На свете есть столь серьезные вещи, что говорить о них можно только шутя
(Нильс Бор)
Мейнстрим
05.07.2008
Ирвинг верен традициям XIX века
Спустя семь лет после теракта с башнями-близнецами знаменитый американский писатель обращается к теме трагедии 11 сентября…
Спустя семь лет после теракта с башнями-близнецами знаменитый американский писатель Джон Ирвинг завершает работу над новым романом о событиях 11 сентября и предупреждает: цинизм на страницах романа не отражает его личное видение тех событий. В романе представлена позиция литературных героев. Свое мнение о политике и литературе писатель высказал в интервью «РБК daily».
По словам автора, книга станет одним из самых политических его романов. Ирвинг является противником спекуляций на остроактуальных темах, но объясняет, что его видение тех событий принципиально отличается от общепринятого. При освещении важных политических явлений писатель придерживается метода выдержки временной дистанции. Роман «Молитва об Оуэне Мини», посвященный вьетнамской войне, был написан спустя 20 лет после ее окончания, рассказывает Ирвинг в интервью «РБК daily», а действие еще одного произведения, «Правила виноделов», и вовсе происходит в 30-е годы.
Автор не стремится поразить читателя «красочными» подробностями того ужасного дня, считая это дешевым трюком, которым, впрочем, многие не брезгуют. Однако он предупреждает, что не излагает в романе собственную позицию, а все мысли и идеи, которые могут показаться читателю сверхциничными и даже безнравственными, принадлежат героям романа. «Единственная обязанность автора здесь заключается в том, чтобы обеспечить правдивое изображение персонажа, — считает 66-летний романист. — Показав арабских подростков, празднующих смерть в горящих зданиях сотен американцев, мы расскажем о трагедии в тысячу раз больше, чем если бы показывали рушащиеся стены и людей, задыхающихся в дыму».
Джон Ирвинг — автор романов «Семейная жизнь весом в 158 фунтов», «Четвертая рука», «Человек воды» — известен не только читателю, но и зрителю — благодаря оскароносному фильму «Мир глазами Гарпа» и картине «Правила виноделов», за сценарий к которой получил «Оскара». Он не жалует авторов-модернистов и считает себя традиционалистом, пишет рукописи на машинке и ведет затворнический образ жизни.
Современная литература испытывает засилье романов-однодневок, считает он. Писатели стараются поразить собственной эрудированностью, в то время как главной задачей является вырисовка ярких характеров героев, которые заставят читателя переживать вместе с ними за их судьбу. Ирвинг признается, что в этом плане остается верным традициям XIX века.
До восхода успели одеться,
За едой второпях рассвело.
На крыльцо выносили Младенца,
Подавали Марии в седло.
И шагнул за ворота Иосиф,
Мимолетного взгляда не бросив
На глухое спросонок село.
Петухи отгорланили зорю,
Гарнизону вручили приказ.
И вошли в обреченную зону,
Облеченные сталью кирас.
Вифлеем пробуждался дворами,
И привычно младенцы орали,
Как и в прежние годы не раз.
Поначалу входили, робея,
Ковыряли копьем как-нибудь.
И бросалась, рыча, Ниобея,
Словно рысь, на железную грудь.
И, обрызганы соком соленым,
По ребячьим мозгам несмышленым
Пролагали отчетливый путь
Виноградари царского сада,
Трудолюбием поражены.
А Иосиф семейное стадо
Уводил по тропе тишины,
По дороге, петляющей круто,
Предъявляя агентам "Сохнута"
Долгожданную визу Жены.
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.