Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
29 ноября 2020 г.

Глупая красота — не красота. Вглядись в тупую красавицу, всмотрись глубоко в каждую черту лица, в улыбку ее, взгляд — красота ее превратится мало-помалу в поразительное безобразие

(Иван Гончаров)

Мейнстрим

01.08.2020

О знаках и практиках

Когорту претендентов на главную награду стартовавшего в апреле восьмого конкурсного сезона составило 21 произведение...

«Новые горизонты»

Оргкомитет литературной премии «Новые горизонты» представил 31 июля номинационный список 2020 года. Когорту претендентов на главную награду стартовавшего в апреле восьмого конкурсного сезона составило 21 произведение, которые мы представляем в алфавитном порядке со ссылками на представления номинаторов:

1. Владимир Мироненко (Товарищ У). Алёшины сны
М.: Пятый Рим, 2019
Книга о двух величайших магах начала XX века, которые действительно изменили судьбу одной из величайших империй мира: Григории Распутине и Владимире Ульянове (Ленине). В романе более тривиальном эти исторические персоны воплощали бы противоборствующие силы космического масштаба. Владимир Мироненко выбрал другой подход: его Распутин и его Ульянов разными путями — одинаково непостижимыми для профанов — идут к одной и той же цели, стремятся к мировой гармонии. «Алёшины сны» сравнивают с сочинениями Карлоса Кастанеды и Виктора Пелевина. И, в общем, не некоторых без оснований. Но в прозе Мироненко нет ядовитого сарказма Пелевина и драматического пафоса Кастанеды. Главное уникальное свойство этой прозы в том, что о своих героях, личностях, что уж говорить, малоприятных, автор рассуждает без ненависти и презрения — хотя, конечно, и без пылкого восторга. Редкое свойство для литературы, рассказывающей о предреволюционной России, мало кому дается такая сдержанность.
 
2. Алексей Андреев. Верёвка
Электронная публикация
Неторопливое, почти реалистическое повествование о жизни современных москвичей из креативного класса... С лирическими отступлениями и рассуждениями о березках на ветру и облаках в форме журавлей. Егор, выпускник МГУ, антрополог и научный консультант небольшого рекламного агентства, возвращается в Москву из отпуска, проведенного на Гавайях. И в первый же день на рабочем месте обнаруживает, что у него внезапно пробудилась запредельная интуиция... Главный герой связывает это чудесное преображение с игрой в «кошачью колыбель», в которую с ним сыграл старик на гавайском базаре. Но «Верёвка» не о мистических знаках и полинезийских эзотерических практиках. Это именно тот жанр, о котором не раз с ностальгией вздыхали критики и издатели: производственный роман новой эпохи, посвященный IT и рекламной индустрии. Изобретательный, остроумный, написанный с фантазией и отличным знанием темы. Настоящий «актуальный роман» — не о политических перетягушках, а о том, чем люди живут.
 
3. Ася Михеева. Восьмой ангел
Электронная публикация
Формально это детектив, причем детектив космический: в далеком поселении, отделенном от условной метрополии человечества множеством врат-червоточин, произошло загадочное убийство, и из «центра» вызывают следователей: женщину-офицера, «федерального дракона», и мужчину — антрополога, способного заглянуть за лицевую сторону конкретной культуры. Таким образом, «Восьмой ангел» – детектив антропологический: прежде чем понять, кто стал убийцей, нужно понять, как функционирует общество, которое стало для этого убийства декорацией... Если «Восьмой ангел» в каком-то смысле и возвращение к старой доброй фантастике, то на новом витке, учитывающем то, что мы узнали о себе как о виде за последние полвека.
 
4. Лайла Вандела. Выступки Слов
На правах рукописи
Рассказ объемом в полтора авторских листа. Мужчина и женщина — лирическая героиня автора и Дивослав — летят по космосу в тео-НЛО. И говорят на языке будетлян. Неологизм наезжает на неологизм. Сочные метафоры подавляют. А еще и явный эротический флер… Местами язык произведения завораживает, местами через него трудно продираться. Да, трудно. А читать «Зангези» просто? В конце концов все это писано ради языка, а никак не ради сюжета. Хотя и научно-фантастический сюжет в произведении присутствует... Произведение, конечно, не для среднестатистического современного читателя фантастики — если вы среднестатистические, то и не пытайтесь его даже открывать!..
 
