Судьба всякой истины — сначала быть осмеянной, а потом уже признанной
(Альберт Швейцер)
Мейнстрим
27.10.2011
К 70-летию гибели Аркадия Гайдара
«Российская газета» публикует сегодня интервью с биографом знаменитого детского писателя...
Семьдесят лет назад, 26 октября 1941 года, погиб писатель Аркадий Петрович Гайдар (Голиков). К этой годовщине приурочена публикация на страницах сегодняшнего выпуска «Российской газеты» — беседа Павла Басинского с педагогом, публицистом, биографом Гайдара Борисом Николаевичем Камовым, чья книга «Аркадий Гайдар. Мишень для газетных киллеров» была удостоена премии Артема Боровика за 2010 год.
О содержании этого интервью исчерпывающе говорит его название — «Военная тайна. Какого Гайдара мы потеряли: жестокого командира или прекрасного детского писателя?» Автор «Голубой чашки» и «Судьбы барабанщика» в перестроечные и постперестроечные годы оказался среди тех, кого было важно втоптать в грязь в первую очередь. С подачи Владимира Солоухина и его прогрессивных коллег, рисовавших тогда новую российскую идеологию, Гайдара обвинили во всех смертных грехах, даже не потрудившись документально обосновать эти обвинения. В интервью с Борисом Камовым делается попытка отделить правду от чудовищной лжи, которой сегодня принято верить.
«Он — единственный из наших писателей создал произведение, которое не просто было прочитано детьми, но породило реальное общественное движение среди подростков, назвавших себя “тимуровцами”, — пишет автор материала. — Так, сегодня поклонники романов Толкиена называют себя “толкиенистами” — другие времена, другие нравы, другие “тимуровцы”...»
В чем разница? В одной незначительной мелочи. Если тимуровцы стремились нести в реальный мир реальное добро, то толкиенисты бегут от реального мира куда подальше, ибо анонимно наколоть старушке дровишек это вам не колечко в Ородруин швырнуть.
Колокольный звон над Римом
кажется почти что зримым,-
он плывет, пушист и густ,
он растет, как пышный куст.
Колокольный звон над Римом
смешан с копотью и дымом
и с латинской синевой,-
он клубится, как живой.
Как река, сорвав запруду,
проникает он повсюду,
заливает, глушит, топит
судьбы, участи и опыт,
волю, действия и думы,
человеческие шумы
и захлестывает Рим
медным паводком своим.
Колокольный звон над Римом
кажется неутомимым,-
все неистовей прилив
волн, идущих на прорыв.
Но внезапно миг настанет.
Он иссякнет, он устанет,
остановится, остынет,
как вода, куда-то схлынет,
и откатится куда-то
гул последнего раската,-
в землю или в небеса?
И возникнут из потопа
Рим, Италия, Европа,
малые пространства суши -
человеческие души,
их движения, их трепет,
женский плач и детский лепет,
рев машин и шаг на месте,
шум воды и скрежет жести,
птичья ярмарка предместий,
милой жизни голоса.
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.