и с «бутылкой» в окружении той самой свалки — то еще занятие... Финка умеет, что в стихах, что в комментариях, из малого количества простых слов взболтать идеальный коктейль. Да, именно между «во имя» и «зачем», именно так. Хорошо ли это, правильно? Я не знаю. Чаще мне кажется, что нет. Но... разве что-то можно изменить? Это не болезнь, это — сводня.
 
 
                              Под лучами
 
                              ОСТАЛОСЬ В ИСТОРИИ:
 
                              5. noname. Рёбра
                              (Номинатор: marko)
 
Katrin:
 
          мы умеем греться под лучами
          солнца и других окрестных звезд
          вертим землю белыми ночами
          черными латаем млечный мост
          утром камнем падаем в колодцы
          тонем и сливаемся с водой
          чтобы раствориться в текстах лоций
          лоцмана с волнистой бородой
 
          словом в нас заложена программа
          по распространению добра
          в будущем планета станет храмом
          евы из адамова ребра
          нона пряжу складывает в зыбку
          децима наматывает нить
          но одна фатальная ошибка
          морты может землю изменить
 
          выйдя из огней протуберанцев
          лоцман спросит с каждого вдвойне
          сколько желторотых новобранцев
          гибнет ежедневно на войне
          нам придется вдовствующим дамам
          выдать тайны мстительных мегер
          и сломать воинственным адамам
          ребра
 
          à la guerre comme à la guerre
 
Если характеризовать стих одним предложением, я бы выбрала «программу по распространению добра».
 
Я стихи впитываю, обоняю и ощущаю. И, признаюсь, иногда даже не ищу в них смысл — другой смысл, а не тот, который поселился во мне сразу после первого-второго прочтения. Но с этими строчками мне пришлось пообщаться. Я их распечатала, проехалась с ними в метро, они жили в моей сумке и в моей голове. Хотелось «понять недопонятое». Больше всего царапал вопрос, кто такие «мы», авторские «мы»? Дома обнаружила, что Наташа — прелесть, она уже задала этот вопрос и даже получила на него ответ. «Мы» — это ангелы, а «лоцман» — бог.
 
И вроде бы всё на поверхности — вот оно солнце и производные, вот он колодец, вода, тексты лоций — ой-ля-ля, все при деле и всё вроде бы по плану, жизнь трудна, но прекрасна, нона и децима при деле, и будет так, пока... пока не появится морта. Тут у меня нестыковка — почему ошибка? Вернее не так — а только ли ошибка? Если тексты лоций уже написаны? Или это к тому, что именно ее ошибка всегда фатальна и может изменить те самые тексты? Тогда да, всё так.
 
Вот к этому моменту я уже окунулась в ощущение «программы по распространению добра» и вдруг — «нам придется вдовствующим дамам выдать тайны мстительных мегер...», а потом и вовсе сломанные ребра, которые так и стоят перед глазами среди протуберанцев и звезд... Ага, тут, получается, начинается новый раздел: «как страшно жить». Так ведь à la guerre comme à la guerre. Или это все ради «храма Евы из адамова ребра»?
 
В общем, преподнесено познавательно и ново. И перечитывать хочется, и понимать чуть больше — тоже хочется, и уже осознаю, что буду ждать от этого автора новых текстов...
 
Автору merci.
 
natasha: Кажется, поняла стих «Рёбра». Это описание «стрелялки», сюжетно сделанной на основе какого-то «фэнтези». Не понимаю только, зачем это скрывать от читателей, далеких от таких игрушек, и не отвечать на прямой вопрос — о чем стих. Ну, намекнул бы автор в эпиграфе, или еще как. Может быть, потому, что хочется «непоняткой» придать стиху глобальное звучание. По-моему, напрасная уловка, которая только раздражает, ибо философская подкладка банальна (беднее метафоры, в данном случае), а в прямом значении (компьютерная «стрелялка») стих получается довольно хорошим.
 
Katrin: Если «стрелялка» — то, наверное, это забавно. Я их не знаю, не играю. Вот попробовала, «прожила» в стихе. Может быть.
 