5. Елена и Егор Никольские. Змей подколодный
На правах рукописи
Фантасмагорическая сказка-головоломка, прячущая под неспешным детективным сюжетом тончайшие психологические формулы. Возможно, вы даже не сразу заметите, как авторский взгляд на взросление, на игры, в которые мы играем, на простые и всем известные истины потихоньку меняет вас. А ненавязчивые реминисценции каким-то непостижимым образом добираются до вашего сердца, раз за разом напоминая, что новое — это хорошо забытое старое.
 
6. Павел Иевлев. Календарь Морзе
Электронная публикация
Говорят, город Стрежев упоминается в летописях с Х века. В 980 году там была разборка с новгородским князем Владимиром Святославичем, есть целая легенда. Но это давно. А 13 июля 20** года наступил в городе вечный четверг. Выехать и въехать нельзя, вечное лето, всё как положено. От знаменитого фильма историю отличает то, что о наблюдаемом эффекте осведомлен не только протагонист — Антон Эшерский, диджей местного радио, любить и жаловать, — а все до единого жители города, от мэра до забулдыги дядьВити. А также местные православные коммунисты, роднолюбы, стриптизерши, депутаты, уфологи, журналисты, ученые, рэкетиры, реконструкторы, сисадмины, честные бизнесмены… Целая куча котиков Шрёдингера. И что характерно, никто не удивляется. Поэтому, наверное, все работает. Если вкратце, котики создают картинку. А если желаете по-умному, то каждый житель города живет в своей собственной реальности, описываемой фейнмановскими интегралами по траекториям во временной петле. Статистическое большинство этих реальностей подчиняется нормальному распределению Гаусса-Лапласа, имеющему максимальную дифференциальную энергию. Экстремум этой функции и является тем, что мы наблюдаем как реальность Стрежева. Полегчало?
 
7. Александра Голубева (Альфина). Катастеризм
М.: Эксмо, 2020 (по факту — 2019)
Когда мы говорим о научной фантастике, то обычно размышляем о том, как будущее изменит нашу жизнь — к лучшему или к худшему. Александра Голубева, на первый взгляд, исследует именно этот вопрос. Со всеми полагающимися приметами фантастики самого ближнего прицела: экспериментальные биотехнологии, беспилотные такси, социальные сети на полшага впереди тех, которыми мы пользуемся сейчас. Но вся эта внешняя мишура, которая должна унести нас за собой в прекрасное (или ужасное) далёко, оказывается только украшением, которое меняет что-то по мелочам, но до главного не дотягивается. Перефразируя Геймана, в какое бы будущее ты ни отправился, ты берешь с собой себя — вот с собой и надо разбираться, говорит «Катастеризм»; вечная жизнь и нейросети тут мало чем помогут.
 
8. Михаил Савеличев. Лабиринт для Минотавра
На правах рукописи
Сам автор аттестует роман как «ветхозаветный киберпанк» (определение, вызванное к жизни несколько лет назад появлением в номинационном списке «Новых горизонтов» его же рассказа «Мабуль»)... Сложный, многоярусный роман изобретательно микширует мифологические и теологические мотивы, а заодно и выворачивает физику наизнанку. И этим его достоинства не ограничиваются. Еще одно — яркая визионерия, образный ряд текста. Благо автору есть где развернуться: одна из нитей сюжета рассказывает о терраформировании Венеры. Впрочем, в романе, который подобно подлинному лабиринту стремится запутать, заплутать читателя, все сюжетные нити переплетены весьма искусно и даже изощренно.

9. Алексей Музычкин. Легко любить тех, кто уходит...
Новый мир. — 2019. — № 3
Девятнадцать коротких разножанровых рассказов, которые могут читаться как целое. И даже с комментариями автора.
 
10. Владимир Калашников. Лига выдающихся декадентов
М.: Снежный Ком М, 2019
На уровне аннотации книжка вызывает восторг саркастический. Василий Розанов, Андрей Белый, Павел Флоренский и многие с ними встают в начале прошлого века на пути инфернального зла. Не только семье Гумилёвых в глаза чудовищ смотреть. На деле всё не так просто. «Лига выдающихся декадентов» — не совсем беллетристика. Ни наглядности комикса, ни легкости слога здесь нет. Текст исполнен любви к персонажам, эпохе и языку, но правила беллетристики презирает. Четырехчастный исторический фарс, наверное, не удивит сюжетом, да и по свойствам своим не сможет завладеть обширной читательской аудиторией, но по части авторского перфекционизма решительно выламывается из ряда всего ныне сочиняемого.
 
