Поэтический турнир




Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
10 апреля 2020 г.

Тот, кто становится пресмыкающимся червем, может ли затем жаловаться, что его раздавили?

(Иммануил Кант)

Мейнстрим

04.03.2020

Памяти Кристофера Толкина

Он был равноправным, равнозначимым творцом и мастером, создававшим не затейливую выдумку, а новую реальность, в которой сюжет всегда проигрывает тому, что за ним...

Кристофер Джон Руэл Толкин

16 января умер Кристофер Джон Руэл Толкин — младший сын Джона Роналда Руэла Толкина, человек, которому вселенная Арды и Средиземья обязана своим нынешним совершенством никак не меньше, чем его знаменитому отцу.

Как ни парадоксально, деятельность Толкина-младшего, посвятившего жизнь систематизации обширного отцовского наследия, отнюдь не вторична. Он был не прижизненным «соучастником» сотворения нового фэнтезийного мира, он был равноправным, равнозначимым творцом и мастером, воплощавшим не затейливую выдумку, а новую реальность, в которой сюжет всегда проигрывает тому, что за ним.

Говоря об условности сюжета, я имею в виду то, что старший и младший были в первую очередь учеными, а не писателями. В отличие, скажем, от Клайва Стэйплза Льюиса, сочинившего «Хроники Нарнии». В отличие от Джорджа Р. Р. Мартина с его средневековым натурализмом. В отличие от Джоан Роулинг с ее волшебными палочками. В отличие от всех них...

С точки зрения литературного качества не стоит идеализировать ни «Хоббита», ни «Властелина» — если книжная история дядюшки Бильбо еще худо-бедно вписывается в формат волшебной сказки, то приключения мистера Фродо и его друзей как художественный текст откровенно слабоваты. И сколько ни сравнивай многочисленные переводы и пересказы, всегда будешь упираться в особенности изложенного ученым оригинала — в стилистические шатания, царапающую слух нарочитость речи персонажей, суховатость изложения, внезапные нотки пафоса... Один лишь пространный трактат о трубочном зелье, предваряющий первую книгу трилогии о кольце, кажется, отбил охоту к дальнейшему чтению у многих новобранцев, даже из тех, кого соблазнила на чтение джексоновская экранизация.

В итоге получилось то, что получилось: сказочник Льюис сочинил сказку, а профессор Толкин сотворил новую реальность, в которой хватает места бесконечному множеству и сказок, и сказочников.

А собирал, сшивал, сплетал, склеивал эту реальность — он, Кристофер Толкин. Практически из пыли, в изобилии вращавшейся вокруг историй о Бильбо и Фродо. Именно его стараниями (при участии канадского фантаста-альтернативщика Гая Гэвриэла Кея) в 1977 году был доработан и издан «Сильмариллион», за которым последовали восставшие из запутанных, обрывочных, неразборчивых и противоречивых черновиков Профессора, из сделанных наспех, на чем попало заметок и снабженные подробными комментариями двенадцать томов «Истории Средиземья», «Неоконченные предания Нуменора и Средиземья», «Дети Хурина», «Берен и Лютиэн» и «Падение Гондолина». Все это создавалось не как вспомогательная периферия, но как основа, как историко-культурная база «Хоббита» и «Властелина колец», благодаря которой популярные сюжеты обрели перспективу, объем и корни, а мир, в котором они разворачиваются, сегодня воспринимается как вполне реальный, имеющий обширную историю, географию, генеалогию, мифологию, тщательно проработанные наречия и диалекты...

Действительно, ну не станем же мы ставить неутешительный диагноз многим тысячам поклонников, бодро тарахтящих на синдарине, квэнья или адунаике, рассуждающих о природе орков, происхождении пророчества Глорфиндела и кто вообще такой Йарвен Бен-Адар. И, думается мне, именно по уровню реалистичности толкиновское Средиземье не превзошли и не превзойдут ни Земноморье, ни Нарния, ни Хогвартс, ни даже Вестерос.

Как ученый, как хранитель и продолжатель дела отца Кристофер Толкин был принципиальным противником экранизации «Властелина колец», восприняв ее как боевик для молодежи, лишенный изначальной эстетики и философии, пытался помешать съемкам и даже поссорился с собственным сыном Саймоном, который сотрудничал с парнями из «New Line Cinema»... Так мать защищает свое дитя — отчаянно, самоотверженно, до конца...

Но открыть мир всегда проще, нежели сберечь его в неизменности, и вслед за колумбами всегда являются конкистадоры, солдаты, торговцы и миссионеры, что, в сущности, не противоречит законам ни одного из известных нам миров. Вот и ушли за гремящие моря отцы-основатели Средиземья. А мы — остались.

 

Автор: Валерий ВОЛКОВ («Решетория»)


← ПредыдущаяСледующая →

26.02.2020
Детективы отправились на голосование

Читайте в этом же разделе:
26.02.2020 Детективы отправились на голосование
25.02.2020 Путешествие в Средиземье
22.02.2020 Родина простила?
20.02.2020 Баланс черного
06.02.2020 Гибер покорил Ангулем

К списку


Комментарии

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Произведение Осени 2019

Мастер Осени 2019

Произведение года 2019

Камертон

Юмор-студия

Пирожковая