Algiz: Чудеса! Мне именно что игра и вообразилась. Потому и стиш утащила к себе — на «подумать». Но поскольку я — старый сумасшедший геймер, должна заметить, игра все-таки простенькая, фэнтези, спасение мира и пр. Зато стих — хороший, крепкий.
 
natasha: Кэт, Лора, так и я не знаю, потому и не могла сразу этот «многозначительный» ребус разгадать, а потому и воспринять стих сразу правильно и легко, как он и должен, вообще-то, восприниматься, а именно, как нормальный такой, вполне себе даже «приличный» стих, если понимать его прямо, а не метафорически, ибо игровой сюжет (поверхностный коктейль из важнейших культурных мифов — тут тебе и Египет, и Греция, и библия) прекрасно отображает актуальное положение дел в воспитании и образовании детишек.
 
Algiz: И не только детишек. Взрослые тоже... подвержены.
 
Katrin: А я почему-то решила, что этот коктейль специально закручен автором... ну, для антуража.
 
noname: Катрин, я рад, что мой стишок именно вы отрецензировали, потому что вы прочитали его почти так, как я и задумывал. И, отвечая на ваш вопрос, — да, ради храма Евы, но если Морта все-таки ошибется, то не останется адамовых ребер, из которых этот храм можно будет построить.
 
Попутно замечу, что из компьютерных игрушек у меня есть пасьянс косынка на смартфоне да большой кинг на ноутбуке, ко всему прочему я абсолютно равнодушен, потому что предпочитаю чтение всему остальному, что и всем советую.
 
 
                              СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ: 05–12.12.2014:
 
                              Номинировано: 5
                              Прошло в Шорт-лист: 4
                              Шорт-мэн: Skorodinski
                              Чудо-лоцман: noname
                              Голосивших: 18
                              Воздержантов: 1 (Rosa)
                              Чадский-Буквоед: Katrin
 
 
                              ВПЕЧАТЛИЛО:
 
А я бы вот к Валерушке обратилась — он так редко номинирует — почему именно этот текст его торкнул? (Rosa)
 
Тута минутка появилась, и я ломанулась, как медведь в кусты боярышника — Лонг пихать (Rosa)
 
Я такой активный, потому что в отпуске, но он уже подходит к концу. 15 и 16 у меня две ночные смены, 18 выходной, а потом, 19 и 20 утренние, 21 и 22 ночные, 23 выходной, 24 и 25 утренние, 26 и 27 ночные... (noname)
 
Красиво. Я вслух читала (Katrin)
 
Человек просто занимается поэзией. Вот с кого надо брать пример (SukinKot)
 
Общение с бутылкой и с «бутылкой» в окружении той самой свалки — то еще занятие (Katrin)
 
Ночью рецензии писать легче. Никуда не надо опаздывать (Katrin)
 
Стих нравится своей округлостью — он не бьет, он просто поговорить пришел (Katrin)
 
Может, это, и правда, просто сказочка? Мило (natasha)
 
Вспомнилась песня «жила зима в избушке», там где потолок ледяной, не вижу в этом криминала (SukinKot)
 
Я — старый сумасшедший геймер (Algiz)
 
Предпочитаю чтение всему остальному, что и всем советую (noname)
 
Тише. Тише. Все хорошо (Katrin)

Автор: Владимир МИТИН («Решетория»)


← ПредыдущаяСледующая →

14.03.2015
Шорт-лист недели 12–19.12.2014: Я дам ему светлое имя

11.03.2015
Шорт-лист недели 28.11–05.12.2014: Я стал бы тем, кого ведут на площадь

Читайте в этом же разделе:
11.03.2015 Шорт-лист недели 28.11–05.12.2014: Я стал бы тем, кого ведут на площадь
06.03.2015 Там время никогда не заканчивается. Итоги турнира № 60
23.02.2015 Минздрав Решетории предупреждает. Итоги шестого сезона «OtvertkaFest»
20.02.2015 Поздравляем нашу бухту! Бух-бух, ура!
19.02.2015 Всё когда-нибудь будет. Шорт лист года – 2014

К списку


Комментарии

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Камертон