11. Сергей Котов. Ошибка маленькой вселенной
Электронная публикация
Социальная драма в фантастической оболочке, поднимающая важные вопросы как отдельной семьи, так всего общества, вовлекая читателя в микрокосмос жизни школьника с необычным хобби. Ему приходится сталкиваться с реалиями современной школы: буллингом, отсутствием понимания и равнодушием со стороны родителей. Убегая от реальности семейной трагедии, Дима становится ходоком на Тайных Тропах. Мы видим и современный мир, и реальность, напоминающую СССР 50-х годов, и мир, где обитают механизмы, стирающие память у любых существ, и пережившее катастрофу пространство, будущее и прошлое, но проблема везде одна — как сохранить Мироздание и найти Третий путь. Через призму разных миров показывается мир современного подростка и его проблемы. Каждый из нас — маленькая вселенная, изменения в которой могут привести к чему-то большему. Любые, даже незначительные на первый взгляд события вносят свои коррективы в эту внутреннюю вселенную и влияют не только на человека, но и на весь окружающий мир... Может ли решение единственного подростка изменить ход событий и повлиять на судьбу человечества?
 
12. Петр Воробьёв. Разбой
Луганск: Шико, 2019
Классическое road movie, дорожное кино. Его герой, ученый Самбор путешествует по миру — не просто так, конечно, а с умыслом и сверхзадачей, ввязываясь по дороге в авантюры самого различного свойства — иногда сомнительные, чаще вынужденные, а подчас и довольно кровавые. Во вселенной «Разбоя» (впервые появившейся в романе «Набла квадрат» лет так тридцать тому назад) есть и дирижабли, и подводные лодки — на местном наречии: аэронаосы и подморницы. Здесь говорят на собственном языке, даже на нескольких, а передовые технологии соседствуют с мечами и луками. И такое сочетание вполне органично, когнитивного диссонанса не вызывает.
 
13. Анна Козлова. Рюрик
М.: Фантом Пресс, 2019
Семнадцатилетняя Марта бежит из интерната в Мытищах, куда богатые родители сдают своих сделавшихся вдруг не нужными отпрысков. В рюкзаке у Марты — запасная пара носков, книга Алена Роб-Грийе (которую она не читала и не прочтет), антисептический гель для рук и сарафан с открытой спиной, украденный у соседки по комнате. В сердце Марты — неукротимое желание найти мать, которой у нее никогда не было, а в голове — то единственное, что она о ней знает: адрес на улице Овощной в городе Архангельске, где эта таинственная мать когда-то была прописана. По дороге с Мартой (и с теми, кто ей встретится) случится много нехорошего, а потом девочка решит «срезать путь», и окажется в самом сердце Сийского лесного заказника на границе Вологодской области, где все станет по-настоящему плохо.
 
14. Ольга Вель. C176345c
Электронная публикация
Один из сценариев мрачного будущего, в котором люди с рождения делятся по неизвестному критерию на высших и рабов, в мрачных тонах живописует окончание эпохи гуманизма и полное крушение прежних, относительно человеколюбивых, ценностей. Главная героиня прибывает в заведение для будущих рабов. Дружба с двумя мальчишками — Аароном и Селигом, которых она встречает в интернате для детей, родившихся «не у тех» родителей, — позволяет сохранить частичку человечности и выжить в суровых условиях, созданных наставницами. И все же неповиновение жестоким реалиям приводит к трагическим последствиям.
 
15. Карина Шаинян. С ключом на шее
Электронная публикация
Трансгрессивная, пограничная проза, сочетающая черты хоррора, магического реализма и городского фэнтези. Действие романа разворачивается на окраине СССР в середине 1980-х и в российской глубинке 2010-х, а героями становятся юные маргиналы, которым предстоит повзрослеть и взять на себя ответственность за нелегкий выбор.
 
16. Михаил Родионов. Слово из трех букв, но не дом
Электронная публикация
Завсегдатаи и (особенно) модераторы чатов и гостевых книг тоже мечтают. А когда мечты их реализуются в жизни, порою хочется, чтоб эта мечта так и осталась только мечтою. Ну, или хотя бы просто фантастическим рассказом... И не нарушайте Правила, а не то за вами придет ИИ-Модератор!
 
