Писатель пишет не потому, что ему хочется сказать что-нибудь, а потому, что у него есть что сказать
(Фрэнсис Скотт Фицджеральд)
Мейнстрим
20.10.2011
Барнс покорил Букера с четвертой попытки
Лауреатом английской Букеровской премии 2011 года стал известный писатель Джулиан Барнс...
Букеровская премия 2011 года обрела своего лауреата, которым стал известный британский писатель Джулиан Барнс, передает новостная служба радио «Эхо Москвы». Эту вершину он сумел одолеть только с четвертого раза — с помощью своего романа «Ощущение конца». В списке финалистов 1984 года фигурировал роман Барнса «Попугай Флобера». Спустя 14 лет его судьбу повторила книга «Англия, Англия», в 2005-м году — «Артур и Джордж». Все три произведения хорошо известны российскому читателю.
Барнс не принадлежит к числу литераторов тусовочного времяпровождения, на литературных фестивалях не замечен, интервью давать не любит. «Барнс пишет головой», — утверждает известный английский критик и писатель Сэм Лит. «Это одна из тех книг, от которых веет холодом, — считает он. — Я бы называл ее эссеистической — именно так будет правильнее всего описать ее стиль, использованный автором для того, чтобы высказать свои мысли о времени, о памяти, о старении». В январе, в день своего 65-летия Барнс выпустил сборник рассказов под названием «Пульс».
Размер одной из самых престижных литературных премий, вручаемой писателям Британского содружества с конца 1960-х, составляет 50 тысяч фунтов стерлингов.
Юрка, как ты сейчас в Гренландии?
Юрка, в этом что-то неладное,
если в ужасе по снегам
скачет крови
живой стакан!
Страсть к убийству, как страсть к зачатию,
ослепленная и зловещая,
она нынче вопит: зайчатины!
Завтра взвоет о человечине...
Он лежал посреди страны,
он лежал, трепыхаясь слева,
словно серое сердце леса,
тишины.
Он лежал, синеву боков
он вздымал, он дышал пока еще,
как мучительный глаз,
моргающий,
на печальной щеке снегов.
Но внезапно, взметнувшись свечкой,
он возник,
и над лесом, над черной речкой
резанул
человечий
крик!
Звук был пронзительным и чистым, как
ультразвук
или как крик ребенка.
Я знал, что зайцы стонут. Но чтобы так?!
Это была нота жизни. Так кричат роженицы.
Так кричат перелески голые
и немые досель кусты,
так нам смерть прорезает голос
неизведанной чистоты.
Той природе, молчально-чудной,
роща, озеро ли, бревно —
им позволено слушать, чувствовать,
только голоса не дано.
Так кричат в последний и в первый.
Это жизнь, удаляясь, пела,
вылетая, как из силка,
в небосклоны и облака.
Это длилось мгновение,
мы окаменели,
как в остановившемся кинокадре.
Сапог бегущего завгара так и не коснулся земли.
Четыре черные дробинки, не долетев, вонзились
в воздух.
Он взглянул на нас. И — или это нам показалось
над горизонтальными мышцами бегуна, над
запекшимися шерстинками шеи блеснуло лицо.
Глаза были раскосы и широко расставлены, как
на фресках Дионисия.
Он взглянул изумленно и разгневанно.
Он парил.
Как бы слился с криком.
Он повис...
С искаженным и светлым ликом,
как у ангелов и певиц.
Длинноногий лесной архангел...
Плыл туман золотой к лесам.
"Охмуряет",— стрелявший схаркнул.
И беззвучно плакал пацан.
Возвращались в ночную пору.
Ветер рожу драл, как наждак.
Как багровые светофоры,
наши лица неслись во мрак.
1963
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.