17. Дмитрий Захаров. Средняя Эдда
М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019
Фантастическая антиутопия с мифологическими мотивами о реальности, которая самая что ни на есть наша. Граффити, убивающие тех, кто на них изображен; часы, ведущие отсчет до конца света; люди, которые могут иметь или не иметь некое отношение к скандинавским богам. Однако главное, что здесь кажется фантастическим, — мир власти, мир Москвы, мир закулисных высоких энергий, творящих совершенно невероятные вещи с пространством-временем, прошлым-настоящим, реальностью политической и даже физической. Беда в том, что этот уровень «Средней Эдды»... это уровень, в котором нет ни капли фантастики. Порукой чему — все те события, которые сначала были описаны в романе, а потом произошли на деле, отчего книга успела стать культовой...
 
18. Алексей Федяров. Сфумато
М.: Захаров, 2019
Как будет выглядеть высокотехнологичный мир будущего, где интернет и телепортация давно уже общее место, где людей лечат нанороботы, где телекинез, телепатия и полеты к звездам общедоступны, — мы знаем по многочисленным фантастическим произведениям. В мире будущего, который рисует автор, все эти чудеса будущего — давно и навсегда пройденный этап развития человечества...
 
19. Владимир Покровский. Фальшивый слон
На правах рукописи
Все начинается как традиционная, даже заурядная, построенная на штампах НФ, а потом превращается в жестокий сюр. Герой — журналист, научный обозреватель «в одном полуглянцевом журнале, который, судя по всему, скоро сдохнет», — привык иметь дело со всевозможными «чайниками», изобретателями вечных двигателей или антигравилетов, но Эдуард показался ему не таким. «Если бы он сказал: «Я знаю, как управлять вероятностью», — я бы с досады всплакнул. Чайники всегда знают. Но он сказал: «Я умею». Константин поверил Эдуарду, и тот демонстрирует свое изобретение — прибор, «переключающий» реальность, или «усижел» — усилитель желаний.
 
20. Сергей Мусаниф. Цивилизация страуса
Электронная публикация
Из конца нулевых персонаж попадает в Россию середины 21-го века, где, на первый взгляд, не изменилось почти ничего, кроме кое-каких мелочей. Но эти мелочи превратили новую жизнь в гротеск, невообразимый еще несколько лет назад. Сейчас, на очередном сломе эпох, даже такой вариант будущего может показаться возможным. Чего мы только ни видели за последние 30 лет и бог знает что увидим еще в ближайшие 20.
 
21. Михаил Гаёхо. Человек послушный
Новый мир. — 2019. — № 4
Узнаваемые антиутопические мотивы. Собираются знакомые нам элементы, но собираются/свинчиваются крепко — в запоминающееся целое. К достоинствам рассказа можно отнести то, что нам ничего не «объясняют», а целое реконструируется/додумывается нами из подробностей. А кое что и не нуждается в объяснениях. А кое что и без объяснений неплохо.
 
Как сообщается на официальном сайте проекта, осенью профессиональное жюри под председательством Марии Галиной сформирует шорт-лист, в который войдут пять произведений-финалистов, а позже объявит победителя восьмого премиального сезона, которым станет лучшее художественное произведение фантастического жанра, оригинального по тематике, образам и стилю. Приятным элементом традиционной награды безусловно станет денежный приз в размере 100 тысяч рублей.
 
Среди новаций восьмого сезона — освоение визуального измерения. В рамках премии состоится питчинг, по результатам которого профессиональное киножюри выберет наиболее привлекательный для экранизации текст. Жюри питчинга составили писатель и сценарист Иван Наумов, актер, режиссер, художественный руководитель Ярославского театра драмы Сергей Пускепалис, продюсер, директор телеканала «ТВ-3 и руководитель «PREMIER Studios» Валерий Федорович.
 

 



← ПредыдущаяСледующая →

04.08.2020
«Prix Orange du Livre» ушла в Тулузу

30.07.2020
Покорить «Monde»

Читайте в этом же разделе:
30.07.2020 Покорить «Monde»
27.07.2020 Осенний бал начнется в пивной
23.07.2020 Путь в «Друан» лежит через Бриве
22.07.2020 Книгопад во время пандемии
27.06.2020 «Prix Babelio 2020»: спрос рождает предложение

К списку


Комментарии

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Произведение года 2019

Камертон

Юмор-студия

Пирожковая